![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глоссарий
Координация — обеспечение согласованности в работе всех элементов хозяйственного механизма организации. Система управления конкретным объектом или видом деятельности — совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.
Практические ситуации Экспресс-ситуации: 1. Ценного специалиста по маркетингу переманивает конкурент. 2. Организация находится на начальной стадии формирования коллектива. Люди с большим трудом притираются друг к другу. Происходит много разногласий. 3. Отдел-победитель внутрифирменного соревнования прошлого года в новом году занял предпоследнее место. 4. В плановом отделе в третий раз возникают громкие скандалы между сотрудниками. Проанализируйте предложенные десять экспресс-ситуаций, сложившихся на фирме, обоснуйте причины и источники их возникновения (явные и неявные) и предложите способы мотивации сотрудников с целью устранения конфликтной ситуации с максимальной пользой для фирмы. Анализ ситуации проведите по предложенной ниже схеме мотивационного процесса. 5. Из офиса генерального директора происходит утечка информации конкуренту. 6. В организации работают преимущественно женщины, происходит определение иерархии потребностей. 7. Молодые сотрудники постоянно участвуют в проектах НИР на стороне. 8. На генерального директора постоянно поступают анонимки в адрес руководства корпорации. 9. Работники крупной корпорации противятся слиянию с другой крупной компанией. 10. Опытный (10 лет стажа работы) специалист стал хуже выполнять задания. Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте сущность и содержание функции планирование. 2. Дайте характеристику процесса организации в деятельности фирмы. 3. Назовите главный мотивирующий фактор в организациях. 4. Назовите базовый элемент функции контроля. 5. Раскройте сущность и значение координации в деятельности организации.
Тема 1.6 ФУНКЦИИ планированиЯ Общая характеристика функции планирования Функция планирования является первой в процессе управления организацией. Она осуществляется менеджеристским корпусом для определения целей организации, а также путей и средств их достижения. По своей сути реализация функции планирования представляет заблаговременную и детальную подготовку к будущему. Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Планирование предусматривает разработку целей и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом. Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся это сделать? Суть ответа на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа сильных и слабых сторон в важных функциональных областях: маркетинге, финансах, производстве и др. При формулировании ответа на второй вопрос дополнительно к выполненному анализу (при ответе на первый вопрос) изучаются другие факторы, определяющие успех организации. Анализируются экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения, а также влияние факторов внешней среды (покупательского спроса, конкуренции, общих факторов состояния экономики, научно-технического прогресса, политических условий и др.) на деятельность организации. Ответ выражается в обоснованной постановке реалистичных целей организации и определении угроз, которые могут помешать их достижению. Ответ на третий вопрос содержит конкретные мероприятия, которые должны осуществить подразделения и сотрудники организации при решении поставленных задач для достижения сформулированных целей. При таком подходе реализация функции планирования выходит за рамки определения планов деятельности организации (предприятия, корпорации). Планирование в этом случае рассматривается как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение успеха путем детального представления желаемого результата и определения мероприятий по его достижению с учетом использования возможностей предприятия и внешней среды. Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия функция планирования должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность и прозрачность планов, а также непрерывность планирования. Обеспечение полноты и достоверности планирования означает, что планы должны отражать все виды деятельности организации и ее подразделений, необходимые для достижения успеха, определяемого как соответствующие конкретные цели и задачи. При планировании должны учитываться все факторы и ситуации, которые могут оказать влияние на развитие организации. При этом необходимо использовать современные подходы, методы, средства процедуры, обеспечивающие повышение достоверности прогнозов и рациональное использование всех привлекаемых ресурсов. Ясность и однозначность планов означает, что цели и задачи должны иметь понятные и воспроизводимые формулировки, доступные для недвусмысленного понимания всеми членами организации, а также количественные показатели. Непрерывность планирования отражает факт, что планирование не является одноразовым актом, а представляет непрерывный процесс. Это находит выражение в цикличности осуществления планирования, реализация которого сама также представляет многоэтапный процесс. Кроме того, при определении уровня детализации плана и объема работ по планированию необходимо всегда руководствоваться принципами разумности и экономичности планирования, другими словами: затраты на планирование должны находиться в определенном соотношении с получаемым от планирования выигрышем. Цель планирования Планирование — процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных); зависит от целей и стратегии развития организации. Выделяют следующие виды стратегии планирования: · стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финансовых показателей от достигнутого плюс прирост в %); · стратегия ограниченного роста во времени (от достигнутого плюс прирост на инфляцию); · стратегия снижения во времени (себестоимости продукции, финансовых показателей и т. д.); · стратегия сокращения (функций или подразделений организации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т. д.); · комбинированная стратегия. По времени