Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы государственного регулирования экономики






Содержание и задачи курса

 

Общественное производство функционирует в рамках экономической системы, основными элементами которой являются:

- социально-экономические отношения; -организационные формы деятельности; -хозяйственный механизм;

-производственные связи между хозяйствующими субъектами.

Главной отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие национальной экономики. Сегодня в мире нерегулируемого государством рынка нет. Одними из важнейших рычагов государственного регулирования стало прогнозирование и планирование развития национальной экономики.

Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена:

- общественным характером производства;

- усложнением межотраслевых и региональных связей;

- необходимостью поддержания рациональных народно-хозяйственных пропорций;

- неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов;

- деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.

В государственном воздействии на экономику опасны две крайности:

1) регулировать те экономические процессы, которые с большей эффективностью управляются рыночными механизмами;

2) полагаться исключительно на рыночные механизмы даже в тех случаях, где вмешательство государства необходимо.

Определить те области, которые требуют государственного воздействия и помогает социально-экономическое прогнозирование.

Прогнозирование как понятие означает предвидение, опережающее отражение действительности и основано на законе познания природы, общества и мышления.

Различают 3 формы предвидения:

1. Гипотеза, которая характеризует научное предвидение исходя из общей теории. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемого объекта, выражающая общие закономерности поведения.

2. Прогноз, основывается и на качественных и на количественных показателях, выражает предвидение на уровне конкретно прикладной теории и отличается от гипотезы большей достоверностью и меньшей неопределенностью. В тоже время связи прогноза с исследуемым объектом неоднозначные и нежесткие, а носят вероятностный характер.

3. План, представляет собой постановку точно определенной цели и предвидение детальных событий исследуемого объекта; в плане устанавливаются пути и средства в соответствии с поставленными задачами и обосновываются принимаемые управленческие решения. Главной отличительной чертой плана является конкретность показателей и их определенность во времени.

Объектом прогнозирования национальной экономики является расширенное воспроизводство, взятое как единство всех его фаз.

Основными задачами прогнозирования и планирования является:

1. сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики;

2. обоснование и регулирование темпов роста выпуска продукции;

3. обеспечение эффективного использования всех ресурсов;

4. обеспечение достаточного уровня доходов населения, социальной защищенности.

 

Формы и методы государственного регулирования экономики

 

Применяемые формы государственного регулирования обычно классифицируются по 3 группам:

1.законодательная (правовая)

2.финансово-кредитная, включая бюджетную, налоговую, кредитно-денежную.

3. административная (административно-экономическая и организационно административная форма).

По значимости приоритет отдается законодательной форме, она представляет совокупность законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, с помощью которых устанавливаются основные принципы государственного и общественного устройства, права и обязанности хозяйствующих субъектов и граждан.

Финансово-кредитная форма реализуется с помощью бюджетно-налоговых инструментов (государственные расходы, налоги, пошлины, субсидии) и при помощи кредитно-денежного регулирования – эмиссия денежной массы, регулирование учетной ставки за банковский кредит и рыночные операции с ценными бумагами.

Административная форма государственного регулирования делится на:

1. Административно-экономическую, инструментами которой являются централизованное планирование, ценообразование, финансирование и система экономических нормативов.

2. Организационно-административная, оперирует такими методами как прямые административные указания, с помощью которых устанавливаются жесткие правила, регулирующие взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев хозяйственной системы. В государстве обычно складываются определенные соотношения между различными формами регулирования.

В странах с рыночной экономикой первостепенная роль отводится законодательной форме, в административно-командной системе - административная форма.

 

Формы планирования и их применение в современных условиях

 

Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, основные из них:

1. директивное планирование – обязательное, жесткое, подлежащее исполнению; планирование, предполагающее применение административно-командных рычагов. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих административно распорядительных документов, законов, указов, приказы, распоряжения, после создания которых осуществляется практическая реализация установленных изданий и текущий и конечный контроль за их выполнением.

