Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции лидеров
Функции лидера представляют собой главные направления его деятельности. Количество функций зависит от ряда факторов: от преобладающего типа культуры общества, политического режима, зрелости гражданского общества, уровня жизни большинства населения и т.д. Так, наличие зрелого гражданского общества и демократической культуры у граждан обусловливает ограниченное число функций лидера, поскольку в таком обществе политические роли и функции распределяются между различными политическими институтами. Наиболее полно в деятельности политического лидера выражена интегративная функция политики. Главное призвание лидера – согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Если в обществе высока степень социальной напряженности, то следует полагать, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию. Достижение целостности и гармонии социальных интересов осуществляется лидером на практике через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества. В этом находит выражение ориентационная функция лидера. Проведение политического курса опирается на специфический механизм, включающий в себя систему способов, методов решения поставленных задач. Следовательно, политический лидер не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее осуществления посредством принятия политических решений и обеспечения ресурсами. В этом проявляется инструменталистская функция лидера. Выявив интересы, объединяющие большинство общества или большие группы людей, политический лидер может проводить преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы деятельности, заинтересовав эти группы. Мобилизация населения, означающая реализацию лидером его мобилизационной функции, может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизме, но может быть связана и с созданием экономических стимулов. Мобилизационная функция наиболее актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Кроме того, лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. В этом находит свое выражение функция социального арбитража и патронажа. Обычно данная функция в массовом сознании связывается с образом “доброго и справедливого царя”, “народного президента” и т.д. Функция социального арбитража и патронажа в большей мере развита в странах, где высока степень зависимости личности от власти. В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер может выполнять функцию легитимации политического порядка. Она присуща таким государствам по той причине, что обоснование правомерности политического режима не может осуществляться в них иначе, как средствами прямого обожествления личности лидера. Психологические факторы, влияющие на восприятие политического лидера массами на выборах. Любой социально значимый сдвиг политических ориентаций неизбежно связан с изменением психологии сознания больших масс людей, а при анализе возможностей и границ развертывания новых политических процессов мы не можем не учитывать целый спектр бессознательных мотиваций, не всегда объяснимых на уровне социально-групповых механизмов. В самом деле, когда несколько партий и несколько лидеров выступают с весьма близкими программами, тогда в оценку их деятельности избирателями неизбежно включаются моменты, выходящие за рамки собственно политических программ – мотивы, настроения, ориентации, способы восприятия лидеров массой, в исследовании которых свое особое место занимают психологические аспекты политики. Итак, отношение избирателей к кандидату зависит, с одной стороны, от некоторых общих закономерностей, а с другой – от того первого впечатления, которое производит кандидат как личность. Общие закономерности – это авторитетность, компетентность и привлекательность – от них зависит степень доверия избирателей к кандидату на выборах. Авторитетность определяется научным профессионализмом и социальным статусом кандидата. Избиратели с большим вниманием и доверием отнесутся к выступлениям академика, известного врача или кинорежиссера, чем к ни кому неизвестному Сидорову. Но с ростом образовательного и культурного уровня широких масс роль этого фактора становится все менее весомой. Люди становятся критичнее, а это значит, что судят они о любом кандидате не только по его статусному авторитету, но и по качествам его устного и письменного выступления. Из этого вытекает второй фактор, влияющий на степень доверия избирателей. Компетентность кандидата оценивается по глубине и профессионализму его знаний в тех вопросах, по которым он выступает. Если известный кинорежиссер занялся политикой, но в ней ничего не смыслит, то никакой авторитет ему в этом вопросе не поможет. Но как авторитетность, так и компетентность, создавая первоначально благоприятные условия принятия кандидата избирателями, в конечном итоге повышают и его ответственность, и уровень требований к нему. Эти его качества создают у людей повышенные ожидания к кандидату, и, следовательно, у него всегда больше риск не оправдать такие ожидания, чем у остальных кандидатов. Третий фактор – это привлекательность кандидата. Она может осуществляться в двух ипостасях: 1)внешняя привлекательность, т.е. личное обаяние, 2)способность возбуждения к себе доверия людей, т.е. внутренняя позиция кандидата по отношению к тем вопросам, о которых он говорит перед избирателями, убеждая их поверить именно ему. Естественно, сам кандидат должен искренне верить в то, в чем он пытается убедить людей. Это легко дается демонстративным типам личности – они хорошие актеры, в том смысле, что всегда верят в то, что говорят, даже если врут (В.В.Жириновский). Главная особенность внутренней позиции кандидата заключается в том, что очень часто она проявляется или воспринимается людьми на бессознательном уровне. Кандидат при всем своем старании не может контролировать те особенности своего голоса, стиля изложения мысли, которые выдают его подлинное отношение к предмету выступления. И на эмоциональном уровне слушатели это ощущают, хотя и не могут логически объяснить почему один кандидат им нравится, а другой нет, так как фиксируют причины именно такого отношения на уровне под порогового восприятия. Психологические условия успеха деятельности политического лидера именно в его способности создать у людей чувство психологической близости, веры в то, что к ним относятся с искренней заинтересованностью. Их заботы действительно принимаются близко к сердцу. Чтобы вызвать к себе доверие, надо знать психологию людей, обладать доходчивой идеей, не допускать менторского тона. Нельзя пользоваться шпаргалками при публичном выступлении и ни в коем случае нельзя заучивать тексты наизусть – только импровизация может быть искренней. При выступлениях по радио сообщения должны быть сделаны в эмоциональной тональности, чтобы не было равнодушия со стороны слушателей. В тоже время отношение человека к источнику информации определяет сам психологический механизм восприятия информации, полученной от данного источника, так, если речь идет о компетентном источнике, то его информация и аргументация усваиваются аудиторией в форме интернализации, т.