Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация принципов менеджмента
Общие принципы управления. Это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т. е. они присущи всем системам управления, поэтому нами они называются общими. Данная группа принципов отражает требования, предъявляемые к качеству систем управления, а в целом — к управленческой деятельности. К основным из них относятся следующие: 1) научность. Этот принцип, утверждает, что управленческая деятельность, формирование, функционирование и развитие систем управления должны базироваться на основе данных науки, т. е. на объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследования реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, в том числе различной отраслевой принадлежности; 2) системность. Это основополагающий принцип и одновременно требование, предъявляемое к управленческой деятельности и касающееся исключительно всех ее многообразных аспектов и элементов систем управления. Базируется на системном подходе, имеющем в управлении исключительное значение. При этом имеется в виду, что качество функционирования систем управления зависит от того, насколько эти элементы систем управления соответствуют друг другу и целям управления, т. е. результативность управления во многом предопределяется тем, насколько оно (управление) соответствует критериям системы. Фундаментальное положение системного подхода о статусе любого объекта анализа, как системы, само по себе мало что дает для понимания его функционирования, если при этом не воспользоваться четким механизмом (алгоритмом) познания этого объекта как системного целого. Такой алгоритм представлен в виде совокупности последовательно осуществляемых следующих действий: · выявление структуры целого (объекта); · выделение в целом главной части (свойства); · определение количественной и качественной характеристик этих частей; · определение противоречивости частей в целом, их разнокачественности (особенно актуально для анализа и преобразования самой системы принципов управления); · оценка свойств частей и их взаимосвязей, механизмов их координации и субординации; · выявление механизмов, обеспечивающих целостность системы; · раскрытие причин возникновения и источников развития целого; · выявление интегративных (новых) свойств элементов и целого; · определение функций элементов и целого; · раскрытие способов формирования и развития целого; · выявление более общих связей элемента с системой, в которую он входит в качестве составной части; · выявление законов изменения и развития элементов и целого; · доказательство подтверждаемости следствий этих законов (прогнозов); · определение сферы применимости этих законов и их соотношения с другими законами; 3) комплексность. Это правило выступает как составная часть принципа системности и предполагает необходимость всестороннего учета всех факторов, воздействующих на объект управления. Особенно это присуще информационному обеспечению процесса управления, когда некачественность информации об объекте приводит к неэффективности принимаемых решений; 4) экономичность. Это требование — правило к управленческой деятельности, системам управления, гласящее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ о его экономичности; 5) эффективность. Данный принцип — требование к управленческой деятельности по обеспечению высокой результативности (прибыльности) функционирования объекта управления, количественная определенность которого может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы; 6) мотивация. Этот принцип утверждает, что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании деятельности персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах — материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей, определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности. Мотивация должна: 1) ориентироваться на конечные результаты деятельности; 2) направляться на удовлетворение реальных (истинных) интересов участников совместной деятельности; 3) принципы мотивации и их конкретные формы (методы) не должны вступать в противоречие с другими принципами управления. Принципы реализации функций управления. К данной группе относятся: 1) принципы формирования и реализации функции «целеполагание». Качество выполнения этой функции определяет деятельность субъекта и объекта управления на длительный промежуток времени. В условиях действия рыночных отношений от качества зависит конкурентоспособность, выживаемость, прибыльность и вообще результативность системы управления любого уровня и масштаба. При выработке целей необходимо предусматривать их всестороннее и глубокое обоснование, объективность, реалистичность, соответствие намечаемым результатам, согласованность идей и задач между собой и с ранее принятыми решениями в области целеполагания. Необходимым правилом является также выработка вариантов целей, исключение явно нерациональных и выбор оптимальных путем сравнения альтернативных целей по выбранным специально для этого показателям (критериям); 2) принципы осуществления функции «планирование деятельности». Сущность этой функции заключается в выработке модели функционирования объекта управления в форме совокупности количественных и качественных показателей, характеризующих его деятельность на определенный промежуток времени (год, квартал, месяц и т. д.). Поэтому здесь используется целый ряд принципов, носящих как общий характер, так и специфический для данного рода деятельности систем управления. Среди них главные: прогнозирование, моделирование, программирование, директивность (обязательность выполнения), единство (компромисс) интересов всех участников планируемой