![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распорядительное и дисциплинарное воздействие
Распорядительное воздействие осуществляется в процессе функционирования системы и направлено на обеспечение слаженной работы управленческого аппарата, поддержание системы в заданном режим работы или перевод ее в более совершенное состояние. Распорядительное воздействие осуществляется в формах: · приказа — документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полномочия; · постановления, которое принимается на уровне всего предприятия совместно с администрацией и общественными организациями; · распоряжения — документа устного или письменного требования к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов (издаются, как правило, функциональными руководителями или линейными руководителями среднего уровня); · указания, которое осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления. Распорядительное воздействие чаще, чем организационное требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы на предприятии. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний. Приемы и способы дисциплинарного воздействия сводятся к установлению ответственности и ее практической реализации. При этом выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность. Дисциплинарное воздействие регламентируется Трудовым кодексом и применяется в случае невыполнения работником своих функциональных обязанностей. Право на его осуществление имеет только руководитель, выступающий в роли работодателя. Важным моментом эффективного применения методов менеджмента является сочетание ответственности разных видов. Для нормального протекания управленческого процесса, необходимо соблюдение такого принципакак обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит, как правило, к управленческому произволу, в тоже время недостаток их парализует деловую активность и инициативу. 1.10.6 Социальные и психологические методы: сущность и состав Наука и практика утверждают, что успешность работы во многом зависит от целого ряда социально-психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с благоприятным климатом, добиться самореализации работников, изменить свою роль в организации. Проведенные социологические исследования показывают, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% — от умения работать с людьми. Социально-психологические методы предполагают направленное воздействие, с одной стороны, на поведение работников и нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами; а с другой стороны — на повышении его трудовой активности и направлены на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности, следовательно — к повышению эффективности. Таким образом, социально-психологические методы можно представить как совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие у них. Социально-психологические методы, что вытекают уже из самого названия, состоят из двух групп методов: социальных и психологических методов. Социальные методы управления. Эти методы представляют собой конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развитие коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри его. Они включают: 1) методы социального нормирования — положения и правила внутреннего поведения, кодексы производственного этикета и т. д. Использование этих методов позволяет установить в коллективе прогрессивные социальные, моральные и этические нормы; 2) методы социального регулирования, включающие методы повышения социально-производственной активности (обмен опытом, пропаганду, критику, самокритику) и методы социальной преемственности (посвящение в рабочие, праздники трудовой славы, чествование ветеранов, торжественные собрания и др.). Они способствуют упорядочению и гармонизации отношений на основе выявления и регулирования интересов и целей различных подразделений, групп и личностей; 3) методы морального сти мулирования, способствующие развитию в коллективе прогрессивных тенденций по достижению наивысших показателей их деятельности путем различных форм награждений, грамот, благодарностей; 4) воспитательные методы — приемы и способы убеждения, контроля за деятельностью руководства, что способствует развитию у работников прогрессивных форм мотивации. Психологические методы управления. Эта группа методов направлена на регулирование взаимоотношений между людьми путем создания оптимального психологического климата в коллективе. К ним относятся: 1) методы профессионального отбора и обучения, сущность которых сводится к отбору людей, обладающих психологическими характеристиками, в наибольшей степени соответствующими выполняемой работе; 2) методы комплектования малых групп и коллективов, которые сводятся к определению оптимального соотношения между работниками в малых группах на основе исследований по возникающим симпатиям и антипатиям внутри коллектива; 3) методы гуманизации труда. В основу этих методов положено влияние на человека факторов следующих производственной среды: окраски стен, музыки, монотонности труда и др. Гуманным считается труд, который с учетом психологических особенностей человека дает ему равномерную нагрузку, приносит ему удовлетворение; 4) методы психологического побуждения, основанные на формировании мотивов труда и создании на предприятии условий, способствующих мотивации работников.
|