Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Трапеза, 52).
касались племен бану курайза и бану нудайр'-, а также и многих других подобных высказываний, в которых говорится, что такой-то аят касался многобожников Мекки или же обладающих Писанием из числа иудеев и христиан. Однако люди, которые говорили это, вовсе не имели в виду, что действие этого аята распространяется лишь на тех, о ком в нем упоминается, и не касется никого иного, ибо мусульманин, да и вообще любой разумный человек такого сказать не может, а если и спорили о каких-либо распространяющихся на всех фразах Корана, ниспосланных в связи с тем иным событием, то споры их касались лишь вопроса о том, имеет ли данная фраза отношение к той или иной причине. И никто из религиозных деятелей, пользующихся авторитетом среди мусульман, не говорил о том, что распространяющиеся на всех установления Корана и сунны касаются лишь того или иного отдельного лица, а смысл подобных высказываний состоял в указании на то, что те или иные аяты касаются людей определенного типа и действие их распространяется на все подобные случаи, поэтому универсальность их не ограничивается одним лишь языковыми аспектами. Они считают, что если тот или иной аят ниспослан в силу определенной причины и заключает в себе запрет или веление, то он касается лишь Писания, которое не затрагивает мусульман. Иначе говоря, если человек из числа обладающих Писанием станет судить не по тому, что ниспослано Аллахом, то он будет неверным, а если то же самое станет делать мусульманин, то он неверным не будет, а останется мусульманином. Прежде чем внести свои поправки в понимание данного вопроса нам хотелось бы здесь отметить, что люди, указывающие на то, что этот аят был ниспослал для обладающих Писанием, считали, что под неверием, о котором в нем упоминается, подразумевается неверие большое, ставящее человека вне религии, (если пожелает Аллах, далее мы поясним, что между этими словами и словами о " неверии, которое меньше другого неверия", нет никаких противоречий), а не малое, то есть то " неверие, которое меньше другого неверия", а иначе эти слова не занимали бы в данном вопросе второго места. Истиной же, в которой нет сомнения, является то, что их слова: " Этот аят был ниспослан для обладающих Писанием" -, подразумевали собой не то, что высказанное в нем суждение касается только обладающих Писанием и больше никого. Эти слова касались лишь причин ниспослания этого и подобных ему аятов, а также того обстоятельства, что они были ниспосланы из-за тех обладателей Писания, которые сами изобрели некий закон, (таким образом, может оказаться так, что этот придуманный людьми закон будет запретом для дозволенного или разрешением для запретного или что он изменит наказание, установленное Аллахом за те или иные запретные действия, на иное, хотя также будет объявлять эти действия запретными), для данного человека или кого-то, ему подобного. Они указывали также и на то, что если в данном аяте содержится восхваление или порицание, то действие его распространяется как на данное лицо, так и на приравниваемых к нему лиц. (Введение в основы толкования Корана, включенное в " Собрание фетв, 13/338-339). Таким образом, Ибн Таймийя поясняет здесь, что их слова: " Этот аят был ниспослан в силу того-то" -, не означают, что действие аята распространяется только на эту причину. Существует целый ряд аятов, которые были ниспосланы в связи с определенными причинами или являлись ответом на те или иные события, другие же были ниспосланы как общие указания без конкретных причин для их ниспослания, и тем не менее они, по общему мнению, касаются всех. Если говорить о тех аятах, которые были ниспосланы в силу определенных причин, то относительно таких аятов авторитеты в вопросах, касающихся основ религии, высказывали два вида мнений: ПЕРВЫЙ ВИД: судь мнений этого вида заключается в том, что смысл данного аята распространяется на всех в силу универсальности использованных в нем фраз, имея отношение не только к причине его ниспослания. ВТОРОЙ ВИД: суть мнений этого вида сводилась к тому, что смысл данного аята касается лишь причины его ниспослания, а на всеобщий характер использованных в нем выражении ориентироваться не следует. Что касается первого вида мнений, то есть мнений о всеобщем действии смысла аята в силу универсальности использованных в нем фраз, то если отталкиваться от него, то нетрудно будет применить этот аят к любому правителю или судье, который судит не по тому, что ниспослано Аллахом, ибо местоимение " кто", использованное в этом аяте, (См.: Трапеза, 48). носит общий характер и поэтому данный аят касается как обладающих Писанием, так и всех других, к кому он вообще может относится в силу всеобщности употребленного в нем выражения. Если же говорить о втором виде мнений, то есть мнений о том, что смысл таких аятов связан с причиной их ниспослания, то шейх-уль-ислам поясняет, что слова об этом не подразумевают ограничения действия фраз, применимых ко всем, причиной их ниспослания, а означают нечто иное, а именно - то, что применимые ко всем фразы, касающиеся той или иной причины, являются таковыми не только в силу применимости ко всем слов того или иного текста независимо от самой причины его ниспослания, но применимость их ограничена видом причины, вследствие чего слова, имеющиеся в конкретном тексте, касаются как данной причины, так и всего ей подобного. Исходя из этого, слова о том, что данный аят касается обладающих Писанием, не означают, что они касаются только их и никого больше, а означают они лишь то, что данный аят был ниспослан из-за действий людей, обладающих Писанием, вследствие чего его действие распространяется как на них, так и на всех, кого можно к ним приравнять. Иначе говоря, каждый, кто уподобляется обладающим Писанием, изобретая новые законы, предпочитая их закону Аллаха и обращаясь к ним на суд помимо закона Аллаха, подпадает под действие суждений, сформулированных в этих аятах и объявляющих неверными таких Обладателей Писания. Нечто подобное словам Ибн Таймийи говорили и другие авторитеты Ислама. Так, например, толкуя этот аят, Аль-Хафиз Ибн Хаджар пишет: " Таким образом, ясно, что причиной ниспослания этих аятов и обладающие Писанием, но в силу их всеобщности действие их распространяется и на других". (Фатх аль--Бари, 13/120). После этого Ибн Хаджар приводит слова улемов прошлого, подтверждающие его точку зрения, и продолжает следующим образом: " Упомянув о разногласиях по поводу установлений Корана, кади Исмаил сказал:, Из этих аятов явствует, что на совершивших подобное тому, что совершили они, выдумав установления, ставшие средством противодействия решениям Аллаха, и превратив их в действующую религию, распространяется действие вышеупомянутых угроз независимо от того, правителями они являются или кем-нибудь ещё' ". (Фатх аль-Бари, 13/120). ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЙ ОБЛАДАТЕЛЕЙ ПИСАНИЯ: Однако, что же именно совершили обладавшие Писанием и почему Аллах Всевышний сказал о них:
|