Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и методы государственного регулирования экономикиСтр 1 из 10Следующая ⇒
Содержание и задачи курса
Общественное производство функционирует в рамках экономической системы, основными элементами которой являются: - социально-экономические отношения; -организационные формы деятельности; -хозяйственный механизм; -производственные связи между хозяйствующими субъектами. Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня в мире нерегулируемого государством рынка нет. Одними из важнейших рычагов государственного регулирования стало прогнозирование и планирование развития национальной экономики. Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена: - общественным характером производства; - усложнением межотраслевых и региональных связей; - необходимостью поддержания рациональных народно-хозяйственных пропорций; - неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов; - деятельностью государства как субъекта рыночных отношений. В государственном воздействии на экономику опасны две крайности: 1) регулировать те экономические процессы, которые с большей эффективностью управляются рыночными механизмами; 2) полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо. Определить те области, которые требуют государственного воздействия и помогает социально-экономическое прогнозирование. Прогнозирование как понятие означает предвидение, опережающее отражение действительности и основано на законе познания природы, общества и мышления. Различают 3 формы предвидения: 1. Гипотеза, которая характеризует научное предвидение исходя из общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемого объекта, выражающая общие закономерности поведения. 2. Прогноз, основывается и на качественных и на количественных показателях, выражает предвидение на уровне конкретно прикладной теории и отличается от гипотезы большей достоверностью и меньшей неопределенностью. В тоже время связи прогноза с исследуемым объектом неоднозначные и нежесткие, а носят вероятностный характер. 3. План, представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта; в плане устанавливаются пути и средства в соответствии с поставленными задачами и обосновываются принимаемые управленческие решения. Главной отличительной чертой плана является конкретность показателей и их определенность во времени. Объектом прогнозирования национальной экономики является расширенное воспроизводство, взятое как единство всех его фаз. Основными задачами прогнозирования и планирования является: 1. сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики; 2. обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции; 3. обеспечение эффективного использования всех ресурсов; 4. обеспечение достаточного уровня доходов населения, социальной защищенности.
Формы и методы государственного регулирования экономики
Применяемые формы государственного регулирования обычно классифицируются по 3 группам: 1.законодательная (правовая) 2.финансово-кредитная, включая бюджетную, налоговую, кредитно-денежную. 3. административная (административно-экономическая и организационно административная форма). По значимости приоритет отдается законодательной форме, она представляет совокупность законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, с помощью которых устанавливаются основные принципы государственного и общественного устройства, права и обязанности хозяйствующих субъектов и граждан. Финансово-кредитная форма реализуется с помощью бюджетно-налоговых инструментов (государственные расходы, налоги, пошлины, субсидии) и при помощи кредитно-денежного регулирования – эмиссия денежной массы, регулирование учетной ставки за банковский кредит и рыночные операции с ценными бумагами. Административная форма государственного регулирования делится на: 1. Административно-экономическую, инструментами которой являются централизованное планирование, ценообразование, финансирование и система экономических нормативов. 2. Организационно-административная, оперирует такими методами как прямые административные указания, с помощью которых устанавливаются жесткие правила, регулирующие взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев хозяйственной системы. В государстве обычно складываются определенные соотношения между различными формами регулирования. В странах с рыночной экономикой первостепенная роль отводится законодательной форме, в административно-командной системе - административная форма.
Формы планирования и их применение в современных условиях
Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, основные из них: 1. директивное планирование – обязательное, жесткое, подлежащее исполнению; планирование, предполагающее применение административно-командных рычагов. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно распорядительных документов, законов, указов, приказы, распоряжения, после создания которых осуществляется практическая реализация установленных изданий и текущий и конечный контроль за их выполнением. 2. стратегическое планирование – процесс определения целей и значения экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны, отрасли, предприятия. При нем решаются задачи определяющие характеристики экономических преобразований, устойчивости экономики и уровня жизни населения. 3. индукативное планирование, предполагает от жесткого директивного планирования и предусматривает регулирование экономики с помощью индикаторов, которыми являются макроэкономические показатели. Оно носит рекомендательный характер, при этом в руках государства остается системы прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, бюджетных субсидий, дотаций. Система прогнозов планов и показателей По масштабам прогнозирования все прогнозы делятся на 4 уровня: 1. Прогнозы поведения макроэкономических систем. Эти прогнозы включают прогнозирование мировой экономики в целом, в разрезе регионов мира и прогнозирование экономики страны. 2. Прогнозы развития народно-хозяйственных комплексов, аграрно-промышленного, топливно-энергетического и строительного. 3. Отраслевые и региональные, межотраслевые и межрегиональные прогнозы. 4. Прогнозы низовых звеньев экономики которым относятся предприятия, объединения и отдельные производства Во временном аспекте по срокам действия прогнозы делятся: 1. Оперативные, охватывает период 1 месяц, характеризуют в основном количественную сторону и не предполагают существующих изменений в исследуемом объекте. 2. Краткосрочные, прогнозы разработаны на период до 1 года. 3. Среднесрочные, разрабатываются от 3 до 5 лет и предполагают количественные и качественные изменения. 4. Долгосрочные, от 15 до 20 лет и характеризуют в основном качественные изменения. 5. Дальнесрочные прогнозы (свыше 25 лет) и предполагают значительные качественные изменения в исследуемом объекте. По функциональному признаку: 1. поисковый прогноз, он основан на условном продолжении в будущем закономерности и тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем. Задача этого типа прогноза – выяснить как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций. 2. целевой прогноз – это прогноз от будущего к настоящему, сначала устанавливаются желаемые явные параметры развития и цели, а затем определяется необходимые для этого финансовые, математические и трудовые ресурсы. Развитие экономики характеризует система показателей, состав и перечень этих показателей определяется содержанием прогнозов и планов. Система показателей состоит из блоков соответствующим различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей являются показатели: производства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, капитальных вложений, финансового и денежного обращения. Все показатели подразделяются на: абсолютные и относительные; количественные и качественные; утверждаемые, расчетные, индикативные.
Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования
1. Научные основы методологии прогнозирования и планирования 2. Методологические принципы прогнозирования 3. Методы прогнозных и плановых расчетов 1. Научные основы методологии прогнозирования и планирования
Научные основы методологии прогнозирования и планирования
Методология прогнозов и планов национальной экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения плановых и прогнозных расчетов и раскрывает и характеризует логику формирования принципов и планов и их осуществление. Принципы – это основополагающие правила, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов. Методы – это способы и приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ. Логика – это упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обоснований плановых решений. Составной частью методологии является методика, которая представляет собой совокупность способов и приемов для проведения конкретных прогнозных и плановых расчетов. И прогнозирование, и планирование базируется на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией. Экономическая наука исследует производственные отношения во взаимодействии с производственными силами. Закон отражает строгую зависимость и причинно-следственную обусловленность между экономическими явлениями. Так распределение и потребление всегда ограничивается имеющимися ресурсами, а обмен требует эквивалентности. Экономическая теория формулирует соответственные понятия категории и законы, на которых базируется прогнозирование и планирование.
|