деятельности, сбалансированность, реалистичность, объективность, оптимальность, системность. Смысл первых шести из них следует особо подчеркнуть и пояснить. Прогнозирование — процесс выявления и предвидения объективных возможных тенденций, состояний развития управляемого объекта, а также альтернативных путей этого развития и сроков их реализации. Осуществляется в целях принятия наиболее рационального планового решения. Моделирование — процесс воспроизведения реальных объектов, явлений, процессов в форме теоретических схем и символов разного рода, создания аналогов, в которых отражены их важнейшие свойства. Моделирование используется в тех случаях, когда аналитическое решение невозможно, а непосредственное экспериментирование на реальном объекте затруднено или экономически невыгодно. Такое имитационное моделирование используется в процессе изучения систем с целью выявления и анализа законов, принципов их функционирования, оценки функциональных и организационных структур, разработки методов управления этими системами. Особая роль моделирования заключается и в имитации экономических (имущественных) и организационных отношений и связей, что позволяет реализовывать системный подход в управлении объектами разного рода. Программирование — выработка комплекса мероприятий по достижению единой (одной) цели в намечаемые сроки, обеспечиваемые необходимыми для этого ресурсами. Процесс программирования включает также анализ проблемы, формулирование целей и задач, подбор и установление исполнителей, оценку конечного результата, выбор наиболее предпочтительного для данной ситуации варианта решения проблемы. Директивность — обязанность руководствоваться выработанными планами, предопределенная договорными отношениями субъектов о сотрудничестве, совместной деятельности или соответствующими законодательными актами государства. Единство (компромисс) интересов участников планируемой деятельности — принцип, при котором в планах должна обеспечиваться реализация интересов всех участников совместной деятельности, включая государство, собственников и наемного персонала.Вместе с тем данный компромисс интересов должен способствовать интенсификации, расширению, активизации этой деятельности. Сбалансированность — важнейший принцип планирования, сущность которого заключается в равновесии всех пропорций и соотношений, параметров, показателей, планов и последствий их выполнения. Предполагает возможность и необходимость соизмерять потребности развития с возможностями их удовлетворения, обеспечивать его пропорциональность; 3) принципы осуществления функции «организация». Значение этой функции в системах управления столь велико, что некоторые теоретики и практики управления рассматривают ее в качестве самостоятельной, существующей наравне с управлением. На самом деле это так, но организационная деятельность составляет часть управленческой. Поэтому принципы организации правомерно и логично относить также к управлению. Вот важнейшие из них: – специализация. Это правило указывает на объективно существующую зависимость между характером разделения труда управленческих работников и эффективностью управления. Сущность принципа заключается в необходимости разделения управленческой деятельности на определенные виды работ и закрепления их за конкретными работниками и подразделениями аппарата управления. Эффективность такого подхода к организации управления кроется в преимуществах специализации как прогрессивной формы общественного (совместного) труда. Уровень специализации или степени однородности работ, закрепляемых за исполнителями, обусловливается конкретными условиями и особенностями реальных систем управления и обосновывается в процессе их организационного проектирования; – пропорциональность. Слаженность функционирования систем управления зависит от того, насколько соразмерны их отдельные элементы, части, подсистемы между собой. Этот принцип как раз и указывает на необходимость такого их соответствия. Причем он относится ко всем элементам, их свойствам, имея в виду их количественную и качественную характеристики; – пример. В аппарате управления число специалистов в подразделениях должно быть пропорциональным, соразмерным трудоемкости выполняемых ими работ, и не только. Профессии, уровень квалификации этих специалистов должны соответствовать характеру, степени сложности реализуемых ими функций; – ритмичность. Сущность этого правила заключается в том, что установленный порядок реализации функций управления должен неукоснительно соблюдаться, а сам этот процесс должен характеризоваться бесперебойностью и своевременностью. Объективная необходимость указанного качества процесса управления обусловлена требованиями непрерывности и равномерности использования управленческих ресурсов (труда специалистов и технических средств) как фактора их эффективности, а также бесперебойностью и непрерывностью воздействия на объект управления; – прямоточность. Если рассматривать управление как процесс сбора и обработки информации (включая выработку решений и контроль за их реализацией), то эффективность управленческой деятельности во многом будет зависеть от пути (маршрута) прохождения информационных потоков. В этом смысле «прямоточность» рассматривается в качестве наикратчайшего пути прохождения информации от источника до ее конечного потребителя. Именно от этого во многом будет зависеть скорость, качество обработки информации, оперативность ее использования; 4) принципы реализации функций координирования (координации) и регулирования совместной деятельности субъектов и объектов управления. Эти принципы должны обеспечивать эффективное их взаимодействие, устранение параллелизма и