2. стратегическое планирование – процесс определения целей и значения экономических показателей по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны, отрасли, предприятия. При нем решаются задачи определяющие характеристики экономических преобразований, устойчивости экономики и уровня жизни населения.

3. индукативное планирование, предполагает от жесткого директивного планирования и предусматривает регулирование экономики с помощью индикаторов, которыми являются макроэкономические показатели. Оно носит рекомендательный характер, при этом в руках государства остается системы прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, бюджетных субсидий, дотаций.


Система прогнозов планов и показателей

По масштабам прогнозирования все прогнозы делятся на 4 уровня:

1. Прогнозы поведения макроэкономических систем. Эти прогнозы включают прогнозирование мировой экономики в целом, в разрезе регионов мира и прогнозирование экономики страны.

2. Прогнозы развития народно-хозяйственных комплексов, аграрно-промышленного, топливно-энергетического и строительного.

3. Отраслевые и региональные, межотраслевые и межрегиональные прогнозы.

4. Прогнозы низовых звеньев экономики которым относятся предприятия, объединения и отдельные производства

Во временном аспекте по срокам действия прогнозы делятся:

1. Оперативные, охватывает период 1 месяц, характеризуют в основном количественную сторону и не предполагают существующих изменений в исследуемом объекте.

2. Краткосрочные, прогнозы разработаны на период до 1 года.

3. Среднесрочные, разрабатываются от 3 до 5 лет и предполагают количественные и качественные изменения.

4. Долгосрочные, от 15 до 20 лет и характеризуют в основном качественные изменения.

5. Дальнесрочные прогнозы (свыше 25 лет) и предполагают значительные качественные изменения в исследуемом объекте.

По функциональному признаку:

1. поисковый прогноз, он основан на условном продолжении в будущем закономерности и тенденции развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем. Задача этого типа прогноза – выяснить как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций.

2. целевой прогноз – это прогноз от будущего к настоящему, сначала устанавливаются желаемые явные параметры развития и цели, а затем определяется необходимые для этого финансовые, математические и трудовые ресурсы.

Развитие экономики характеризует система показателей, состав и перечень этих показателей определяется содержанием прогнозов и планов. Система показателей состоит из блоков соответствующим различным аспектам расширенного воспроизводства. Основными блоками показателей являются показатели: производства, трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, капитальных вложений, финансового и денежного обращения.

Все показатели подразделяются на: абсолютные и относительные; количественные и качественные; утверждаемые, расчетные, индикативные.

 

Тема 2. Методологические основы планирования и прогнозирования

 

1. Научные основы методологии прогнозирования и планирования

2. Методологические принципы прогнозирования

3. Методы прогнозных и плановых расчетов

1. Научные основы методологии прогнозирования и планирования

 

Научные основы методологии прогнозирования и планирования

 

Методология прогнозов и планов национальной экономики определяет основные принципы, подходы и методы проведения плановых и прогнозных расчетов и раскрывает и характеризует логику формирования принципов и планов и их осуществление.

Принципы – это основополагающие правила, которые должны выполняться при разработке прогнозов и планов.

Методы – это способы и приемы, используемые при разработке прогнозов, планов, программ.

Логика – это упорядоченная последовательность действий при проведении прогнозных расчетов и обоснований плановых решений.

Составной частью методологии является методика, которая представляет собой совокупность способов и приемов для проведения конкретных прогнозных и плановых расчетов.

И прогнозирование, и планирование базируется на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией.

Экономическая наука исследует производственные отношения во взаимодействии с производственными силами. Закон отражает строгую зависимость и причинно-следственную обусловленность между экономическими явлениями. Так распределение и потребление всегда ограничивается имеющимися ресурсами, а обмен требует эквивалентности. Экономическая теория формулирует соответственные понятия категории и законы, на которых базируется прогнозирование и планирование.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал