Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эволюция научных представлений о принципах менеджмента
Еще задолго до того, как была сформирована классическая теория управления, люди вырабатывали ее правила на основе многовекового опыта совместной деятельности. Правила эти передавались из поколения в поколение, пополняя источник народной мудрости бесценным жемчугом здравого смысла. Исключительно метко подчеркнул роль правил в человеческой деятельности итальянский писатель Мандзони (1785—1873), указывая на то, что действовать без правил — самое трудное и утомительное занятие на этом свете. Наша современная политическая и экономическая жизнь особенно ярко и рельефно выявила и дала каждому с особой силой ощутить на своем социальном, материальном, нравственном опыте значение правил, выработанных многовековой историей народа: «что посеешь, то и пожнешь»; «мелко плавать — дно ногами задевать»; «ум хорошо, а два — лучше»; «сила уму уступает; воюют не числом, а умением»; «умный рассудит, а глупый осудит» и т. д. Родоначальниками научного управления в начале века сформулированы правила эффективной управленческой деятельности, которые относятся к так называемой классической системе управления и являются до настоящего времени основополагающими. Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912) сформулировал их следующим образом: 1) отчетливо поставленные идеалы или цели; 2) здравый смысл; 3) компетентная консультация; 4) дисциплина; 5) справедливое отношение к персоналу; 6) быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет; 7) диспетчеризация; 8) нормы и расписания; 9) нормализация условий труда; 10)нормирование производственных и управленческих операций; 11)наличие стандартных инструкций; 12)вознаграждение за производительность. Кроме двенадцати основных принципов в этой же книге приведен целый ряд других рациональных правил управления: – каждая высшая ступень управления существует не для удовольствия тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже; – начальник существует только для того, чтобы делать производительной работу подчиненного; – подчиненный существует для того, чтобы расширять и продолжать личность начальника. В книге «Общее и промышленное управление» (1916г.) А. Файоль создал доктрину административного управления, в которой изложил ее основные черты. Принципы управления (администрирования) в этой доктрине представлены следующим образом: 1) разделение труда (как основа специализации функций и разделения властей); 2) авторитет. Начальник должен восполнять авторитет должности личным авторитетом, который является результатом интеллигентности, знания, опыта, морального достоинства; способностью распоряжаться проделанной работой. Ответственность является необходимой принадлежностью власти (т. е. воздаяние награды или наказание за пользование властью); 3) дисциплина (обязательна для руководящихлиц и рядовыхфункционеров); 4) единство распорядительства (подчиненный не должен получать распоряжений более как от одного начальника); 5) единство руководства (должен быть один руководитель и единый план как условие объединения усилий и согласованности действий); 6) подчинение частного интереса общему (вместе с тем при столкновении интересов принято их примирять); 7) вознаграждение труда (должно быть справедливым, удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя); 8) централизация (необходимо находить степень соотношения централизации и децентрализации, наиболее благоприятную для предприятия, организации); 9) иерархия (можно совместить уважение к «иерархической колее» обязательством быстро доходить до цели, идя на «компромисс»); 10) порядок (определяется правилом: Определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. «Определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте»); 11) справедливость (сочетание благожелательности с правосудием); 12) устойчивость персонала (длительность пребывания работников в одной и той же должности. На практике это вопрос меры); 13) инициатива (возможность нечто задумать и осуществить, предоставляя полную самостоятельность функционерам, даже ценой некоторых жертв со стороны собственного самолюбия); 14) единение персонала (обеспечивается многими средствами и единством распорядительства). Принципы классической системы управления получили развитие в современных «школах управления».
|