е. внутренне. Это значит, что сообщения такого кандидата воспринимаются в основном на веру, как не порождающие сомнений в силу неоспоримой компетентности источника. Воспринятые таким образом сведения и обосновывающие их доводы как бы автоматически включаются в систему социальных и политических установок человека и становятся его собственными убеждениями. Информация, полученная от кандидата, обладающего лишь внешней привлекательностью для избирателей, воспринимается через процесс идентификации, или отождествления с этим источником. В этом случае люди как бы заранее уже разделяют все позиции и точки зрения кандидата и принимают их некритично. Но при этом не происходит глубокого усвоения информации, полученной от такого кандидата, она не обязательно включается в систему взглядов и убеждений избирателей. Поэтому влияние такого кандидата держится лишь до тех пор, пока он сохраняет свою привлекательность для избирателей. Третий механизм восприятия убеждающей информации можно обозначить как податливость. Этот механизм включается в действие, когда источником информации является носитель власти. Но при этом позиция источника совсем необязательно становится внутренней позицией избирателей, и, если отпадает необходимость внешне демонстрировать свое согласие с источником, то все, что он пытался оставить в сознание людей, постепенно забывается. Этот механизм хорошо служит целям формирования конформистского сознания. Такая система механизмов восприятия более применима к аудитории, которая еще недостаточно подготовлена к самостоятельному осмыслению действительности и тех объяснений, которые предлагаются такой аудитории. В ином случае, т.е. когда аудитория критически относится к информации, то авторитетность, компетентность, привлекательность кандидата, несомненно, выполняют определенную роль, но значение такого воздействия все же ограниченно. Эти качества теряют свой потенциал влияния на избирателей, как только конкретные дела лидера перестают их оправдывать. Поэтому любому кандидату важно не только завоевать авторитет и репутацию компетентного специалиста, но и постоянно ее поддерживать. Что касается привлекательности кандидата, если понимать ее как выражение его психологической близости к избирателям, то она имеет, несомненно, важное значение, но ее также необходимо постоянно подкреплять. Здесь речь идет об имидже политика. Легко тому, кто обладает от Бога привлекательным имиджем, т.е. харизмой. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Во многих случаях имидж – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а, следовательно, правильного выбора своей модели поведения. Вторая сторона вопроса – это первое впечатление, которое производит кандидат, как личность. Надо сказать, что феномен первого впечатления заключается в том, что по нему у избирателей складывается установка, которая вследствие вторичной информации хуже поддается переформированию, т.к. уже сформированная установка находится в состоянии ригидности. Итак, подводя итоги, можно сказать, что решающую роль при выборе кандидатов избирателями играют: 1) как содержание, так и форма письменного и устного выступления кандидата. Убедительность и влияние текстов кандидата зависят также и от того, насколько созвучны его мысли и по содержанию и по форме убеждениям тех людей, к которым он обращается. Рассогласование в этом аспекте может создать у человека установку на неприятие или, во всяком случае, на повышенную критичность восприятия к кандидату. Поэтому так необходимы опросы общественного мнения перед выборами. 2) Сочетание трех факторов, влияющих на положительное восприятие – авторитетность, компетентность, внешняя привлекательность политического лидера. 3) Правильно выработанный гибкий имидж политика, который легко можно изменить в соответствии политической ситуации.
Резюме Итак, важнейшим фактором развития общества являются политические отношения, где проявляются более емко социальные интересы классов, социальных групп, индивидов. Основой этих отношений является власть. Регулируя взаимоотношения различных социальных слоев общества, политика сохраняет тем самым целостность общества. От того, какие социальные группы и их лидеры участвуют в политическом процессе, как распределяются политические силы в нем, какова политическая элита, зависят поступательные процессы развития общества. Власть и политика реализуются исключительно через интересы различных социальных групп, во главе которых стоят лидеры. Лидер может быть определен как субъект власти во всех видах социального взаимодействия, он как бы олицетворяет собой те или иные групповые ориентации и направления, персонифицируя политические процессы. В политической жизни нашей страны в настоящее время необычайно возрос спрос на людей, способных профессионально исполнять роль и функции политических лидеров, без которых невозможно развитие общества. Ситуация в Беларуси такова, что нам нужны новые сильные, здоровые лидеры, которые будут отвечать за всех нас, которые знают, как нам попасть туда, куда очень хочется попасть, и знают, что для этого нужно делать. Только где их взять? Кажется, ответ очевиден - взять их негде, кроме как среди нас самих. Все просто, но не очень легко выполнимо. Был проведен такой эксперимент. Студентов (российских) попросили графически изобразить первое, что приходит на ум при слове «лидер». Одни нарисовали деньги, другие - символы престижа: машины, корабли, самолеты, дачи; третьи - символы превосходства: памятники, большие надгробные надписи. Конечно, студенты правы - всем этим лидеры обладают. Однако психологам эти картинки говорят о том, что в сознании молодых людей утвердилась мысль - есть главные и есть не главные. Причем, по большей части, главные - это не они. Это очень грустно. В Америке, кроме системы по выявлению лидеров в народе и выдвижению их на высокий уровень - «социального инжиниринга», есть книга с весьма экстравагантным названием: «Почему у русских ничего не получается?». Ответом на этот вопрос, отчасти, является психология большинства студентов. Мы несерьезно относимся к вопросу воспитания национальных лидеров, поэтому у нас их мало, общество ждет их прихода.
Библиография
|