Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Исполнительная власть и управление в системе жизнедеятельности общества






1. Понятие и виды управления в человеческом обществе

2. Социальное управление и его виды

3. Исполнительная власть как элемент социального управления

4. Характерные особенности и структура государственного управления как вида социального управления и основной формы реализации государственной исполнительной власти

 

 

** Задачи

Задача 1. Существует три вида управления: техническое, биологическое и социальное управление.

В чем суть каждого из них, и какие между ними различия?

Приведите пример каждого из трех видов управления.

Существует ли взаимосвязь между каждым из трех видов управления и правом (действующими в обществе правовыми нормами)?

Ответ обоснуйте конкретными примерами.

 

Задача 2. Социальное управление.

Назовите критерии (признаки) выделения разновидностей социального управления.

Что общего между ними, то есть что объединяет их в единый вид?

Можно ли отнести муниципальное управление к виду государственного управления?

Ответ обоснуйте.

 

Задача 3. В зависимости от процессов, на которые направлено управление как упорядочивающее начало, различают: техническое, биологическое, социальное управление. Разновидностью последнего является государственное управление как предмет административного права.

Какое отношение имеет право вообще и административное право в частности к техническому и биологическому управлению? Ответ обоснуйте примерами.

Приведите примеры нормативных актов, закрепляющих:

а) биологические нормы и правила;

б) технико-технологические нормы и правила.

 

Задача 4. В человеческом обществе существовало и существует множество видов управляемых социальных общностей и их ассоциаций. Сюда можно отнести управление семьей, родом, племенем, союзом племен, государством, различного рода корпоративными и общественными объединениями граждан государства.

Виды социального управления различаются также по способам властвования в управляемых социальных общностях: управление частное домостроевское (главы семьи, дома, фирмы), религиозное, профессионально-корпоративное, корпоративно-мафиозное, государственное.

Что общего у всех видов социального управления, и каковы особенности каждого из них с точки зрения субъектов, объектов и содержания деятельности?

Существует ли взаимосвязь каждого из перечисленных видов социального управления с действующей системой правовых норм?

Свой ответ подтвердите примерами.

 

Задача 5. Специфически характерным и неотъемлемым элементом любой разновидности социального управления является формирование и реализация в нем социальной власти.

Социальная власть еще на раннем этапе развития человеческого общества дифференцировалась по функциям, а затем и организационно разделилась по субъектам на три ветви власти: представительную, исполнительную и судебную.

Проанализируйте взаимосвязь и соотношение понятий «социальное управление» и «исполнительная власть» с точки зрения субъекта, объекта и процесса их осуществления.

Какие характерные отличительные признаки присущи исполнительной власти как элементу социального управления?

Задача 6. Статьей 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Следует ли из этого, что три ветви государственной власти самостоятельны и независимы друг от друга? Свой ответ обоснуйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ.

 

Задача 7. О каких видах социального управления говорится в ст. 32 и ст. 71 Конституции РФ: общественном или государственном?

Найдите в Конституции РФ еще не менее пяти статей, где речь идет:

1) об общественном управлении;

2) о государственном управлении в широком социально-политическом смысле;

3) об управлении в узком, собственно организационном смысле, хотя сам термин «управление» при этом не используется.

 

Задача 8. Выберите те признаки, которые присущи государственному управлению:

1) в качестве главного объекта воздействия выступает организация целенаправленного эффективного функционирования и развития биологических особей на основе познания и использования биологических законов;

2) специфический вид государственной деятельности, связанный с реализацией исполнительной власти;

3) обеспечивается применением государственного принуждения;

4) деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти в широком смысле;

5) вид правоохранительной деятельности;

6) осуществляется на уровне местного самоуправления в соответствии со ст.12 Конституции РФ.

 

Задача 9. Раскройте взаимосвязь, различие и соотношение понятий «государственная исполнительная власть» и «государственное управление».

 

Задача 10. Назовите характерные признаки государственного управления как специфического вида государственной деятельности, отличающие его от других видов государственной деятельности: законодательной, правосудия, прокурорского надзора.

