Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика пластмасс, применяемых в самолетостроении
Пластические массы, получаемые на основе синтетических смол ил их композиций с различными наполнителями, легко перерабатываются в детали и изделия и удовлетворяют самым разнообразным требованиям авиационной техники. Они могут быть широко использованы не только как заменители металлов, но и как основные конструкционные материалы для изготовления ответственных деталей и узлов летательных аппаратов. Пластическим массам присущи свойства, выгодно отличающие их других материалов. К их числу относятся: простота изготовления сложнейших и сложноармированных деталей и изделий с минимальными последующими доработками; малая плотность деталей и изделий, не превышающая 2, 5 г/см3 (в большинстве случаев 1, 0—1, 3 г/см5); высокие удельная прочность, виброустойчивость, фрикционные или антифрикционные свойства; высокая устойчивость против атмосферных воздействий и агрессивных сред; хорошие диэлектрические, звуко- и теплоизоляционные качества; свето- и радиопрозрачность. Детали из пластических масс отличаются высоким коэффициентом полезного использования материала (кисп=0, 9—0, 95). При замене металла пластмассой снижается трудоемкость изготовления деталей примерно в 4—5 раз, уменьшается вес конструкции в 4— 5 раз и сокращается длительность производственного цикла. Применение пластмасс в качестве покрытий на поверхностях ответственных металлических деталей в некоторых случаях увеличивает срок их службы в 6—10 раз. К числу недостатков современных пластмасс следует отнести: невысокую длительную теплостойкость (до 250—300° С); низкие модуль упругости (до 3400 кГ/мм2) и ударную вязкость; старение, приводящее к изменению физико-механических свойств в процессе длительного хранения и эксплуатации. На пассажирском лайнере Ил-62 установлено 12 тысяч деталей и изделий из пластмасс общим весом 4200 кг. В отечественной и зарубежной практике пластмассы применяются в авиационной технике для изготовления обтекателей радиолокационных антенн; трехслойных конструкций с заполнителями в виде сот и пенопластов (рули, элероны, закрылки, панели и отсеки крыла, стабилизатора, фюзеляжа, полы, перегородки и др.); деталей остекления кабин; лопастей винтов; трубопроводов системы кондиционирования; легкой мебели для пассажирских кабин; теплоизоляции и декоративных панелей и др. Выбор материала зависит от назначения и технических требований, предъявляемых к изделиям (прочность, герметичность, теплостойкость и др.). Изделия из пластмасс изготовляются на основе термопластичных и термореактивных полимеров. К числу термопластов, применяемых в самолетостроении, относятся: полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол, полиметилметакрилат, полиформальдегид, поликарбонат, полиамиды, фторопласты, линейные полиэфиры. Из термореактивных полимеров наибольшее значение приобрели фенольно-формальдегидные, мочевиноформальдегидные, отверждающиеся полиакрилаты и полиэпоксиды, непредельные полиэфиры, полисилоксаны. Большинство пластмасс представляет собой сложную смесь различных компонентов, среди которых основное место занимает тот или иной полимер. Нередки случаи, когда изделия изготовляют из чистого полимера, и понятия «пластическая масса» и «полимер» становятся тождественными. В полимерные материалы для переработки их в изделия вводят различные добавки, такие, как пластификаторы, стабилизаторы, противоокислители или противостарители, отвердители, ускорители отверждения, красители, замутнители и т. д. Наряду с отдельно взятыми полимерами все большее применение находят сплавы термореактивных и термопластичных полимеров, в которых сочетаются положительные свойства тех и других. К числу наиболее распространенных совмещений связующих следует отнести сочетание фенольно-формальдегидной смолы с полиамидами, синтетическим каучуком, бутваром, анилино-формальдегидной и полисилоксановой смолой. Такое сочетание позволяет снизить хрупкость и усадку фенольно-формальдегидной смолы. Отверждение термореактивных полимеров сопровождается усадкой от 0, 15 до 10—18%. Введение различных инертных веществ резко снижает величин усадки. Поэтому наиболее широкое применение находят армированные пластмассы, в которых сочетаются смола и наполнитель. В качестве наполнителей применяются порошкообразные вещества (древесина, асбестовая, кварцевая, слюдяная мука, окись кремния, мел и т. д.); волокнистые материалы (хлопковые очесы, асбестовое волокно, стекловолокне и др.); листовые материалы (бумага, хлопчатобумажная, асбестовая и стеклянная ткань, древесный шпон и др.). Армированные пластмассы изготовляются на основе термореактивных полимеров, преимущественно непредельных полиэфиров, эпоксидных, фенольных и кремнийорганических смол. В табл. 6 приводятся данные об их теплостойкости.
Таблица 6
|