![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль качества клеевых соединений
Во всех случаях изготовления узлов и панелей с применением клея особое значение приобретает контроль качества клеевого шва, преследующий цель выявить участки со слабым сцеплением, местными непроклеями, пористой структурой, пережогами клея и т. д. Для предупреждения дефектов производится тщательный пооперационный контроль: 1) клеев и склеиваемых материалов; 2) внешних условий в производственных помещениях; 3) приспособлений для склеивания, оборудования, нагревательных и измерительных приборов; 4) качества подготовки и подгонки поверхности; 5) режимов склеивания. Окончательный контроль качества готовых изделий можно осуществлять внешним осмотром, простукиванием, применением дефектоскопов, испытанием образцов-свидетелей, выборочно испытанием готовых изделий. При внешнем осмотре можно обнаружить различные механические повреждения: забоины, вмятины, вздутия, а также подтеки, по которым судят о качестве склеивания. При контроле простукиванием (или.методом свободных колебаний) пользуются небольшим стержнем из мягкого металла или текстолита. Опытный контролер по изменению тона звука обнаруживает местные непроклеи и даже утолщенные клеевые прослойки. Недостатком метода является субъективность оценки качества склеивания. В настоящее время в развитие этого метода создан ряд приборов, основанных на простукивании, но снабженных измерительными приборами, делающими контроль более объективным, например дефектоскоп ЧИКП-2 для выявления дефектов в соединениях неметаллических материалов с металлами. Заслуживает особого внимания акустический импедансный метод для контроля клеевых соединений металлов и неметаллических материалов и выявления дефектов многослойных конструкций. Метод основан на зависимости механического сопротивления от наличия и величины зон нарушения сцепления между отдельными элементами соединения. В промышленности наибольшее распространение находит импедансный дефектоскоп ИАД-2, который.может работать в комплекте полуавтоматической установки ПИ-1 для механизированного контроля с записью результатов на электротермическую бумагу. В некоторых случаях применяется вакуумный метод, при котором под датчиком прибора — колпаком, наложенным на контролируемый участок соединения, создается разрежение. Перемещение обшивки фиксируется находящимися в датчике измерительными устройствами, простейшим из которых является индикатор. В местах с соединением нужного качества прогиб обшивки существенно меньше или вовсе отсутствует. Существуют и другие методы контроля: сквозное прозвучивание (теневой), ультразвуковой резонансный, метод многократных отражений, термографический и рентгеновский, с применением инфракрасного излучения и др. Каждый из этих методов предназначен для сравнительно узкой области применения. Методы контроля постоянно совершенствуются. Так, сравнительно недавно разработан контроль с применением теплового импульса, позволяющий выявить прочность сцепления металлической обшивки с заполнителем в виде сот или пенопласта. О прочности клеевых соединений можно приблизительно судить также по испытанию образцов, вырезаемых из специальных припусков на изделии, или так называемых образцов-свидетелей. Определенный процент из серии изделий проходит испытания на разрушение. Для устранения непроклеев в обшивке сверлят отверстия диаметром 2—2, 5 мм, через которые под обшивку вводят специальным шприцем клей. После этого соответствующий участок шва запрессовывают струбцинами и выдерживают необходимое для отверждения клея время. Освоение и дальнейшее совершенствование методов контроля, особенно механизированных и автоматизированных, способствуют более широкому внедрению клеевых соединений в конструкции самолетов и вертолетов.
|