Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация государственной системы прогнозирования
Прогнозирование государственного и регионального уровней тесно связано с общественно-политическим и социально-экономическим состоянием страны. Оно подразделяется на макро-, мезо- и микроуровни. Кроме того, это прогнозирование тесно связано с планированием, что необходимо для регулирования бюджетной, кредитной, денежной и иных политик государства. Макро- и мезопрогнозирование охватывают федеральный уровень, а также региональный и отраслевой; микропрогнозирование осуществляется преимущественно хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики. Период упреждения государственных и региональных прогнозов может быть различным, что связано с возможным временем осуществления поставленных задач. В настоящее время государственное прогнозирование в России включает: 1) разработку сценариев развития экономики страны; 2) предоставление материалов для дифференциации региональных и отраслевых прогнозов; 3) уточнение потребностей в средствах для финансирования федеральных целевых программ, поставок продукции для государственных нужд, поддержки отраслей и регионов. Руководство государственным прогнозированием осуществляется Правительством РФ. Организационная система государственного прогнозирования включает различных участников в лице министерств, ведомств, научных учреждений и др. Основными участниками этой системы являются Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ и Центральный Банк России. Генеральным штабом государственной организации прогнозирования и планирования считается Министерство экономического развития РФ, которое разрабатывает экономическую политику государства. Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, Министерство экономического развития РФ занимается прогнозированием макроэкономической ситуации, динамики сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции, основных показателей уровня жизни, рынка труда и осуществляет мониторинг состояния экономики. В прогнозировании и планировании по своим направлениям деятельности участвуют другие министерства и ведомства. Так, Министерство финансов РФ разрабатывает и осуществляет федеральный бюджет страны на год, в том числе по кварталам; Центральный банк России обосновывает направления и параметры финансовой, денежно-кредитной и валютной политик, определяет меры совершенствования банковской системы; Министерство здравоохранения и социального развития РФ формирует направления развития социальных процессов, обеспечения занятости и функционирование рынка труда, политику доходов населения; Управление федеральной налоговой службы определяет возможные налоговые поступления. Всей необходимой информацией различные министерства и ведомства обеспечивает Госкомстат РФ, который создает информационный массив для разработки прогнозов и планов государства и регионов. Он также занимается статистическим мониторингом итогов социально-экономического развития страны, что позволяет оценивать качество прогнозов состоявшимися событиями. Кроме того, в организационную структуру прогнозирования государства входят различные научно-исследовательские учреждения и организации. Сложившийся порядок разработки государственных прогнозов и планов состоит в следующем. На основе ежегодного послания президента страны Министерство экономического развития РФ при участии других органов исполнительной власти разрабатывает сценарные условия функционирования экономики государства. Он содержит целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации положения по направлениям государственной политики, а также оценку основных показателей. Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ и Центральным банком России обосновывает и представляет предложения по направлениям бюджетной политики, которые после одобрения правительством доводятся до органов исполнительной власти государства и субъектов Федерации. Федеральные министерства и ведомства с учетом отраслевых особенностей подготавливают свои предложения по перспективам развития. Эти предложения также используются Министерством экономического развития РФ при разработке проектных документов. Министерство финансов РФ обеспечивает составление заявок органов исполнительной власти и субъектов РФ на финансирование определенных направлений деятельности из федерального бюджета. Органы исполнительной власти субъектов РФ представляют федеральным органам, являющимся государственными заказчиками федеральных целевых программ, предложения по реализации этих программ на конкретной территории. Для прогнозирования консолидированного бюджета они также представляют отчеты по исполнению бюджетов за год. Министерство экономического развития РФ, после обобщения ряда полученных материалов, представляет в Министерство финансов РФ основные показатели прогноза социально-экономического развития страны в целом и по субъектам РФ, а также перечень федеральных и межгосударственных целевых программ с указанием объемов и источников их финансирования. После всех уточнений и согласований проект прогноза социально-экономического развития РФ, проект сводного финансового плана и перечень основных задач развития представляется в правительство страны. После опубликования утвержденные цифры используются субъектами Федерации и хозяйствующими субъектами различных форм собственности для разработки и обоснования своих прогнозов и планов. Основной финансовый план страны — государственный бюджет — утверждается Государственной Думой и затем Советом Федерации. Схема составления прогноза социально-экономического развития РФ представлена на рис. 4.
6. Доводит предельные 7. Обосновывают ФА объемы бюджетного объемы финансирования финансирования (после ФЦП на очередной финансовый
|