Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические принципы прогнозирования






 

Основополагающим принципом планирования и прогнозирования является принцип единства экономики и политики, который означает, что все планы и прогнозы должны опираться на существующий в стране общественный строй.

В социальном обществе при административной системе таким принципом был принцип самостоятельности хозяйствующих субъектов.

- принцип альтернативности. Его сущность заключается в том, необходимо проводить многовариантные разработки или альтернативы и в основу прогноза или плана необходимо брать наилучший вариант из двух или нескольких возможных.

- принцип системности - создание системы показателей методов и моделей, которые соответствовали бы содержанию каждого объекта и позволили бы построить целостную картину его развития.

- принцип непрерывности, должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспект и увязываться между собой.

- принцип научной обоснованности. Означает необходимость изучения и применение научных методов прогнозирования и планирования различного временного аспекта и должны увязываться между собой.

- принцип оптимальности – означает, что из некоторых возможных вариантов должен выбираться наиболее эффективный. Для макроэкономического уровня это вариант развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение нужд народного хозяйства и экономики в удовлетворении потребностей населения при имеющихся ресурсах с учетом их более рационального использования.

- принцип сбалансированности и пропорциональности - сбалансированная увязка показателей, установление пропорций и обеспечение их соблюдения.

По характеру значимости все пропорции подразделены на общеэкономические, межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные, внешнеэкономические.

Особая значимость в период становления рыночных отношений придается формированию и обеспечение соблюдения общеэкономических пропорций:

- соотношение между спросом и предложением,

- потреблением и накоплением,

- доходами и расходами государства,

- денежной массой и товарными ресурсами,

- производством средств производства и производством предметов потребления,

- ростом производительности труда и заработной платой.

Нарушение указанных пропорций вызывает негативные явления в экономике: спад производства, инфляция, безработица.

3. Методы прогнозных и плановых расчетов

 

Наукой и практикой разработано множество методов. В качестве основных на практике используются до 20 методов. Все методы подразделяются на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в прогнозировании в тез случаях, когда можно учесть влияние многих факторов, либо из-за незначительной сложности объекта прогнозирования или если объект прост и не требует проведения трудоемких расчетов.

Основными интуитивными методами являются:

1. метод экспертных оценок

2. метод исторических аналогий

3. метод прогнозирования по образцу

К формализованным методам относятся методы которые базируются на математической теории

Основным методом прогнозирования является экстрополяция, который применяется при стабильности системы, устойчивости явлений, когда динамика процессов и показателей в перспективе определяется тенденциями их изменениями в прошедшем периоде. Предполагается, что развитие системы идет непрерывно и гладко, а прогноз становится проекцией прошлого в будущее.

Метод моделирования, базируется на разработке экономическо-математических моделей решение задач с помощью ЭВМ. Моделирование позволяет вскрывать взаимосвязи и выбирать наилучшие варианты решения задач. В прогнозировании наибольшее применение получили модели экономического роста, модели размещения производств, оптимизации производств, модели межотраслевого баланса.

В практике планирования и прогнозирования широко используются:

1. Экономический системный анализ

2..Балансовый

3. Нормативный анализ.

Системный анализ - основной, т.к. является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Сущность - экономический процесс или явления расчленяются на составные части и выявляется взаимная связь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.

В экономическом анализе применяются: сравнение, группировка, индексный метод.

Балансовый метод – имеет универсальное значение как способ увязывающий потребности с ресурсами. С помощью балансового метода регулируются народно-хозяйственные пропорции, вскрываются диспропорции, выявляются резервы, устанавливается макроэкономическое равновесие.

Нормативный метод применяется для расчета прогнозных и плановых показателей. Значение этого метода определяется тем, что нормы закладываются практически во все сколько-нибудь значимые показатели.

Норма – это максимально допустимая величина, характеризующая научно-обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукцию в принятых единицах измерения.

На макроуравне применяются 3 основные группы норм:

1. Нормы затрат живого труда

2. Нормы затрат овеществленного труда

3. Нормы средств труда – амортизационные отчисления.

Наличие норм и нормативов позволяет определить прогнозные и плановые показатели на основе прямого счета

 


Тема 3. Организация прогнозирования и планирования

 

1. Основы организации прогнозирования и планирования

2. Задачи и функции органов прогнозирования и планирования

3. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития

 

1. Основы организации прогнозирования и планирования.

Организация прогнозирования и планирования охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления народным хозяйством, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения

Научными основами организации прогнозирования и планирования являются принципы, т.е. требования и основополагающие правила.

В условиях перехода к рыночным отношениям практическое использование указанных принципов предполагает:

1. совершенствование системы органов планирования и коренное изменение их функций;

2. повышение роли прогнозирования, разработку многовариантных прогнозов с целью принятия наиболее эффективных управленческих решений;

3. четкое разграничение функций государственных и местных органов управления и планирования;

4. формирование механизма взаимодействия макро и микроуровней в процессе прогнозных и плановых расчетов.

Органы государственного прогнозирования и управления призваны создавать условия для эффективной деятельности всех предприятий и организаций независимо от формы собственности.

 


2. Задачи и функции органов прогнозирования и планирования

 

При определении состава органов управления, прогнозирования и планирования, их взаимодействия между собой соблюдаются принципы и подходы, которые приняты во всех государствах.

Процесс непосредственного прогнозирования и планирования на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осуществляется специализированными органами в составе центральных органов управления, аппарата соответствующих министерств, ведомств, исполнительных комитетов, органов управления предприятий и организаций.