дублирования, увеличение результативности на основе четкого разделения обязанностей и прав, повышение степени согласованности действий. Эти качества функционирования систем управления обеспечиваются наравне с координированием функцией регулирования, целью которой является поддержание управляемых процессов в заданных режимах работы (планах, регламентах, проектах, программах). С помощью регулирования на основе информации о состоянии управляемого объекта или процесса осуществляются воздействия для устранения отклонений от установленных режимов функционирования и нейтрализации возмущающих воздействий внутренней и внешней среды. К этой группе принципов управления относятся: – четкость. Это требование указывает на необходимость строгого разграничения работ, прав, обязанностей между исполнителями функций как условия их согласованного, предсказуемого взаимодействия; – надежность. Координирование и регулирование должны обеспечивать способность систем управления выполнять возложенные на них функции. В практике управления это достигается с помощью различных методов, среди которых наиболее распространенными будут дублирование исполнителей и потоков информации, резервирование (увеличение) возможностей ненадежных элементов систем. В общем, этот принцип гласит, что все элементы систем должны в процессе осуществления функций координирования и регулирования получить соответствующие для данного промежутка времени и реальных условий функционирования прочность, надежность элементов и их свойств; – оперативность. Координирующее и регулирующее воздействия на объект или процесс управления должны осуществляться быстро, для того чтобы ситуация не приобрела необратимого (неуправляемого, непоправимого) характера и издержки отклонения от планируемого режима (модели) функционирования были минимальными. В этом суть данного принципа управления; – рациональность. Кроме перечисленных правил, имеет определенную, немаловажную актуальность и рациональность координирующих и регулирующих воздействий, которые должны подчиняться «здравому смыслу» и объективным условиям протекания процесса управления, учитывать близкие и отдаленные последствия этих воздействий; 5) принципы осуществления функции «руководство». Это особая функция управления, которая определяет содержание труда руководителей, т. е. тех, кто возглавляет системы и подсистемы управления. Содержание этой деятельности весьма многогранно, особая роль в ней отводится координированию работы исполнителей. Понятно, что и правил при этом используется большое множество. Поэтому выделим основные из них: - создание и непрерывная рационализация системы управления. Для успешной деятельности любой руководитель должен сформировать систему управления и поддерживать ее соответствие постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования; - работа с персоналом управления. Руководители для обеспечения поставленных целей должны подбирать и расставлять работников, рассматривая этот принцип как наиболее эффективный способ своего воздействия, влияния на управляемые процессы; - активизация труда персонала. Этот принцип указывает на важнейшую задачу руководителя любого уровня: постоянно побуждать к энтузиазму и творчеству координируемых работников с помощью разнообразных методов; - стиль деятельности. Каждый руководитель обязан выработать определенный стиль работы, постоянно его улучшая и рассматривая как важнейшее условие системного управления организацией, создания необходимой стабильности в коллективе, предсказуемости собственных действий и их последствий; - нормы поведения. Упорядочение работы сотрудников, установление регламентов, правил и методов общения и взаимоотношений в коллективе — неотъемлемая часть деятельности руководителя одновременно с его обязанностями и принципами. Регламентирование норм поведения может осуществляться в форме инструкций, указаний, положений, концепций деятельности организаций, регламентов и (или) культивироваться посредством поведения самого руководителя, устных высказываний, целой совокупности методов, способствующих формированию высоких стандартов общения, поведения персонала; 6) принципы осуществления функции «контроль». Сущностью контроля как функции управления является соотношение фактического состояния управляемого объекта с заданной программой (моделью) его функционирования. При этом используются следующие принципы: - быть предупреждающим, чтобы не допускать значительного отклонения от заданного режима функционирования объекта. Это основной принцип контроля; - своевременность контроля, обусловленная предыдущим принципом; - всесторонность контроля, которая должна обеспечивать полное знание о состоянии объекта, что является непременным условием системного управления организацией, своевременного реагирования на отклонения всех параметров, характеризующих состояние объекта, от заданных программой; - непрерывность контроля, которая диктуется соображениями не допустить такого состояния управляемого объекта, когда восстановление заданного режима функционирования становится невозможным, а это связано со значительными затратами ресурсов или убытками; 7) принципы осуществления функции «анализ». Анализ как функция управления должен обеспечивать объективную оценку деятельности объекта управления (организации, предприятия, органа управления), выявление причин сложившегося состояния, тенденций и резервов развития, несовершенств. Выполнение этой функции связано с применением таких известных принципов, как объективность, оперативность, системность, конкретность, количественная определенность и сопоставимость показателей; 8) принципы осуществления функции «учет». Содержание функции учета — это