 

Задача 11. Охарактеризуйте содержание всех элементов структуры государственного управления как основной формы реализации исполнительной власти по субъектам, объектам и процессу этой деятельности.

Кто выступает в качестве субъектов государственного управления?

Что может выступать в качестве объектов государственного управления?

Из каких элементов состоит процесс государственного управления (составные части, слагаемые этого вида деятельности)?

 

Задача 12. Найдите в Конституции РФ примеры статей, которые можно отнести к характеристике:

1) государственного управления в широком социально-политическом смысле;

2) государственного управления в более узком, собственно организационном административно-правовом, смысле в качестве специфического самостоятельного вида государственной деятельности — основной сферы реализации исполнительной государственной власти;

3) обеих разновидностей государственного управления одновременно.

Теоретически обоснуйте ваш выбор соответствующих статей Конституции РФ.

 

Задача 13. Дайте краткое определение основным отличительным и характерным признакам государственного управления как специфического самостоятельного вида государственной деятельности с точки зрения:

1) практически-организующей направленности;

2) исполнительно-распорядительного характера;

3) постоянности и непрерывности процесса.

Присущи ли эти черты и признаки другим видам государственной деятельности: законодательной, судебной, прокурорскому надзору?

 

Задача 14. Приведите конкретные примеры, где субъектами государственного управления выступают: органы исполнительной власти, их структурные подразделения и отдельные государственные служащие.

 

Задача 15. Приведите конкретные примеры, где объектами государственного управления выступают:

1) физическое лицо;

2) юридическое лицо (организация), объединение юридических лиц (организаций);

3) отрасль, сфера, комплекс взаимосвязанных отраслей;

4) область жизнедеятельности общества и государства.

Дайте общую характеристику каждого из этих объектов.

 

Задача 16. Дайте общее понятие и приведите примеры следующих элементов содержательной характеристики процесса государственного управления:

1) функции;

2) формы (формы осуществления функций государственного управления);

3) методы (методы осуществления управленческих функций);

4) стиль.

 

Задача 17. Дайте сравнительную характеристику (назовите общие и отличительные черты):

1) исполнительной и законодательной власти;

2) исполнительной и судебной власти.

Ответ аргументируйте ссылками на соответствующие статьи Конституции РФ.

 

Задача 18. Перечислите, на основе каких принципов действует государственная исполнительная власть. Раскройте содержание данных принципов со ссылкой на соответствующие нормативные акты.

 

Задача 19. Назовите не менее двух органов государственной власти, которые осуществляют:

а) исполнительную деятельность;

б) законодательную деятельность;

в) судебную деятельность.

 

Тема 2. Предмет административного права (административно-правового регулирования)

1. Административное право как отрасль права, учебная дисциплина и наука

2. Место и роль административного права в системе других отраслей российского права

3. Предмет административного права (административно-правового

регулирования):

1) организационные отношения в сфере исполнительной управленческой деятельности;

2) внутриорганизационные отношения во всех ветвях власти и видах государственной деятельности;

3) организационно-контрольные отношения в системе реализации государственной власти;

4) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения

4. Основы разграничения административного права (административно-правового регулирования) со смежными отраслями права (правового регулирования)

 

 

** Задачи

 

Задача 1. Дайте определение понятию и сущности «организационных» административно-правовых отношений, раскройте их характерные особенности и отличия от имущественных и личных неимущественных гражданско-правовых, трудовых, финансово-правовых и других правоотношений.

 

Задача 2. Ректор вуза утвердил ведомости на выплату стипендий и зарплаты и одновременно получил у кассира свою заработную плату, расписавшись в ведомости. Затем им были подписаны платежное поручение о перечислениях в Пенсионный фонд, договор аренды здания для размещения там филиала вуза и распоряжение о закреплении за бухгалтерией выделенного ей помещения. Затем вызвал проректора по административно-хозяйственной работе и дал ему задание в течение недели разработать план мероприятий по ужесточению пропускного режима в вузе.

Далее он подписал представленные проректором счета на предоплату ремонта автомобилей и оплату выполненных в общежитии ремонтных работ, а также проекты приказов о выдаче премии и о приеме на работу. Затем ректор принял юрисконсульта и подписал исковое заявление в суд, а также доверенность на ведение им (юрисконсультом) в суде этого дела.

Какие из названных актов (действий) ректора являются предметом административно-правового регулирования?

 

Задача 3. Дайте определение внутриорганизационным отношениям, являющимся предметом административного права (административно-правового регулирования). Назовите их характерные признаки и отличительные особенности.

Приведите несколько примеров внутриорганизационных отношений применительно к деятельности палат Федерального Собрания, Администрации Президента РФ и Правительства РФ, областных судов и прокуратур.

 

Задача 4. Уяснив, что вкладывается в понятие внутриорганизационных отношений как части предмета административного права, приведите примеры таких отношений применительно к деятельности Счетной палаты Федерального Собрания, Главного контрольного управления Президента РФ, Совета Безопасности РФ.

 

Задача 5. Министр образования и науки РФ в течение своего рабочего дня:

1) провел заседание коллегии Министерства;

2) дал указание своему референту подготовить сравнительные материалы по динамике обеспеченности вузов системы Министерства преподавательскими кадрами высшей квалификации (доктора наук, профессора) за последние три года;

3) утвердил порядок прохождения службы в аппарате Министерства, персональный состав научно-технического совета Министерства, правила внутреннего трудового распорядка работников.

4) подписал ряд приказов о направлении нескольких работников в служебные командировки, в том числе, приказ об утверждении Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»;

5) подписал приказы о распределении обязанностей по руководству Министерством между своими заместителями и членами коллегии, а также несколько приказов о назначении на должности в аппарате Министерства.

Какие из указанных действий министра порождают внутриорганизационные отношения, являющиеся объектом административно-правового регулирования?

 

Задача 6. Прокурором области в рамках служебной деятельности в течение рабочего дня были осуществлены следующие действия:

1) подписание счета на оплату выполненных работ по строительству гаража прокуратуры и платежного поручения на перечисление в Пенсионный фонд некоторой суммы денег;

2) поручение секретарю проинформировать начальников отделов прокуратуры и заместителей прокурора о назначенном на следующий день аппаратном совещании;

3) подписание приказа о назначении двух следователей районных прокуратур и об объявлении выговора одному из зональных прокуроров следственного управления;

4) выступление государственным обвинителем в областном суде;

5) продление срока проведения предварительного расследования по уголовному делу;

6) направление представления губернатору области по фактам грубого нарушения законодательства при приватизации ряда предприятий в нескольких городах и районах области;

7) проведение личного приема граждан.

Какие из указанных действий прокурора области являются предметом административно-правового регулирования?

 

Задача 7. Какие из перечисленных общественных отношений входят в предмет административного права:

1) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти;

2) имущественные отношения, т.е. отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

3) деятельность судов по рассмотрению споров о праве.

 

Задача 8. Смоделируйте жизненные ситуации, в которых председатель какого-либо комитета Государственной думы РФ, Председатель Счетной палаты РФ и декан факультета выступали бы субъектами организационных, внутриорганизационных и контрольно-организационных отношений, являющихся предметом административно-правового регулирования.

 

Задача 9. Из Конституции РФ или других источников приведите не менее трех примеров норм, регулирующих соответственно:

1) организационные отношения в сфере исполнительной власти;

2) внутриорганизационные отношения во всех ветвях власти;

3) организационно-контрольные отношения;

4) административно-юстиционные отношения.

 

Задача 10 Приведите не менее трех примеров отношений, урегулированных нормами административного права, с вашим участием, с участием ваших знакомых, либо прочитанных вами в периодической печати и т.д. Свой ответ обоснуйте.