Прогнозирующим и координирующим центром является Министерство экономики.

Его роль в современных условиях возрастает в связи с повышением значимости прогнозов в системе управления народным хозяйством

Основными задачами Министерства экономики являются:

1) разработка государственной экономической политики, обеспечивающей преодоление экономического кризиса, рациональное использование собственного ресурсного потенциала и повышение уровня жизни народа;

2) координация деятельности в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно- кредитной, инвестиционной и социальной политики в интересах решения общегосударственных задач;

3) создание условий для формирование экономической среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, повышению конкурентоспособности продукции и услуг и эффективности внешней торговли, механизма защиты интересов товаропроизводителей и потребителей.


Важнейшие функции Министерства экономики:

1. анализ и оценка социально-экономического состояния страны;

2. разработка и реализация стратегии социально-экономического развития;

3. подготовка методических рекомендаций по проведению прогнозных расчетов и разработке планов- прогнозов;

4. разработка концепций, направлений, планов–прогнозов эконом. и соц. развития, целевых программ;

5. формирование механизма государственного регулирования экономики и установление количественных значений управляющих параметров (госзаказа, финансовых, социальных и экологических нормативов, регулируемых цен, государственных инвестиций)

6. -методическое и научное обеспечение проведения экономических реформ;

7. разработка принципов функционирования рыночной системы хозяйствования (преобразование форм собственности и развитие экономической самостоятельности субъектов хозяйствования, структурная перестройка, либерализация и открытость экономики, развитие предпринимательства, создание конкурентной среды хозяйствования, свободное ценообразование с элементами государственного регулирования, нормирование и стимулирование снижения издержек производства и обращения);

8. проведение экономических экспертиз проектов решений, соглашений, инвестиционных проектов, иностранных кредитов;

9. разработка методологии формирования издержек производства и обращения, амортизационной и денежно- кредитной политики;

10. комплексный анализ и оценка социально- экономического состояния регионов с выделением ключевых проблем и выработкой путей их решения;

11. разработка прогнозов и программ развития внешнеэкономической деятельности;

12. эконом. анализ состояния отраслей, выработка направлений их структурных преобразований и развития;

13. разработка мер по обеспечению отраслей экономики стратегически важными энергетическими и материальными ресурсами.

Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. В составе каждого министерства функционируют планово-экономические управления.

В современных условиях коренным образом изменились функции министерств. В условиях директивного планирования они составляли перспективные и текущие планы развития подведомственных предприятий, обеспечивали контроль за их выполнением. В условиях перехода к рыночным отношениям главными их функциями являются:

- разработка прогнозов развития отраслей, определение приоритетов и мер по их реализации"

- регулирование производства;

- комплексное исследование рынка"

- разработка методических рекомендаций, целевых программ;

- формирование заказа на поставку продукции производственно-технического назначения для государственных нужд;

- разработка мер по развитию конкуренции, приватизации собственности, развитию предпринимательства

- реализация инвестиционной и научно- технической политики, направленной на повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Региональное прогнозирование решает проблемы социально- экономического развития регионов. Плановые органы областей, районов, городов разрабатывают планы- прогнозы их развития с учетом региональных особенностей, что дает возможность лучше использовать потенциал регионов и создавать благоприятные условия жизнедеятельности населения

Плановые органы хозяйствующих субъектов определяют стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их производственно- хозяйственной деятельности с целью определения наиболее эффективных направлений деятельности предприятия, повышения конкурентоспособности продукции и достижения высоких конечных результатов.

 

3. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития

 

Разработка прогнозов социально-экономического развития представляет собой сложный процесс, в котором взаимосвязаны элементы научного предвидения экономических явлений и принятия плановых решений.

Порядок и сроки разработки планов- прогнозов экономического и социально развития определяется правительством.

Всю работу по составлению прогноза можно подразделить на ряд этапов:

1. Аналитическая, научно –исследовательская и организационно- методическая работа;

2. разработка " Концепции прогноза социально –экономического развития";

3. разработка проекта прогноза.

4. рассмотрение проекта прогноза на Верховном Совете и утверждение важнейших его параметров социально- экономического развития.

На 1 этапе аналитическая работа предполагает проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся социально- экономической ситуации, определение уровня развития и результатов реформирования экономики.

На 2 этапе министерством экономики при взаимодействии с другими органами управления разрабатывается Концепция прогноза социально- экономического развития. В ней дается оценка социально- экономической ситуации, определяются основные цели, представляются сценарии развития экономики и предложения по корректировке экономической политики и системы государственных регуляторов

Расчеты к Концепции прогноза носят ориентирующий характер и осуществляются в нескольких вариантах по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей. При проведении расчетов выделяется несколько блоков взаимоувязанных показателей:

3 этап связан с разработкой проекта прогноза на соответствующий год исходя из основных положений Концепции прогноза, нормативов, задающих и ориентирующих показателей.

На 4 этапе подготовленный проект прогноза представляется на рассмотрение Президенту и Верховному Совету.

После уточнения отдельных показателей принимается Госбюджет, одобряется прогноз экономического и социального развития страны на соответствующий год.

Президентом утверждаются важнейшие параметры развития экономики. До исполнителей доводятся целевые ориентиры социально- экономического развития, заказ на поставку продукции для государственных нужд, лимиты ресурсов и нормативы.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал