Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы творчества






Для большинства задач, которые вы решаете, вам не требуется особая креативность. Вы применяете ваши знания и навыки и с их помощью добиваетесь (в идеале) желаемого результата.

Творческий процесс имеет следующие этапы:

1) постановка задачи;

2) подготовка и сбор информации, попытки решения;

3) фрустрация;

4) инкубация;

5) озарение, часто предваряемое случайным событием-толчком;

6) проверка идеи;

7) реализация.

Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно, поскольку управлять творческим процессом невозможно без понимания их особенностей.

Первый этап постановка задачи. Успех решения задачи на 80% определяется правильностью ее постановки. Любая задача решается так, как она поставлена, поскольку ее формулировка определяет поле поиска возможных решений.

Второй этап подготовка. После того как задача поставлена, начинается этап подго­товки. На этом этапе анализируют исходные данные, собирают информацию. Приток информации необходим не только из профессиональной области. Речь идет о развитии эрудиции вообще.

Если задача решается одним из примененных способов, это не творческая задача. О творческом процессе не может быть и речи. Если задача относится к категории творческих, после неудачных попыток мы осознаем, что с помощью известных подходов решить ее не удастся.

От искреннего желания решить поставленную задачу, от азар­та и вдохновения, которые зародились на этом этапе, во многом зависит то, как долго будет протекать и чем закончится следующий этап — этап фрустрации.

Третий этап — фрустрация. Когда говорят о муках творчества, имеют в виду этап фрустрации. Если все попытки решить задачу заводят в тупик, наступает диском­фортное состояние, которое характеризуется усталостью, раздраже­нием, растерянностью. Появляется чувство собственной неполноцен­ности. Подобные переживания приводят к снижению контроля над ситуацией, теряется способность трезво оценивать происходящее.

С целью выхода из тупика для преодоления состояния фрустрации можно использовать различные формы поведения:

1) рационализация. Человек приводит доводы в пользу того, что придуманные им решения не так уж плохи, и переоценивает результаты своих усилий;

2) отрицание. После неудачных попыток решить задачу у человека опускаются руки. Он уверен, что его усилия были напрасны. Нередко появляется убеждение, что задачу и не надо было решать;

3) принятие стагнации. Человек признает, что потерпел поражение. Задача ему больше неинтересна. Апатия, потеря мотивации и усталость заставляют бросить начатое дело на полпути;

4) самый конструктивный ответ на фрустрацию — желание продолжать, искать новые способы решения.

Четвертый этап — инкубация. Этап инкубации начинается после того, как прекратились попытки решить творческую задачу при сохранившемся желании найти решение. Кажется, что человек полностью отошел от работы. На самом деле она продолжается, но протекает бессознательно.

В это время «переваривается» имеющаяся информация, привлекается прошлый опыт, устанавливаются скрытые от сознания связи и зависимости, конструируется решение. Успех определяется тем, насколько качественной была работа на этапе подготовки. Появ­ление идеи может быть заблокировано недостатком информации и ложными установками.

Самый распространенный способ оторваться от реально­сти — погрузиться в мир виртуальный. Во время компьютерных игр может происходить инкубация идей. Окружающие редко с пониманием относятся к подобной стра­тегии. Обычно раздаются требования прекратить попусту тратить время и заняться делом. Творцы пытаются объяснить, что это способ отвлечься, отдохнуть, что игра позволяет им сконцентри­роваться и найти выход из тупика. И хотя подобные объяснения сочувствия не вызывают, погружение в игру ничем не хуже, чем вышивание крестиком. Самое главное — не пропустить момент, когда игра из средства превращается в цель.

Часто идея созревает во сне. Вы отдыхаете, а мозг продолжает работать. Однако это про­исходит лишь с теми, кто одержим своим делом.

О том, что во сне происходит «дозревание» идей, знают мно­гие. Но некоторые не ждут милостей от природы, а пытаются управлять инкубацией и вырабатывают свои приемы «сонного» креатива.

Пятый этап озарение. Это самый яркий момент творческого процесса, его кульмина­ция. Миг рождения идеи нельзя сравнить ни с чем. Творец испытывает радостное возбуждение, сопровождаемое сердцебиением, учащенным дыханием, приливом крови к лицу. Внутренние визуальные образы окрашиваются в яркие цвета, обычно возрастают их освещенность и контрастность. «Озарило», «осенило», «будто в голове зажглась лампочка», «наступило просветление» — таковы описания субъективных переживаний появления новой идеи.

В этот момент в организме вырабатываются эндорфины — гормо­ны счастья. Человек испытывает состояние, близкое к эйфории. Может быть, поэтому творческая работа так притягательна. Радость, испытан­ная при рождении идеи, компенсирует все мучения фрустрации.

Шестой этап — проверка идеи. Идея чаще всего рождается в виде гипотезы, без деталей и подробностей. Поэтому она нуждается в тщательной проработке, оценке, проверке и анализе возможностей для реализации.

Проверка идеи производится логическими средствами. Выяс­няется, насколько она решает поставленную задачу и каким образом может быть реализована, какие ресурсы потребуются, какие послед­ствия, в том числе и негативные, могут наступить и т. п.

Седьмой этап реализация идеи. Данный этаппризван воплотить идею в жизнь, материализовать ее.

По статистике 80% новых товаров терпят пора­жение на рынке вопреки расчетам и прогнозам, так как все факторы раз­нообразной и постоянно меняющейся среды учесть невозможно. Реализация идеи может оказаться провальной по ряду причин.

Во-первых, идея может изначально быть неподходящей, не­способной достигать поставленной цели.

Во-вторых, отличное решение может пострадать из-за его некачественной реализации. Многие компании разорились там, где другие достигли процветания.

В-третьих, идея может быть не принята из-за того, что не впи­сывается в сложившиеся стереотипы, слишком необычна. В таких случаях говорят, что она опередила время. Множество великих откры­тий и гениальных произведений искусства были по достоинству оценены после того, как их авторы умерли в нищете. В этой связи не менее важным качеством, чем способность придумывать реше­ние, является умение придать ему товарный вид, продать его.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал