Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В которой разъясняется истинный смысл высказываний, неправильно понимаемых некоторыми людьми.
Несмотря на ясность приведенных выше суждений, касающихся тех, кто отказывается судить по тому, что ниспослал Аллах, и полную их определенность, многие наши современники неправильно поняли некоторые из толкований слов Аллаха Всевышнего: " А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, то это - неверные" -, (Трапеза, 48)
и нашли им неверное применение! Они недостаточно хорошо изучили их, что привело к неясностям и заблуждениям, а в конечном итоге - к расколу, ослаблению мусульман и усилению тех, кто стремится к подмене и изменению их законов. Ввиду этого прежде чем перейти к следующей теме нашего разговора я считаю необходимым коснуться этих высказываний, раскрыть их смысл и помочь ошибающимся правильно понять их.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПЕРВОЕ: Неверие, которое меньше другого неверия. (Здесь имеется в виду, что подобное действие квалифицируется как неверие, но оно меньше такого неверия, которое ставит человека вне религии Ислама). Это одно из высказываний, встречающихся в толкованиях данного аята, толкователи которого передают его как со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, так и со слов других религиозных авторитетов, и это верно, однако люди, касающиеся этого предмета, должны найти для себя правильный ответ на такой вопрос: о ком именно это могло быть сказано? Можно ли сказать так о каждом из тех, кто судит не по тому, что ниспослано Аллахом, не придерживаясь никакой системы и не выдвигая никаких условий? Или это касается лишь правителей, которые не приняли закон Аллаха полностью или частично? А может быть, это касается тех, кто полностью или частично подменил закон Аллаха чем-то иным? Или тех, кто отдал предпочтение другому закону перед закон Аллаха? Или тех, кто полностью или частично отбросил закон Аллаха и стал применять человеческие законы, предпочтя их закону Аллаха и поставив их выше этого закона? А может быть, это касается тех, кто в случае возникновения спора обращается на суд к тому, что было установлено людьми на основании их собственных суждений и страстей, не обращаясь на суд к закону Аллаху? Да и вообще, были ли во времена Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и подобных ему религиозных авторитетов такие правители, которые делами это хотя бы нечто подобное, что могло бы дать нам основания предполагать, что эти слова относятся к ним? На этот вопрос есть только один ответ: ничего подобного не было, ибо исторические факты свидетельствуют о том, что со времени сподвижников, ла будет доволен ими Аллах, и до того, как монголо-татары завоевали мусульманские страны, не нашлось ни одного правителя, который установил бы или стал бы применять законы, противоречащие закону Аллаха, или объявил бы о том, что он будет судить людей на основании подобных законов. Первый подобный случай отмечен в связи с завоеванием мусульманских стран монголо-татарами, провозгласившими общими для всех законов " Ясак", который они и стали применять для суда между людьми. И из цитированных нами выше слов Ибн Кясира выяснилось, что, по общему мнению мусульман, это является проявлением неверия. Но что же тогда можно сказать об их словах " Неверие, которое меньше другого неверия"? Для того, чтобы привести к правильному пониманию заблуждающихся на этот счет, вернемся к самому началу и напомним таким людям о двух принципах, которые необходимо очень хорошо знать каждому.
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП: Суть первого принципа сводится к тому, что если человек не принимает хотя бы одного из установлений Аллаха, или суждений Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, или чего бы то ни было из исходящего от Аллаха или Его посланника, зная о том, что это имеет отношение к религии Ислама, это означает, что он впал в неверие. И мы прибегаем к Аллаху от этого, ибо истинная суть Ислама заключается в полном подчинении одному лишь Аллаху Всемогущему и Всевышнему и принятии всего того, что исходит от Аллаха или Его посланника. Если человек не проявляет покорности и отказывается следовать хотя бы одному из установлений Аллаха и Его посланника, это означает, что он возгордился, а если он стал проявлять покорность не Аллаху и подчиняться не Ему, это значит, что он впал в многобожие. При этом и первое и второе является вероотступничеством, и человеком не сможет стать мусульманином до тех пор, пока он не подчинится полностью одному лишь Аллаху Всевышнему и никто не будет приравнивать к Нему в том, что касается.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП: Смысл второго принципа заключается в том, что если человек принял то, что исходит от Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, также как принял он то, что относится к решениям Аллаха и суждениям Его посланника, но потом проявил непокорность, совершив нечто запретное, но при этом не считая подобные действия дозволенными для себя и признавая свой проступок и свой грех, то он является мусульманином, а не неверным, что же касается его судьбы, то она будет определяться волей Аллаха, который подвергнет его мучениям, если пожелает, и простит, если пожелает, а после всего этого он, с соизволения Аллаха Всемогущего и Всевышнего, войдет в рай.
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП: выражением этого принципа является то, что говорит каждый мусульманин, свидетельствующий о том, что божественной природой обладает один лишь Аллах Всеподчиняющий, и о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, принес с собой послание Аллаха людям, а тот, кто не заявил об этом, мусульманином не является, мы же просим Аллаха о прощении и прибегаем к Нему, боясь без помощи и поддержки.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП: выражением второго из этих принципов является слова приверженцев сунны и согласия из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, следователей и тех, кто последовал за ними, которые не обвиняли человека в неверии за совершение им греха как такового и не считали, что люди, проявившие непокорность Аллаху, будут вечно пребывать в племени ада, что и отличает их воззрения от воззрений хариджитов, мутазилитов и их последователей. После того, как мы уяснили для себя этих принципа, речь следует вести о разных проявлениях непокорности, исходящих иногда от подданных, а иногда от правителей. Так, например, хариджиты считали человека, совершившего тяжкий грех, неверным, поэтому если они обвиняли кого-либо виновным в совершении такого греха или в несправедливости, то выносили суждение о его неверии, исходя из своего понимания слов Всевышнего:
" А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные" -,
|