![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технические характеристики герметиков для заклепочных швов
Рис. 154. Схема технологического процесса сборки и клепки при внутришовной герметизации заклепочных соединений
Сократить трудоемкость герметизации и время выдержки можно механизацией работ и принудительной сушкой слоев герметика путем нагрева (горячим воздухом, электроприборами и т. д.). Рис. 155. Пример смешенной герметизации кессона-бака для жидкого топлива: а – схема кессон-бака; б – расположение герметика в шве; 1 – обшивка; 2 – стрингер; 3 – герметизирующая пленка «бутафоль»; 4 – паста У-30мэс; 5 – герметик ВТУР (сплошное покрытие внутреннего объема кессона-бака)
Рассмотрим кратко способы выполнения наиболее характерных операций герметизации клепаных соединений. 1. Обезжиривание поверхностей промывкой или протиркой их бензином Б-70 или специальными смывками. 2. Нанесение герметиков на поверхность различными способами, а именно: а) жидкие герметики наносятся кистью, пульверизатором или просто наливаются на поверхности. В последнем случае применяются специальные приспособления. Например, при поверхностной герметизации топливного отсека крыла изнутри в него наливают небольшое количество жидкого герметика, после чего отсек устанавливают в специальное приспособление, в котором: он вращается со скоростью; 0, 5-1 обилии (см. рис. 155, а). При вращении герметик разливается тонким [слоем по внутренней поверхности отсека. Оставшийся герметик сливается из отсека, а образовавшаяся на его внутренних поверхностях пленка герметика просушивается, При нанесении жидкого герметика в несколько слоев отдельно просушивается каждый слой. Плетши герметика сушатся инфракрасными электролампами, горячим воздухом или сухим паром: б) герметики в виде замазки или паст наносят шприцем, шпателем, а в некоторых случаях укладывают жгутами; в) герметики в виде матерчатых лент укладывают вручную на поверхности деталей в зоне шва.
Рис. 156. Схема контроля герметичности отдельных участков шва методом вакуума: 1 – вакуумметр; 2 – колпак; 3 – вакуум-насос; 4 – мыльная пена; 5 – заклепочный шов
3. Термическая обработка некоторых герметиков (например ТГ-18) при повышенной температуре. Для этого герметизируемые изделия помещают в специальные нагревательные камеры; или установки, в которые подается горячий воздух. 4. Сборка и клепка герметизируемых изделий производится на том же оборудовании с применением тех же инструментов и приспособлений, что и негерметизированных. 5. Контроль качества герметизации заклепочных соединений (пооперационный в процессе клепки и общий по готовому изделию) следующими методами: а) созданием вакуума па испытываемом участке шва; б) нагнетанием сжатого воздуха внутрь изделия; в) нагнетанием в контролируемое изделие сжатого воздуха в смеси с другими газами (например аммиаком, фреоном и т. д.); г) заливкой топлива (керосина) при испытании на герметичность топливных отсеков. Степень герметизации отдельных участков заклепочного шва герметической кабины контролируют методом вакуума по схеме, приведенной на рис. 156. При создании вакуума под прозрачным колпаком по вздутию мыльных пузырей определяют место утечки воздуха. Контроль степени герметизации кабины сжатым воздухом заключается в определении времени, в течение которого давление в кабине в результате утечки из псе воздуха падает от начального Рн до конечного Ркон. Допустимый перепад давления в кабине за определенный промежуток времени при ее испытании Δ Р=Рн-Ркон зависит от назначения кабины и условий ее эксплуатации. Так, для герметических кабин самолетов перепад давления Δ Р=0, 4÷ 0, 7 кг/см2 при Рн =1, 5÷ 1, 8 кг/см2 и Ркон=1, 1 кг/см2, время снижения давления от Рн до Ркон, равно 1 часу. Рис. 157. Схема контроля герметичности галоидным методом с применением течеискателя ГТИ-3: 1 – течеискатель ГТИ-3; 2 – щуп; 3 – контролируемый шов; 4 – изделие; 5 – баллон с фреоном-12
Испытание кабины методом давления позволяет определить общую степень ее герметизации, но не дает возможности установить места утечки воздуха. Для определения мест утечки воздуха пользуются методом вакуума или нагнетания в нее сжатого воздуха, смешанного с аммиаком, в количестве 1 % объема кабины. В последнем случае на испытываемые швы накладывают бумагу, пропитанную 50%-ным раствором азотнокислой ртути, которая в местах утечки из кабины смеси воздуха и аммиака покрывается темными пятнами. Топливные отсеки чаще всего испытывают на герметичность заливкой в них керосина. Перед испытанием заклепочные швы топливного отсека снаружи покрывают раствором мела в воде и затем его просушивают. В испытуемом топливном отсеке керосин находится под давлением Для контроля герметичности применяют различного вида течеискатели. Это позволяет более объективно оценить качество изделий и способствует механизации и автоматизации процесса контроля. На рис. 157 приведена схема контроля герметичности с применением галоидного течеискателя типа ГТИ-3. Проверяемое на герметичность изделие заполняют смесью фреона с воздухом под избыточным давлением. Клепаные швы проверяют щупом, а по шкале прибора наблюдают за утечкой. Галоидный метод контроля герметичности обладает высокой чувствительностью. В случае обнаружения утечек производят дополнительную герметизацию, устанавливая заклепки большего диаметра или нанося дополнительный слой герметика.
|