различают: 1) краткосрочное (оперативное) планирование (на срок до одного года); 2) долгосрочное планирование (на срок более года). После определения целей и стратегии развития приступают к планированию необходимых для выполнения задачи ресурсов. С точки зрения привлекаемых ресурсов можно провести следующую классификацию планирования: · материально-техническое планирование (планирование необходимых для выполнения задачи станков, оборудования, запасов, рабочих площадей, мощностей, транспорта, коммуникаций, снабжения, сбыта и т. д.); · финансовое планирование (планирование будущей прибыльности и рентабельности работы, заработной платы, оборачиваемости средств, кредитов и др.); · планирование численности персонала; · временное планирование (построение сетевых графиков, графиков Ганта и т. д.); · планирование информационной архитектуры организации и ее информационных ресурсов. При планировании будущих объемов выпуска продукции необходимо иметь информацию о: – жизненных циклах товаров (если предприятие производит и само продает на рынке); – возможностях производства; – возможностях рынков сбыта. Производственный план влияет на издержки. В нем, как правило, указываются: - объемы выпуска продукции во времени; - количество работающих и расходы на заработную плату; - издержки на хранение продукции; - издержки по задолженным заказам; - издержки по внеурочным работам или простоям; - издержки на передачу продукции; - издержки по найму и увольнению работников и др. В производственном планировании выделяют три стратегии: 1) планирование переменных во времени объемов производства при переменной численности работающих; 2) планирование переменных во времени объемов производства при постоянной численности работающих; 3) планирование постоянных во времени объемов производства при постоянной численности работающих. Планирование материальных потребностей для производства осуществляется: 1) с учетом будущих объемов производства (запас материальных ресурсов при этом минимален); 2) без учета будущих объемов производства (с ориентацией на имеющиеся большие запасы материальных ресурсов). В некоторых компаниях обеспечение производства материальными ресурсами не предполагает создания запасов, а осуществляется по принципу «точно вовремя», когда комплектующие, сырье, материалы, энергоносители поступают ровно к тому времени, когда это необходимо, что позволяет минимизировать издержки хранения и снизить себестоимость продукции. Качество плана зависит от: • выбранной методологии и методик планирования; • выбора показателей планирования; • взаимодействия и единства органов планирования; • максимального учета факторов объективной и субъективной природы (темпов экономического роста страны, инфляции, уровня безработицы, этнокультурных особенностей и уровня жизни населения, среднего возраста и пола персонала и т. д.). Типы планов, бизнес-план В практической деятельности организаций существуют различные формы планирования, использующие соответствующие им методы и виды планов. В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования: 1) долгосрочное; 2) среднесрочное; 3) краткосрочное (текущее или оперативное). В целом планирование включает в себя определение: конечных и промежуточных целей; определение задач, решение которых необходимо для достижения целей; средств и способов решения конкретных задач; требуемых ресурсов, их источников и способа распределения. При рассмотрении форм планирования в рамках основ менеджмента ограничимся их краткой характеристикой, отражающей назначение и отличительные особенности каждой из этих форм. Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5—10 лет и более, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов. Среднесрочные планы охватывают период в 2—5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках их финансирования. Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляютсобой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планами. Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегического планов организации. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов. Реализация среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются но каждому отдельному подразделению (по видам деятельности, продуктам и бизнесам) на соответствующий период, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план организации (предприятия). Основу бюджета составляет прогноз продаж и оценка издержек на производство и реализацию продукции и услуг. Бюджет организации охватывает все стороны ее деятельности и базируется на планах отделений и других структурных образований предприятия (корпорации). Поэтому план и бюджет являются также средством координации работы всех звеньев организации. Виды планов могут быть классифицированы по двум основным признакам: в зависимости от видов хозяйственной деятельности и от организационной структуры предприятия (уровня планирования). При классификации по видам деятельности организации (конкретных подразделений) разрабатываются планы научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), производства, сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план капитальных вложений и другие виды планов. По уровню планирования различают планы: организации (предприятия) в целом, производственного отделения, дочерней компании, структурного подразделения и т. д. Бизнес-план — обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять фирмой. Он составляется как для действующей, так и для вновь создаваемой фирмы. Для работающего предприятия бизнес-план составляется после проведения тщательного всестороннего анализа успехов и неудач фирмы. Содержание и объем бизнес-плана зависят от различных факторов: размеров предприятия (для малого бизнеса — 10—20 страниц, для крупной фирмы — 40—50); полноты составных частей (укрупненный или детализированный); назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); периода планирования (на один год или несколько лет); квалификации составителей и практического опыта подготовки технико-экономического обоснования.