наблюдение, измерение, фиксация, регистрация на различных накопителях информации, которая характеризует состояние управляемого объекта и результаты его жизнедеятельности. При этом используются принципы: всесторонность, оперативность, унификация учетных показателей плана и фактического состояния объекта и его подразделений, точность, доступность, полнота, ясность, экономичность, объективность, своевременность. Принципы построения организационных структур систем управления. Структура систем управления в самом общем виде состоит из трех взаимосвязанных частей. Это, во-первых, исполнители функций; во-вторых, их функциональные обязанности, т. е. конкретные управленческие работы, закрепленные за этими исполнителями, и, в-третьих, взаимосвязи (организационные отношения и связи) между ними по поводу реализации этих функций. Исходя из этого, правила формирования организационных структур систем управления распространяются на все названные их элементы. Но кроме этого имеются общие принципы, отражающие требования к структурам как целостному образованию. Основные из них: 1) гибкость — одиниз основных принципов, определяющих качество структур. Он выражает их возможности изменяться под воздействием внутренних и внешних факторов, т. е. производить перегруппировку исполнителей, менять содержание и методы выполнения управленческих работ, изменять систему взаимосвязей, соподчиненность исполнителей; 2) адаптивность — готовность и способность структур приспосабливаться к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Структура может быть гибкой, но в то же время неадаптивной. Последнее свойство тесно связано с качествами всей системы управления, а так как структура является ее организационной формой, то свойство адаптивности в полной мере относится и к этой форме; 3) иерархичность. Сущность этого принципа заключена в том, что структура, как правило, формируется многоступенчатой или многоуровневой, т. е. в ней различаются подсистемы высшего и нижележащих уровней. Чем меньше уровней, тем структура более простая, т. е. менее сложная и эффективная с точки зрения воздействия на управляемые объекты. В то же время это ведет к увеличению нагрузки на исполнителей и затрудняет реализацию в полном объеме и надлежащем качестве функций. Поэтому конфигурация (число ступеней, уровней) структуры системы управления должна тщательно обосновываться по критериям гибкости, оперативности и эффективности; 4) соблюдение норм управляемости. Ввиду ограниченных возможностей человек (руководитель) может эффективно координировать работу лишь ограниченного количества исполнителей (отдельных работников и (или) звеньев аппарата управления). Это и понимается под нормой управляемости, которую определяют, в основном, опытным путем. Как правило, она составляет от трех до девяти исполнителей. Норма управляемости зависит от степени однородности и сложности работ исполнителей: чем они однороднее и менее сложные, тем большим числом работников можно эффективно управлять; 5) делегирование — передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Реализация этого принципа при построении (улучшении) структур управления позволяет разгружать верхние уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных задач либо сфер деятельности. В то же время нижележащие уровни получают возможность более успешно реализовывать возлагаемые на них задачи. Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления; 6) сочетание централизации и децентрализации полномочий. Степень соотношения этих противоположных принципов в каждой конкретной управленческой ситуации требует всестороннего и глубокого обоснования, учета ближайших и отдаленных последствий принимаемого решения; 7) централизация (сосредоточение власти, полномочий в одном лице, органе), которая при определенных условиях становится объективно необходимой. Как правило, это не рядовые ситуации, а носящие экстремальный характер при ограниченности ресурсов, времени реализации задач или особой тяжести предполагаемых последствий; 8) единоначалие. Для успешной целеустремленной деятельности системы управления необходимо единство координирования, при котором руководитель несет полную ответственность за работу или организацию в целом, координируемых им исполнителей. В этом сущность данного принципа, обеспечивающего четкость взаимодействия, слаженную работу всех участников совместной деятельности. Однако этот принцип может успешно сочетаться с делегированием полномочий при четкой координации деятельности всех исполнителей; 9) единство распорядительства. Четкое и слаженное взаимодействие исполнителей обеспечивается также тем, что каждый из них должен получать указания по поводу выполняемой работы только от одного лица. В этом заключена суть данного принципа. Принципы формирования методов управления. Они представляют собой практические, совершенно конкретные способы воздействия на объекты управления. В этом, собственно, состоит их уникальная, особенная роль в управлении. При их выработке пользуются следующими принципами: 1) активизация деятельности персонала. Каков бы по характеру ни был используемый метод управления, в первую очередь он должен способствовать проявлению энтузиазма, творчества и повышения заинтересованности работников в общих результатах работы, а также созданию наиболее благоприятных условий для их деятельности; 2) результативностью. Методы служат средством достижения целей управления. Одновременно они должны обеспечивать высокую эффективность деятельности. Если она низкая, не соответствует заданным параметрам результативности, значит, необходимо изменить данный метод или их совокупность, или порядок (механизм) их использования.
|