![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изготовление трехслойных конструкций с сотовым заполнителем
Конструкции с легкими заполнителями имеют ряд преимуществ перед собранными из листов и подкрепляющих профилей. Они отличаются высокой удельной прочностью, меньшим количеством деталей, улучшенными аэродинамическими качествами и успешно применяются в хвостовых отсеках лопастей вертолетов, в агрегатах оперения, в панелях самолетов и т. п. На рис. 204 показано применение клееных панелей с заполнителем на самолете В-58. Технологический процесс сборки изделия с сотовым заполнителем состоит из следующих основных операций: — изготовление сотового заполнителя и придание ему требуемых форм и размеров; — подготовка обшивки, деталей каркаса и сот к склеиванию, нанесение клея, сборка и склеивание изделия; — контроль качества склеивания. Изготовление сотового заполнителя. Металлические соты изготовляются из фольги алюминиевых сплавов толщиной 0, 03—0, 15 мм. Толщина фольги, форма и размер ячейки определяются из условий обеспечения необходимой удельной прочности и жесткости конструкции. В отечественной промышленности приняты сотовые заполнители с ячейками шестигранной формы и размером стороны шестигранника 2, 5; 4; 5 и 6 мм. В практике самолетостроения применяют два метода изготовления металлических сот: последовательным наращиванием и растяжением. В табл. 22 приведена последовательность изготовления заполнителей методом наращивания. Этот метод применяется преимущественно при толщине сот более 0, 08мм и отличается простотой оснастки. Однако он не находит широкого применения вследствие низкой производительности. Рис. 204. Клееные панели с заполнителем на самолете В-58: а – вид сверху; б – вид снизу (1 – обшивки дуралюминовые и соты из стеклоткани; 2 - обшивки и соты дуралюминовые; 3 – носки крыла и руль направления с дуралюминовыми сотами; 4 – носки киля и съемные панели с сотами из стеклоткани)
В табл. 23 приведена последовательность операций изготовления сотовых заполнителей методом растяжения пакетов в условиях серийного производства. Этот метод является наиболее технологичным, так как он позволяет механизировать и автоматизировать производство сот, упростить их механическую обработку. При этом улучшаются условия хранения и транспортировки, что способствует централизации производства сотовых заполнителей Метод растяжения применяют при изготовлении сотовых заполнителей из нежесткой фольги толщиной менее Таблица 22
Продолжение
Требуемая форма заполнителю придается путем механической обработки. В частности, при методе растяжения после разметки пакета и сверления базовых отверстий заготовки разрезаются на ленточных пилах, фрезеруются по контуру на универсальных и специальных фрезерных станках (с постоянной или переменной малкой) и растягиваются на станках типа РС-800 или РС-3000, различающихся габаритами. После растяжения торцовая поверхность сотовых заполнителей, имеющих кривизну, прикатывается для устранения неплавностей — «гребешков» (рис. 205). Рис. 205. Приспособление для прикатки поверхностей сотовых заполнителей
Плоские поверхности сотовых блоков после разрезки на плиты определенной толщины подвергаются механической обработке для придания им формы, соответствующей обводам изделия. Механическая обработка сотовых блоков производится на фрезерных станках в специальном приспособлении, при этом для крепления к столу, а также для исключения деформаций и получения гладкой поверхности сотовые блоки заполняются легкоплавкими веществами, которые после застывания придают им необходимую жесткость и прочность. В качестве таких веществ применяют воду, превращающуюся при охлаждении в лед, диэтаноланилин (для нетеплостойких клеев) и ксилит (для теплостойких клеев). Таблица 23 Подготовка обшивки, деталей каркаса и сот к склеиванию заключается в очистке от пыли, грязи, обезжиривании контактных поверхностей соответствующими органическими растворителями. В некоторых случаях элементы каркаса с сотовым заполнителем предварительно склеиваются раздельно. Заключительной подготовительной операцией является нанесение клея на контактные поверхности деталей и сот, их подсушка или подготовка клеевой пленки (в случае применения готовой пленки). На рис. 206 приведена схема одностороннего нанесения клея на торцы сотового заполнителя. Иногда целесообразно применение готовых калиброванных клеевых пленок, обеспечивающих равномерную по толщине клеевую прослойку. В этом случае пленки раскраиваются на специально оборудованных участках по соответствующим картам раскроя. Пленки прикатывают к поверхностям деталей и сот холодным или горячим роликом. Сборка и склеивание изделия производятся в специальных приспособлениях с базированием по внешней поверхности обшивки или по поверхности сотового заполнителя (рис. 207). Последний метод базирования применяют в том случае, когда заполнитель имеет ячейки небольших размеров, изготовлен из толстой фольги и обладает достаточной жесткостью. Рис. 206. Схема одностороннего нанесения клея на торцы сотового заполнителя: 1 – заполнитель; 2 – скребок; 3 – клеенаносящий ролик; 4 – рычаг; 5 – ванна с клеем; 6 – ролик для поджима; 7 – нажимное устройство Рис. 207. Способы базирования узлов в процессе сборки: а – по сотовому заполнителю; б – по обшивке (1 – базовые поверхности; 2 – обшивки; 3 – сотовый заполнитель; 4 - болванка)
В большинстве случаев базирование осуществляется по внешней поверхности обшивки, что обеспечивает более высокую точность обводов. Приспособление с собранным в нем изделием устанавливают на специальные тележки и помешают в печь или автоклав, в которых происходит отверждение клея. На рис. 208 приведена установка с жидким теплоносителем для склеивания хвостовых отсеков лопастей, а на рис. 209 — схема приспособления для сборки хвостовых частей оперения (руль направления, руль высоты) с базированием по поверхности заполнителя. Склеенное изделие осматривают, удаляют с него подтеки клея, контролируют и передают на следующий участок. Рис. 208. Установка с жидким теплоносителем для склеивания хвостовых отсеков лопастей вертолета с базированием по обшивке
Рис. 209. Схема приспособления для сборки хвостовых частей определения с базированием по поверхности заполнителя: 1 – склеиваемый узел; 2 – плита приспособления; 3 – пневмомешки; 4 – основание приспособления
|