Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. 1. В Коринфе, как мы знаем, появились иудействующие лжеучители с своим учением, возвышавшие достоинство Ветхого Завета пред Новым и себя – пред Св
1. В Коринфе, как мы знаем, появились иудействующие лжеучители с своим учением, возвышавшие достоинство Ветхого Завета пред Новым и себя – пред Св. Павлом, они достоинство свое подкрепляли какими-то рекомендательными письмами, вероятно из Иерусалима, якобы от старейших Апостолов. Апостолам, говорит Св. Павел, нет нужды ни в чьей рекомендации: но самое служение их и плоды его служат для них и для других лучшей рекомендацией. 2. Так и Коринфяне: своею верою и доброю жизнью они служат для Апостолов рекомендательным письмом в глазах других. Все видят их веру и добрую жизнь, читают в них, как в открытом письме и узнают виновника всего – Апостола. И письмо это носит Св. Павел на своем сердце, как особенно дорогое ему. Какое же это письмо и кем написано? 3. Своею верою во Христа и жизнью по вере Коринфяне являются пред всеми, как письмо Христово, как писанный закон жизни во Христе Иисусе. Написал его Христос Духом Святым чрез слуг своих – Апостолов, не внешним каким способом – чернилами на бумаге, а внутренне. Дух Святой прямо проник в сердца их и там начертал истины спасения, преобразившие их жизнь. Потому-то Св. Павел и говорит, что письмо Христово, закон Его, написан не внешне для них, как закон Моисея, на скрижалях каменных, но внутренне – в сердце их Духом Святым; там закон доходит до сердца и ума чрез зрение и слух, притом под угрозою; тогда как здесь прямо исходит из сердца, по его расположению к нему, и сливается с совестью. Это идеальное совершенство человека, устрояемое Богом. Почему пророк и молился: сердце чисто созижди во мне, Боже и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 60, 12). Дух правый обновляется вместе с чистотой сердца, это и есть Духом Бога Живого написанное на скрижалях сердца писание закона жизни о Христе Иисусе. 2) Слово благовестия не наше, а от Бога (4-5) и 3) оно славнее откровения ветхозаветного (ст. 5-11). 2) 4-5. Все дело нашего спасения совершает Святой Дух. Что же Апостолы? Они только служители Его, совершающие Его дело в надежде на помощь Божию во Христе. Они только верные слуги: сами же от себя, как люди, не только не могут придумать что-либо для лучшего действия на людей своей проповедью, но не понимают и того, как оно происходит в другом человеке. Правда, все, что они предпринимают для спасения людей, сопровождается успехом и поэтому, как будто, можно судить и об их способностях к этому делу, но эта способность на их, а от Бога. Он действует чрез них во Христе Иисусе благодатью Св. Духа. 3) 6. Бог дает им способности и благодатные силы для успешности их Апостольского служения, этим отличается новозаветное служение от ветхозаветного. Там спасение зависело от исполнения буквы закона: исполняй все написанное в законе и жив будешь в них, вот что сказано было в Ветхом Завете желающему спастись (Лев. 18, 5), в этом заключалось и служение ветхозаветное, основанное на нравственном законе Моисея. Поэтому ветхозаветный закон сам по себе убивал человека и физически (Числ. XV, 32) и нравственно-духовно: вместе с грехом он открывал и бессилие его исполнить весь закон и произносил над ним приговор смерти (ср. Гал. III, 21; Рим VI, 7. 9). Таким образом, буква убивала человека. В Новом же Завете спасение зависит не от сил человека, но от благодати Св. Духа, животворящей дух человека, подающий ему силы для исполнения закона, написанного благодатью в сердце и для спасения. Следовательно, новозаветное служение выше ветхозаветного, как дух и жизнь выше буквы и смерти. Изречение Апостола – буква убивает, а Дух животворит – имеет приложение и к новозаветному спасению, если оно основывается только на внешнем исполнении Нового Завета и учения Церкви, без участия живоносного действия благодати Св. Духа. 7-8. Это превосходство в устроении новозаветного спасения и служения ему пред ветхозаветным Св. Павел еще яснее доказывает, сравнивая новозаветных служителей с Моисеем и его служением. Господь на Синае даровал закон для руководства народа израильского. Хотя этот закон приводил человека к сознанию своего бессилия исполнить его и, таким образом, осуждал его на духовную смерть, но сам он по себе был «добр, свят, истинен», как Сам Господь, написавший его, и вел человека к вере во Христа; поэтому слава этого закона, хотя и временная, отобразилась на лице Моисея, когда он сходил с горы, и, притом, так сильно, что народ израильский не мог смотреть на лицо его по причине этой славы его, и Моисей должен был возлагать на себя покрывало, когда ему приходилось говорить в присутствии народа (См. Исх. XXXIV, 29-34). Если это служение Моисея, само по себе, без веры во Христа, ведущее к осуждению и смерти, было так славно и сообщало такую славу Моисею, то неизмеримо славнее должно быть новозаветное служение, которое ведет к оправданию во Христе чрез веру в Него, при содействии благодати Св. Духа. Правда, Св. Апостолы не имеют внешней славы Моисея, но имеют внутреннюю, духовную славу – Духа животворящего. С другой стороны – 9. Если служение, ведущее грешника только к его осуждению и смерти, было так