Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание
Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитание — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Традиционной была точка зрения, что воспитание осуществляется лишь по отношению к подрастающим поколениям. Только в XX веке начала активно разрабатываться проблема воспитания взрослых, что нашло отражение в возникновении специальной отрасли педагогического знания – андрагогики. Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т. е. пропаганду в распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности — познавательной, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитуемых, от специфики систем воспитания в различных странах. Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития; разрабатывает теорию и методику воспитания, определяя его принципы, содержание, формы и методы. В зависимости от возраста человека воспитание осуществляется семьёй, которой принадлежит важнейшая роль в формировании личности, общественными и государственными институтами, учебно-воспитательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации, предприятиями, религиозными организациями (в конкретных этногеографических регионах роль религиозных организаций в воспитании различна). Непосредственно воспитанием подрастающих поколений заняты дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения (ПТУ, ТУ, техникумы, вузы и т. д.), внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков, юношей, детские дома, школы-интернаты, специальные штатные заведения (как для одарённых детей, так и для детей с физическими и социальными дефектами и отклонениями), объединения по интересам, по месту жительства и др. Роль разных институтов в воспитании неравноценна. Школа, безусловно, играет ведущую роль, так как на неё возложены основные функции и ответственность в деле воспитания подрастающих поколений. Через систему государственных и общественных институтов воспитания государство и общество стремятся, с одной стороны, обеспечить, равные возможности для воспитания всех своих граждан, с другой – создать условия для реализации каждым своих потенциальных возможностей и развития своих способностей и интересов. Процесс воспитания можно представить в виде схемы: включение человека в систему отношения институтов воспитания, приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта, их интериори-зация, т. е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и экстериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики в определённое поведение (действия, высказывания и т. д.). Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно-социальных институтов воспитания. Содержание и характер взаимодействия общества, групп и личностей в процессе воспитания обусловлены социальными ценностями, идеологией и общественной психологией. Идеи, представления данного общества определяют жизнедеятельность различных типов и видов социальных общностей, в том числе групп и коллективов, а в конечном счёте отношения людей к миру и самим себе. Взаимодействие государства с институтами воспитания определяется особенностями конкретной социально-политической системы и государственной политикой в сфере воспитания. Социально-экономическая политика государства объективно определяет престиж воспитания, что отражается как в деятельности отдельных институтов воспитания, так и в социальном поведении конкретных людей. В то же время деятельность институтов воспитания оказывает обратное влияние на государственную политику в сфере воспитания. Взаимодействие между институтами воспитания обусловлено их функциями и объективно выражается во взаимодополнении в процессе воспитания различных возрастных и социально-профессиональных групп людей. В воспитании подрастающих поколений оно проявляется, например, таким образом: школа обеспечивает необходимый минимум воспитания всех детей, подростков и юношей; детские и юношеские организации дополняют его развитием общественной активности; профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения обеспечивают профессиональную подготовку; внешкольные учреждения создают дополнительные условия для удовлетворения индивидуальных интересов и развития творческих задатков; предприятия учреждения и т.д. помогают в создании благоприятных условий воспитания. Отсутствие между институтами воспитания достаточно обработанной и чёткой системы связей делает процесс воспитания дискретным (прерывным), в отличие от непрерывности процесса социализации. Это приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкретном случае. Воспитание – процесс двупланный. Государство ставит задачи воспитания, определяет его инфраструктуру, программу, содержание. В тоже время реализуют воспитание конкретные групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы, предрассудки и т.д. и вносящие существенные коррективы в требование общественных норм государственных установок. Вследствие этого, с одной стороны, на практике воспитания рождаются новые, прогрессивные явления, с другой – воспитатели и воспитуемые проявляют консерватизм, который имеет глубокие исторические, этнические и социально-психологические корни. Поэтому, например, в рамках одной системы воспитания складываются различные стили педагогического руководства и взаимодействия. Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия являлись членами определённых этническо-социальных социально-психологических групп более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику. Например, этнические особенности влияют на стиль взаимодействия старших с младшими. В пределах одного региона в социально-профессиональных группах или институтах воспитания могут наблюдаться существенные различия во взаимодействии воспитателей и воспитанников: в одних стиль взаимодействий более демократичный, в других – авторитарный. В целом взаимодействие – диалог воспитателей и воспитанников и его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нём участвуют, в какой мере они сами ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем общаются. Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько успешной подготовкой молодых членов общества и сознательной активностью и самостоятельной творческой деятельностью, позволяющей им творить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность к самовоспитанию. Современное воспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно–мировоззренческой устойчивости, с другой – гибкости. В быстроизменяющемся мире человек может жить и эффективно функционировать, обладая высокой психологической гибкостью. Ему необходима способность изучать и усваивать новую информацию, адаптироваться к экономическим, социальным и психологическим переменам как в обществе и государстве, так и в ближайшем социальном окружении и в своей собственной судьбе. В то же время человеку необходимо иметь определённый внутренний стержень, мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении развития общества и государства, индивидуального жизненного пути у человека могут появиться невротическая реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности, вплоть до её распада. Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с их этносоциальными и социально-психологичес-кими особенностями.
Вопросы для самоконтроля 1. Какова причина, порождающая потребность в реформировании образования во второй половине XX в.? 2. Какие качества характерны для современного образованного человека? 3. В чем сущность новой образовательной парадигмы? 4. Каковы цели и задачи образования в настоящее время? 5. Почему образование является целостным педагогическим процессом? Каковы его составляющие? 6. Какие подходы к характеристике принципов обучения существуют в современной педагогике? Охарактеризуйте каждый из них. 7. Каковы особенности современных классификаций принципов обучения? 8. Каковы принципы педагогики сотрудничества? Дайте их характеристику. 9. Дайте определение метода обучения. 10. Сколько революционных изменений претерпела система методов обучения? С чем они связаны? 11. Назовите известных педагогов, осуществляющих различные подходы к трактовке категории «метод обучения»? Каковы особенности этих трактовок? 12. Какие современные методы обучения широко используются в образовательном процессе и позволяют сделать его эффективным? 13. Дайте понятие категории «воспитание». 14. Что представляет собой процесс воспитания с точки зрения современной педагогики? 15. Какое отличие процесса воспитания от процесса социализации? 16. Охарактеризуйте принципы воспитания.
|