Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические принципы прогнозирования
Основополагающим принципом планирования и прогнозирования является принцип единства экономики и политики, который означает, что все планы и прогнозы должны опираться на существующий в стране общественный строй. В социальном обществе при административной системе таким принципом был принцип самостоятельности хозяйствующих субъектов. - принцип альтернативности. Его сущность заключается в том, необходимо проводить многовариантные разработки или альтернативы и в основу прогноза или плана необходимо брать наилучший вариант из двух или нескольких возможных. - принцип системности - создание системы показателей методов и моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволили бы построить целостную картину его развития. - принцип непрерывности, должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспект и увязываться между собой. - принцип научной обоснованности. Означает необходимость изучения и применение научных методов прогнозирования и планирования различного временного аспекта и должны увязываться между собой. - принцип оптимальности – означает, что из некоторых возможных вариантов должен выбираться наиболее эффективный. Для макроэкономического уровня это вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение нужд народного хозяйства и экономики в удовлетворении потребностей населения при имеющихся ресурсах с учетом их более рационального использования. - принцип сбалансированности и пропорциональности - сбалансированная увязка показателей, установление пропорций и обеспечение их соблюдения. По характеру значимости все пропорции подразделены на общеэкономические, межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные, внешнеэкономические. Особая значимость в период становления рыночных отношений придается формированию и обеспечение соблюдения общеэкономических пропорций: - соотношение между спросом и предложением, - потреблением и накоплением, - доходами и расходами государства, - денежной массой и товарными ресурсами, - производством средств производства и производством предметов потребления, - ростом производительности труда и заработной платой. Нарушение указанных пропорций вызывает негативные явления в экономике: спад производства, инфляция, безработица. 3. Методы прогнозных и плановых расчетов
Наукой и практикой разработано множество методов. В качестве основных на практике используются до 20 методов. Все методы подразделяются на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в прогнозировании в тез случаях, когда можно учесть влияние многих факторов, либо из-за незначительной сложности объекта прогнозирования или если объект прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Основными интуитивными методами являются: 1. метод экспертных оценок 2. метод исторических аналогий 3. метод прогнозирования по образцу К формализованным методам относятся методы которые базируются на математической теории Основным методом прогнозирования является экстрополяция, который применяется при стабильности системы, устойчивости явлений, когда динамика процессов и показателей в перспективе определяется тенденциями их изменениями в прошедшем периоде. Предполагается, что развитие системы идет непрерывно и гладко, а прогноз становится проекцией прошлого в будущее. Метод моделирования, базируется на разработке экономическо-математических моделей решение задач с помощью ЭВМ. Моделирование позволяет вскрывать взаимосвязи и выбирать наилучшие варианты решения задач. В прогнозировании наибольшее применение получили модели экономического роста, модели размещения производств, оптимизации производств, модели межотраслевого баланса. В практике планирования и прогнозирования широко используются: 1. Экономический системный анализ 2..Балансовый 3. Нормативный анализ. Системный анализ - основной, т.к. является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Сущность - экономический процесс или явления расчленяются на составные части и выявляется взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. В экономическом анализе применяются: сравнение, группировка, индексный метод. Балансовый метод – имеет универсальное значение как способ увязывающий потребности с ресурсами. С помощью балансового метода регулируются народно-хозяйственные пропорции, вскрываются диспропорции, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие. Нормативный метод применяется для расчета прогнозных и плановых показателей. Значение этого метода определяется тем, что нормы закладываются практически во все сколько-нибудь значимые показатели. Норма – это максимально допустимая величина, характеризующая научно-обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукцию в принятых единицах измерения. На макроуравне применяются 3 основные группы норм: 1. Нормы затрат живого труда 2. Нормы затрат овеществленного труда 3. Нормы средств труда – амортизационные отчисления. Наличие норм и нормативов позволяет определить прогнозные и плановые показатели на основе прямого счета
Тема 3. Организация прогнозирования и планирования
1. Основы организации прогнозирования и планирования 2. Задачи и функции органов прогнозирования и планирования 3. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития
1. Основы организации прогнозирования и планирования. Организация прогнозирования и планирования охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления народным хозяйством, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения Научными основами организации прогнозирования и планирования являются принципы, т.е. требования и основополагающие правила. В условиях перехода к рыночным отношениям практическое использование указанных принципов предполагает: 1. совершенствование системы органов планирования и коренное изменение их функций; 2. повышение роли прогнозирования, разработку многовариантных прогнозов с целью принятия наиболее эффективных управленческих решений; 3. четкое разграничение функций государственных и местных органов управления и планирования; 4. формирование механизма взаимодействия макро и микроуровней в процессе прогнозных и плановых расчетов. Органы государственного прогнозирования и управления призваны создавать условия для эффективной деятельности всех предприятий и организаций независимо от формы собственности.