Перспективное и стратегическое планирование В современных условиях промышленные предприятия и корпорации уделяют перспективному планированию все большее внимание как инструменту централизованного управления. Перспективное планирование, как правило, осуществляется на период 10—15 лет и предусматривает следующие основные цели: 1) формулирование и объявление общих целей предприятия (корпорации), определяющих направленность его деятельности (сферу бизнеса) и условия существования на весь горизонт планирования; 2) формирование принципов ориентации на перспективу, которыми необходимо руководствоваться при разработке конкретных целей и стратегий развития предприятия (корпорации); 3) определение долгосрочных направлений деятельности предприятия (корпорации). Перспективный план предназначен для обеспечения помощи руководству при подготовке и принятии решений по важнейшим комплексным проблемам развития и деятельности предприятия, в том числе: • определение направлений и размеров инвестиций и источников их финансирования; • внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии; • диверсификация производства и обновление продукции; • определение форм осуществления инвестиций за рубежом (в условиях приобретения или создания новых предприятий); • совершенствование кадровой политики; • организация и совершенствование управления предприятием и его отдельными подразделениями для достижения целей. Содержание перспективного плана обычно ограничивается разработкой важнейших качественных характеристик развития предприятия, конкретизируемых в целевых программах или прогнозах. Перспективное планирование предусматривает разработку долгосрочного и среднесрочного стратегических планов, которые отличаются методологией их формирования, сформулированными целями и содержанием. Координация перспективных направлений развития всех подразделений предприятия осуществляется через конкретные программы, определяемые в рамках долгосрочного стратегического планирования. На основе этих планов разрабатываются среднесрочные планы с учетом их обеспечения конкретными ресурсами. Среднесрочные стратегические планы конкретизируют цели, намеченные в рамках долгосрочного планирования, и определяют выбор средств для их реализации. Стратегия представляет собой детальный комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение долговременного успеха предприятия. Разработка и выбор стратегии должны обосновываться обширными исследованиями и достоверными данными. Стратегическое планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата. Процесс стратегического планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности: 1) распределение стратегических ресурсов; 2) адаптацию деятельности и управления к изменениям внешней среды; 3) внутреннюю координацию работ; 4) организационное стратегическое предвидение. Распределение ресурсов предусматривает приоритетное обеспечение стратегическими корпоративными ресурсами (фондами, дефицитными управленческими талантами и технологическим опытом) важных направлений деятельности предприятия, определяющих его конкурентную позицию на рынке и успех в длительной перспективе. Сущность стратегического планирования заключается в формулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей его развития на планируемый период (целей), определяющих желаемый результат его деятельности в целом и в конкретном бизнесе. В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действия по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы быть целостными в течение длительного периода и одновременно достаточно гибкими, позволяющими при необходимости осуществить их совершенствование и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу деятельности предприятия на длительный период времени с условием, что постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает коррективы этого плана неизбежными. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и в то же время не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
|