Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изготовление узлов, панелей и отсеков с заполнителем в виде пенопласта
При использовании в качестве легких заполнителей пенопластов возможен один из следующих методов изготовления узлов, панелей и отсеков: прессовый, беспрессовый и комбинированный. При прессовом методе применяется готовый заполнитель в виде стандартных листов или плит. На рис. 210 приведена типовая конструкция рулей высоты и поворота, элеронов и лопастей несущего винта вертолета, в которой в качестве заполнителя применяется пенопласт. Рис. 210. Типовая конструкция узла, позволяющая применение заполнителя: 1 – лонжерон; 2 – нервюра; 3 – заполнитель в виде пенопласта; 4 – обшивка; 5 – законцовка; 6 - носок
Технологический процесс осуществляется в такой последовательности сборка каркаса, установка пенопласта в отсеках между нервюрами, склеивание нервюр с заполнителем, обработка пенопласта и пригонка под склейку обшивки, подготовка пенопласта и обшивок к склеиванию, установка обшивок и склеивание их с каркасом и заполнителем в приспособлении под определенным внешним давлением прессования (отсюда название — прессовый метод). Пенопласт с обшивками и элементами каркаса из дуралюмина склеивается клеем, например, марки ВИАМ-БЗ. Так как клей обладает плохой адгезией к дуралюмину, то на контактные поверхности обшивки II каркаса предварительно наносится подслой универсального клея, например БФ-2, и производится его термообработка. На поверхность полимеризованного клея БФ-2 наносится клей ВР1АМ-БЗ. На рис. 211 приведена схема приспособления для склеивания хвостовой части рулей и элеронов. Рис. 211. Приспособление с двусторонним давлением для склеивания рулей и элеронов: 1 – склеиваемый узел; 2 – поступление сжатого воздуха; 3 – полости для сжатого воздуха; 4 – фольга-мембрана
При беспрессовом методе легкий заполнитель образуется в полости изделия в результате термообработки исходной смоляной композиции (полуфабриката) в виде жидкости, порошка, измельченных кусков пленки или цилиндриков из сплошного или пустотелого шнура длиной 5— 7 мм. Технологический процесс состоит из сборки и подготовки изделия, заполнения его полуфабрикатом и термической обработки. В процессе термической обработки по достижении определенной температуры полуфабрикат вспенивается в результате действия специального газообразователя, содержащегося в композиции (пенопласты ФК-20, ФК-40, ФФ, ФК-20-А20), или химической реакции между отдельными компонентами исходной композиции (пенопласты ПУ-101, ПУ-103, ПЭ-1, ПЭ-2 и др.). Как в том, так и в другом случаях вспенивающаяся смоляная масса обладает определенным внутренним давлением (до 3—5 кГ/ ), достаточным для надежного заполнения изделий, и способностью склеиваться с обшивками и элементами каркаса трехслойной конструкции. Таким образом, здесь отпадает необходимость во внешнем давлении (отсюда название — беспрессовый метод). После вспенивания заполнитель приобретает пенистую структуру с замкнутыми ячейками и объемным весом γ зап=0, 015÷ 0, 20 г/ Необходимое весовое количество полуфабриката для заполнения изделия определяется по формуле где - вес полуфабриката в г; γ – заданный объемный вес заполнителя в г/ ; - объем изделия, подлежащий заполнению, в см3; - коэффициент, учитывающий потери при переработке, равный 1, 03-1, 05. Рассмотрим для примера сборку руля высоты (рис. 212) в ограничительном приспособлении. Пространство между обшивками и каркасом заполнено самовспенивающимся заполнителем ФК. Приспособление снабжено контактными электронагревательными элементами 5 для проведения термической обработки. В приспособление закладывается заранее собранный и подготовленный каркас 9 руля с обшивками. На каркас и обшивки из алюминиевых (или магниевых) сплавов наносится подслой клея БФ-2, поскольку пенопласты типа ФК обладают плохой адгезией к указанным сплавам. Термическая обработка клея и заполнителя производится одновременно. Рис. 212. Ограничительное приспособление для заполнения руля высоты самовоспламеняющимся заполнителем типа ФК: 1 – основание; 2 – ограничительная стенка; 3 – крышка; 4 – плита; 5 – плоские нагревательные элементы; 6 – трубчатые нагревательные элементы; 7 – струбцина; 8 – прокладки из асбеста; 9 – каркас руля
В приспособление через торцовые отверстия и отверстия облегчения в нервюрах руля вводятся трубчатые контактные нагреватели 6, обернутые целлофаном. В пространство между обшивками засыпается требуемое количество заполнителя, устанавливается и закрепляете струбцинами крышка 3. Затем включаются электронагреватели, исходная композиция нагревается с определенной скоростью до 150-180° С и выдерживается при этой температур 30—40 мин. Время нагрева, выдержки и охлаждения зависит от максимальной толщины заполнителя в изготовляемом изделии и его объемного веса. Так, при толщине 50 мм и у= 0, 15 г/ время нагрева составляет 4 часа Применение самовспенивающегося заполнителя имеет следующие преимущества перед заполнителем из готового пенопласта: — исключаются операции механической; обработки заполнителя и предварительной его сборки с каркасом, что существенно сокращает трудоемкость и цикл сборки; — внешние обводы изделия получаются более точными и стабильными. Известным недостатком этого метода является усадка самовспенивающегося заполнителя, наиболее заметная при больших толщинах изделия. Для уменьшения усадки заполнителя и деформации конструкции в исходную композицию вводятся специальные добавки (карбид кремния, газовая сажа и т. д.) или используется комбинированный метод, при котором в заполняемую полость вводится грубо обработанный вкладыш из готового пенопласта. Размер вкладыша должен быть таким, чтобы между его поверхностью и внутренними обводами изделия оставался зазор в 8—10 мм. После установки вкладышей зазор заполняется самовспенивающимся заполнителем (рис. 213). Комбинированный метод позволяет уменьшить усадку заполнителя, повысить точность внешних обводов и существенно уменьшить время термической обработки. Рис. 213. Схема комбинированного метода заполнения трехслойной конструкции: 1 – изделие; 2 – вкладыш из готового пенопласта; 3 – исходный полуфабрикат пенопласта типа ФК; 4 – отверстия облегчения
|