славно в лице Моисея, то несравненно более славно служение, которое ведет к оправданию грешника и праведности при помощи благодатных сил. Более – 10-11. Пусть и славно было ветхозаветное служение в лице Моисея, но слава эта была низшей славой сравнительно с последующей новозаветной, тем более, что она была только временной – во время установления закона, а потом прекратилась. Если же временное было так прославлено, то постоянно пребывающее – Новый Завет и благодать Св. Духа должны быть несравненно более славными. Слава, о которой говорит Апостол, не есть ни в каком случае внешняя, видимая слава, которой можно бы измерять достоинство и царства благодати. Да это и не суть важно. Важно же то, и этим надо дорожить, чтобы в Церкви всегда была духовная жизнедеятельность и всегда в ней были ревнители Духа. Уменьшение их есть оскудение духовной славы Царства Христова, а прекращение – конец славы. Где есть это, там водворяется служение смерти и осуждения, при всей видимости служения духа и правды. 4) Слово благовестия светло в себе и просвещает всех (12-18). Св. Павел, как видели, останавливал свое внимание на прославленном лице Моисея; делал это он, между прочим, и за тем, чтобы показать, что это служило символом значения Ветхого Завета. Как Моисеево лицо было славно, но скрыто, так что другие уже не видели этой славы, так Ветхий Завет славен, но слава его прикрыта. Эта слава – сокрытый во всех его частях и постановлениях Христос Господь. Если же смотреть на одну внешность, то все ветхозаветное устроение не представляет ничего, кроме вещественного служения жертвами, курениями, омовениями. В существе же все это только тень, тело же тени этой – Христос Господь. Поэтому увидеть это тело и понять ветхозаветное устроение, может только верующий в Господа. Он сквозь внешний покров проникает внутрь и видит сокрытый там свет. Таковы, говорит Апостол, мы – верующие. Мы прямо видим Господа и славу Его, и сами все больше и больше просвещаемся этою славою. 12-13. «Имея такое упование, что мы удостоились большего, нежели Моисей, и не только мы, но и все верующие, мы, Апостолы, везде проповедуем с свободою – смело, ничего не скрывая, без всякого притворства, ничего не опасаясь, но говоря ясно и не боясь того, чтобы не поразить взоры наши, подобно как Моисей поразил взоры иудеев» (Св. Злат.). Иудеи не в состоянии были, по своей плотяности, смотреть на конец преходящего – закона – Иисуса Христа, так как ветхозаветный закон был пестуном ко Христу. Но вы, как христиане, можете видеть славу Евангелия, хотя она и гораздо выше Моисеевой (Св. Злат.). Еврейский же народ в большинстве его и доселе, когда уже настал конец преходящего, и явился Христос Господь, и доселе не может видеть и понимать сокровенную славу закона. Почему же? 14. Потому, что умы их ослеплены и они не видят скрытого в законе света. Для них доселе лежит непроницаемый покров на законе, как лежал на лице Моисея. И не проникнуть им внутрь закона, пока не уверуют во Христа Господа. Но как только уверуют, покров снимется, и они ясно увидят все, что было скрыто в законе. 15-16. Так это происходит повсюду – Все испытывают, что, читая Моисея, т.е. закон без веры в Господа, ничего не видят там: покрывало лежит на сердце их: видеть и можно бы, но очи сердца закрыты неверием и ум держался сердцем как бы в оцепенении, от того и видя не видят, и читая не разумеют. А как скоро уверуют в Господа и обратятся к Нему, тогда покрывало это снимается, - открываются их духовные очи верою, и они ясно начинают видеть все, сокрытое в законе. Как же это совершается? 17. Когда, говорит, обратятся к Господу с верою, то получают благодать Св. Духа – Господа, которая разорвет все покровы и узы их духа, и сердца и они поймут сокрытое для них в образах и символах, все дело спасения во Христе Иисусе Господе. Ибо Дух Святой есть источник полной и совершенной свободы нашего духа. Ум наш слеп, покрывало лежит на очах его; приходит Дух Святой, «Коллурием» (глазной мазью) своим намазывает очи ума, и он начинает ясно видеть (Апок. 3. 18) Бога, и себя, и то, как пребывает в живом союзе с Ним, и то, что такое все созданное и как к нему относиться. Теперь деятельные силы наши связаны страстями; но приходит Дух Святой, расторгает эти узы, влагает совершенно противоположные начала для желаний, начинаний и дел, и немощный доселе человек, как лев могучий, начинает ходить новыми путями жизни, разломав все старые, что прежде держали его, как в цепях. Дух Божий вводит дух верующего в область духовную, где уже не вяжет его никакой устав, никакое письмо. Там он свободен во всем и руководится, как такой, лишь Духом Божиим, где истина и свобода. Совершается же все это, когда кто верою прилепляется к Господу и принимает благодать Святого Духа чрез Таинства. 18. В Ветхом Завете сыны израилевы не могли смотреть на славу Господа, отразившуюся на лице Моисея, а мы, говорит, Апостолы и все верующие, утвержденные в истине Духом Святым, даровавшим свободу нашему духу, смотрим на славу Божию, воплотившуюся в Господе Иисусе Христе, с открытым лицом, без образов и обрядов; эта слава Господа, при содействии Св. Духа, более и более выясняется в нашей душе, отражаясь в ней, как в зеркале отражается лицо. 1) Слав.: «письма».
|