2. Задачи и функции органов прогнозирования и планирования
При определении состава органов управления, прогнозирования и планирования, их взаимодействия между собой соблюдаются принципы и подходы, которые приняты во всех государствах. Процесс непосредственного прогнозирования и планирования на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осуществляется специализированными органами в составе центральных органов управления, аппарата соответствующих министерств, ведомств, исполнительных комитетов, органов управления предприятий и организаций. Прогнозирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Его роль в современных условиях возрастает в связи с повышением значимости прогнозов в системе управления народным хозяйством Основными задачами Министерства экономики являются: 1) разработка государственной экономической политики, обеспечивающей преодоление экономического кризиса, рациональное использование собственного ресурсного потенциала и повышение уровня жизни народа; 2) координация деятельности в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно- кредитной, инвестиционной и социальной политики в интересах решения общегосударственных задач; 3) создание условий для формирование экономической среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, повышению конкурентоспособности продукции и услуг и эффективности внешней торговли, механизма защиты интересов товаропроизводителей и потребителей. Важнейшие функции Министерства экономики: 1. анализ и оценка социально-экономического состояния страны; 2. разработка и реализация стратегии социально-экономического развития; 3. подготовка методических рекомендаций по проведению прогнозных расчетов и разработке планов- прогнозов; 4. разработка концепций, направлений, планов–прогнозов эконом. и соц. развития, целевых программ; 5. формирование механизма государственного регулирования экономики и установление количественных значений управляющих параметров (госзаказа, финансовых, социальных и экологических нормативов, регулируемых цен, государственных инвестиций) 6. -методическое и научное обеспечение проведения экономических реформ; 7. разработка принципов функционирования рыночной системы хозяйствования (преобразование форм собственности и развитие экономической самостоятельности субъектов хозяйствования, структурная перестройка, либерализация и открытость экономики, развитие предпринимательства, создание конкурентной среды хозяйствования, свободное ценообразование с элементами государственного регулирования, нормирование и стимулирование снижения издержек производства и обращения); 8. проведение экономических экспертиз проектов решений, соглашений, инвестиционных проектов, иностранных кредитов; 9. разработка методологии формирования издержек производства и обращения, амортизационной и денежно- кредитной политики; 10. комплексный анализ и оценка социально- экономического состояния регионов с выделением ключевых проблем и выработкой путей их решения; 11. разработка прогнозов и программ развития внешнеэкономической деятельности; 12. эконом. анализ состояния отраслей, выработка направлений их структурных преобразований и развития; 13. разработка мер по обеспечению отраслей экономики стратегически важными энергетическими и материальными ресурсами. Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. В составе каждого министерства функционируют планово-экономические управления. В современных условиях коренным образом изменились функции министерств. В условиях директивного планирования они составляли перспективные и текущие планы развития подведомственных предприятий, обеспечивали контроль за их выполнением. В условиях перехода к рыночным отношениям главными их функциями являются: - разработка прогнозов развития отраслей, определение приоритетов и мер по их реализации" - регулирование производства; - комплексное исследование рынка" - разработка методических рекомендаций, целевых программ; - формирование заказа на поставку продукции производственно-технического назначения для государственных нужд; - разработка мер по развитию конкуренции, приватизации собственности, развитию предпринимательства - реализация инвестиционной и научно- технической политики, направленной на повышение качества и конкурентоспособности продукции. Региональное прогнозирование решает проблемы социально- экономического развития регионов. Плановые органы областей, районов, городов разрабатывают планы- прогнозы их развития с учетом региональных особенностей, что дает возможность лучше использовать потенциал регионов и создавать благоприятные условия жизнедеятельности населения Плановые органы хозяйствующих субъектов определяют стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их производственно- хозяйственной деятельности с целью определения наиболее эффективных направлений деятельности предприятия, повышения конкурентоспособности продукции и достижения высоких конечных результатов.
3. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития
Разработка прогнозов социально-экономического развития представляет собой сложный процесс, в котором взаимосвязаны элементы научного предвидения экономических явлений и принятия плановых решений. Порядок и сроки разработки планов- прогнозов экономического и социально развития определяется правительством. Всю работу по составлению прогноза можно подразделить на ряд этапов: 1. Аналитическая, научно –исследовательская и организационно- методическая работа; 2. разработка " Концепции прогноза социально –экономического развития"; 3. разработка проекта прогноза. 4. рассмотрение проекта прогноза на Верховном Совете и утверждение важнейших его параметров социально- экономического развития. На 1 этапе аналитическая работа предполагает проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся социально- экономической ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики. На 2 этапе министерством экономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально- экономического развития. В ней дается оценка социально- экономической ситуации, определяются основные цели, представляются сценарии развития экономики и предложения по корректировке экономической политики и системы государственных регуляторов Расчеты к Концепции прогноза носят ориентирующий характер и осуществляются в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей. При проведении расчетов выделяется несколько блоков взаимоувязанных показателей: 3 этап связан с разработкой проекта прогноза на соответствующий год исходя из основных положений Концепции прогноза, нормативов, задающих и ориентирующих показателей. На 4 этапе подготовленный проект прогноза представляется на рассмотрение Президенту и Верховному Совету. После уточнения отдельных показателей принимается Госбюджет, одобряется прогноз экономического и социального развития страны на соответствующий год. Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально- экономического развития, заказ на поставку продукции для государственных нужд, лимиты ресурсов и нормативы.
|