Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы исследования в теории и практике физической культуры
Метод - это способ достижения цели; это путь научного исследования и практического действия. В соответствии с двумя уровнями познания (теоретический и эмпирический), все методы исследования в теории и практике физической культуры подразделяются на две группы: Методы теоретического исследования - общенаучные формы научного познания: 1. Системный подход. Система – упорядоченная совокупность элементов, связанных в единое целое, не сводимое к своим частям. Отсюда, системный подход - способ исследования явлений с установкой на его рассмотрение в единстве его внутренних и внешних связей. Например, тренировочную нагрузку нужно рассматривать не только через количественную и качественную меру воздействия на организм, но и через систему факторов, определивших эту меру (этап спортивной тренировки, состояние спортсмена, внешние условия и др.). 2. Моделирование - это построение или подбор некоторой модели исследуемого объекта (его аналога, подобия, упрощенной копии) и наблюдения за этой копией. В теории и практике физической культуры - это знаковые, а не вещественные модели (математические, графические). Объектами моделирования чаще всего являются параметры физической подготовленности, их структура, отдельные стороны физического воспитания. 3. Совокупность логических методов и операций: - анализ (мысленное расчленение исследуемого объекта на части); - синтез (мысленное сопоставление и объединение частей объектов в единое целое); - абстрагирование (отвлечение от частностей) и обобщение (поиск наиболее важного и существенного, не сводимого к отдельным исследуемым элементам); - индукция и дедукция.
Методы получения, обработки и проверки полученных данных: 1) Библиографический поиск, сбор и систематизация информации; 2) Опросные методы: - анкетирование (выявление мнений; анкета может быть открытой и закрытой); - интервьюирование (выявление мнений в устной форме) 3) Педагогическое наблюдение (в их основе контактные исследования с изучаемым объектом, но в наблюдениях исследователь не влияет на изучаемый объект). Наблюдения бывают: - непосредственными (при помощи собственных органов чувств); - аппаратурные (при помощи приборов); - обследование-измерение (тестирование). Отличительные черты научного наблюдения: избирательная направленность, планируемость, систематичность. 4) Педагогический эксперимент (исследователь влияет на состояние исследуемого объекта). Педагогический эксперимент бывает: естественным; лабораторным; констатирующим; формирующим; последовательным; параллельным; перекрестным. 5) Методы математической статистики (способы обработки полученной информации): вычисление средней арифметической, ошибки средней сигмы; вычисление коэффициентов корреляции; факторный анализ; регрессионный анализ. Методы даны в порядке их использования в процессе научного исследования: 1. Изучение литературы. 2. Постановка проблемной ситуации. 3. Формулирование рабочей гипотезы. 4. Сбор и обработка материала.
Лекция 2. Тема: Формирование личности в процессе физического воспитания (2 часа) 1. Физическая культура и ее место в общей культуре общества 2. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания. 3. Технология воспитательной деятельности
|