 

Задача 11. Приведите примеры органов, осуществляющих общегосударственный контроль. В чем состоит различие общегосударственных контрольных отношений и организационных управленческих отношений в сфере реализации исполнительной власти?

 

Задача 12. На практическом занятии студент Семин, раскрывая сущность методов административного права, сказал, что административному праву присущ один ярко выраженный метод – метод властных предписаний, и только с помощью этого метода регулируются общественные отношения, присущие административному праву. Других методов в административном праве не существует.

Прав ли Семин?

 

Задача 13. Проанализируйте и определите, какие отношения составляют предмет административного права в средней школе; в высшем учебном заведении; на производственном предприятии?

 

Задача 14. В контрольной работе по административному праву студент Краснов ответил положительно на следующие вопросы:

1) совпадают ли понятия «административное право» и «административное законодательство»?

2) совпадают ли понятия «предмет административного права» и «предмет науки административного права»?

3) методы административного права и методы регулирования административно-правовых отношений – это одно и то же?

Правильно ли ответил Краснов?

 

Задача 15. В ст. 5 Конституции РФ говорится о «единстве системы государственной власти», а ст. 10 устанавливает, что «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

В чем именно выражается единство и взаимосвязь исполнительной с другими ветвями государственной власти, и в каких статьях Конституции РФ это нашло свое отражение?

Укажите статьи Конституции РФ, закрепляющие разделение государственной исполнительной власти с двумя другими ветвями государственной власти — законодательной и судебной.

 

Задача 16. Дайте определение видам (формам реализации государственной власти) государственной деятельности различных государственных органов по Конституции РФ. Назовите данные виды и кратко охарактеризуйте их со ссылками на конкретные конституционные нормы.

 

Задача 17. Раскройте различия, взаимосвязь и соотношение понятий административного права:

1) как отрасли права;

2) как науки;

3) как специальной учебной дисциплины;

4) как науки управления.

 

Задача 18. Дайте общую характеристику понятий «отрасль», «сфера», «область» как объектов государственного управления, иллюстрируя свои рассуждения примерами. Раскройте различие и соотношение понятий «отрасль государственного управления» и «сфера государственного управления». Ответ проиллюстрируйте примерами.

 

Задача 19. Изучив регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260, приведите 3-4 примера внутриорганизационных административно-правовых отношений с участием членов Правительства РФ.

 

Задача 20. Президент РФ совершил следующие действия:

1) назначил с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2) по предложению Председателя Правительства РФ назначил на должность федеральных министров и заместителей Председателя Правительства РФ;

3) утвердил структуру федеральных органов исполнительной власти;

4) подписал международный договор об экономическом сотрудничестве с президентом Армении;

5) назначил полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

6) назначил дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Какие из указанных действий являются основанием для возникновения отношений, входящих в предмет административного права? Ответ обоснуйте.

 

Задача 21. Какие методы правового регулирования характерны для административного права? Определите, схожи ли с административным правом по методу правового регулирования следующие отрасли права:

1) гражданское право;

2) конституционное право;

3) уголовное право?

Ответ обоснуйте.

 

Задача 22. В курсовой работе студентка Львова изложила суть методов административного права:

1) установление определенного порядка действий;

2) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия;

3) предоставление выбора варианта должного поведения;

4) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.

При этом она затруднилась привести практические примеры по каждому из направлений. Попробуйте это сделать вы.

 

 

Задача 23. Председатель Правительства РФ совершил следующие действия:

1) представил Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;

2) утвердил план заседаний Правительства на очередной период;

3) провел совещание с членами Правительства РФ о ходе выполнения поручения Президента РФ;

4) провел заседание Правительства РФ об образовании Президиума Правительства РФ;

5) подписал доклад о результатах исполнения данного Президентом РФ Правительству РФ поручения;

6) представил в налоговый орган сведения о полученных им и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности;

7) подписал постановление Правительства РФ.

Какие из указанных действий являются основанием для возникновения отношений, входящих в предмет административного права? Ответ обоснуйте.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал