![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы герметизации заклепочных соединений
Утечка воздуха или топлива через заклепочный шов может происходить через 1. зазоры между деталями, 2. стенками отверстия и стержнем заклепки, 3. между поверхностью детали и закладной головкой заклепки Герметизация клепаных швов достигается: 1. плотной подгонкой склепываемых деталей по поверхности их соприкосновения. Для этого необходимо повышать точность обводов при изготовлении деталей, соединяемых клепкой, и применять сжатие их перед клепкой; 2. равномерным заполнением отверстий стержнем заклепки; 3. соблюдением требований, установленных нормалями к: · диаметрам отверстий для заклепок · углу развала зенкера · глубине зенкерования гнезд для головок заклепок. Рис. 153. Схема расположения герметиков в клепанных швах
Для герметизации заклепочных швов применяют также специальные уплотнители. В самолетостроении наиболее распространены липкие уплотнители, так как они, кроме упругости, обладают свойствами сцепления с металлом, что повышает степень герметизации шва в сравнении с упругими уплотнителями. Технические характеристики некоторых из применяемых в самолетостроении герметизирующих материалов (герметиков) приведены в таблице 13. Герметизация заклепочного шва осуществляется одним из следующих способов (рис. 153): а — внутри шовной герметизацией, при которой герметики прокладываются между соприкасающимися поверхностями склепываемых деталей; б — поверхностной герметизацией, когда герметик наносится на внутренние (не обтекаемые воздушным потоком) поверхности склепываемых деталей; в — смешанной герметизацией, объединяющей оба первых способа, т. е. внутри шовной и поверхностной. При поверхностной герметизации изделие (панель, секция или агрегат) сначала собирается полностью, затем по окончании сборочно-клепальных работ и контроля герметизируется. Технологический процесс поверхностной герметизации заклепочного шва включает обезжиривание соприкасающихся поверхностей и нанесение на них подслоя (грунта), затем герметика, термообработку герметика и контроль качества герметизации заклепочного шва. При внутри шовной герметизации заклепочного шва операции по сборке, клепке и герметизации чередуются между собой, что в значительной степени усложняет и удлиняет процесс сборки и герметизации (рис. 154). Количество, содержание и последовательность операций при внутришовной герметизации заклепочного шва определяются свойствами и видом герметика. Так, например, при использовании герметика типа тиокол необходимы все операции, указанные па рис. 154. По средним данным трудоемкость внутри шовной герметизации в 3— 4 раза выше, чем поверхностной. Смешанный способ герметизации заклепочного шва, включающий все операции внутри шовной и поверхностной герметизации, имеет наибольшую трудоемкость и длительность по времени и применяется при изготовлении емкостей, к которым предъявляются повышенные требования герметизации. На рис. 155 приведен пример смешанной — трехбарьерной герметизации кессона-бака крыла. При таком методе нанесение всех слоев герметика занимает 180 час, а суммарная выдержка на воздухе в процессе герметизации (сушка отдельных слоев) —230 час, таким образом, общий цикл работ по герметизации кессона-бака крыла длится 410 час.
Таблица 13
|