Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологическая характеристика сварных соединений и типовые примеры сборки сварныхузлов и панелей
Сварка представляет собой процесс получения неразъемного соединения, при котором в результате местного нагрева и давления возникают силы молекулярного сцепления соединяемых деталей '. Сварка как метод соединения применяется при сборке — соединении металлических и неметаллических материалов. При производстве самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов применяют дуговую электрическую, контактную электрическую и газовую сварку. При электрической дуговой и газовой сварке, т. е. сварке плавлением, металл в зоне шва нагревается до перехода в жидкое состояние, перемешивается между собой и образует одну общую ванну (рис. 161). После охлаждения и затвердевания металла в ванне отдельные детали соединяются в одно целое. Наплавленный в местах соединения металл имеет литую структуру. Для заполнения зазора между свариваемыми деталями в зону сварки вводится присадочный материал, который, расплавляясь одновременно с основным металлом, входит в состав наплавленного металла.
Рис. 161. Ручная дуговая сварка металлическим (обмазным) электродом: 1 – электрод, являющийся и присадочным материалом; 2 – электрододержатель; 3 – токопровод; 4 – источник тока; 5 – свариваемые детали
При электроконтактной сварке металл соединяемых деталей нагревается до пластического состояния и сжимается в зоне нагрева. В момент сжатия благодаря взаимной диффузии металла в зоне сварки (контакта) возникают силы молекулярного сцепления, соединяющие отдельные детали в одно целое.
Рис. 162. Схема процесса электроконтактной точечной сварки давлением
Схема процесса электроконтактной сварки приведена на рис. 162. К деталям 1 и 2, установленным между электродами 3 и 4, по токопроводам 5 подводится электрический ток от сети переменного тока 7 через трансформатор 6. В процессе сварки электроды сжимают свариваемые детали с силой Р. Наиболее широкое применение в самолетостроении получили аргонно-дуговая электросварка плавящимся электродом, дуговая автоматическая под слоем флюса, дуговая ручная плавящимся электродом, электроконтактная точечная или роликовая. В последние годы внедряется ультразвуковая точечная сварка, сварка дуговой плазмой, электронным лучом в вакууме, световым лучом. Каждый из приведенных способов сварки может выполняться вручную или автоматически с использованием различного оборудования. Так. например, дуговая сварка применяется в виде ручной плавящимся электродом, аргонно-дуговой ручной или автоматической, автоматической подслоем флюса и т. д. Электроконтактная сварка может быть точечной, роликовой и стыковой. Указанные выше виды сварки значительно отличаются одна от другой по технологическому процессу (применяемому оборудованию, приспособлениям и инструменту). Например, для сварки плавлением характерно расплавление металла, яркое пламя и высокая температура в зоне сварки, что требует специальной подготовки кромок свариваемого изделия в зоне сварки, специфического оборудования, приспособлений и инструмента. Электроконтактная сварка требует уже другой технологической оснастки, которая обеспечивала бы нагрев соединяемых деталей импульсами тока и сжатие их.
|