Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 16 Япония в мировом хозяйстве






В главе рассматривается комплекс вопросов, связанных с местом, ролью

и перспективами положения Японии в мировом хозяйстве При этом анализируются специфические особенности развития японской экономики в послевоенный период, включая период высоких темпов экономического роста, этап экономической рецессии конца 1980-х—начала 1990-х гг. и современный этап преодоления экономической стагнации. Рассматриваются основные черты и характерные особенности отраслевой структуры экономики Японии в современных условиях. Специальный параграф посвящен роли государства в регулировании экономики

страны и японскому менеджменту, оказывающему существенное воздействие на развитие и модернизацию экономики Японии.

16.1. Особенности развития японской экономики

Социально-экономическое положение Японии. Япония — вторая после США экономическая держава мира (среди развитых стран мира). По данным МВФ на 2006 г., ВВП Японии приближается к 4, 5 трлн долл., а его размер на душу населения равен 39 тыс. долл., что является одним из самых высоких показателей в мире. Однако при расчете по ППС и в ценах 2005 г. уже в этот период Япония занимала третье место в мире (6, 5% мирового ВВП) после США (20, 4%) и Китая (14, 1%).

Население Японии составляет 2, 3% общемирового уровня, но она производит около 16% общемирового валового продукта и 70% совокупного валового продукта стран Восточной Азии. На долю Японии приходится 12% мирового промышленного производства. Государственный долг Японии является одним из самых высоких в мире (6, 6 трлн долл.), что в 1, 5раза превышает ВВП страны. Большая часть японского долга приходится на правительственные займы, которыми покрывается дефицит государственного бюджета. Пятая часть японского бюджета расходуется на обслуживание долга.

Объем золотовалютных резервов более 800 млрд долл., что составляет 16, 4% общемирового уровня. Япония считается одним из основных международных кредиторов и инвесторов, и ей принадлежит около 40% мировых банковских активов.

Япония стоит на первом месте в мире по продолжительности жизни населения и является единственной страной в Азии, где воспроизводство населения осуществляется по типу стран Западной Европы и Северной Америки. Для этих стран характерно сокращение рождаемости и рост продолжительности жизни. Япония по этому показателю приближается к странам, которые причисляются к так называемым «стареющим» нациям.

Природно-ресурсный потенциал. Одной из отличительных черт экономики Японии является ее крайне слабая обеспеченность топливно-энергетическими и минеральными ресурсами. Страна практически не имеет нефти, газа, железной и марганцевой руды, руд цветных металлов и т.д. Она обладает достаточно большими запасами каменного угля, серы, извести, но угольные месторождения имеют низкие качественные характеристики, сложные условия добычи, что снижает уровень и рентабельность выработки Особенности развития японской экономики полезных ископаемых. Считается, что такой низкосортный уголь не может использоваться в металлургической промышленности. Потребности в качественном угле покрываются поставками главным образом из Китая и Тайваня.

Особенно остро проблема нехватки сырьевых ресурсов стала ощущаться в послевоенный период, когда в Японии начала развиваться нефтехимическая промышленность, авиационный и автомобильный транспорт, энергетика. Развитие сталелитейной промышленности вызвало спрос на железную руду, покрывавшийся за счет поставок из Австралии, Малайзии, Бразилии, Индии. Аналогичная ситуация наблюдается в отраслях легкой промышленности Японии — текстильной, обувной, которые практически полностью зависят от импорта сырья для производства товаров. Отсутствие полноценной природно-сырьевой базы (за исключение гидроэнергии) вынуждает Японию импортировать 86% потребляемой энергии и 92% минеральных ресурсов. Это ставит ее в зависимое положение от импорта данной продукции, конъюнктуры соответствующих мировых рынков, отношений с торговыми партнерами.

В этой связи одним из важнейших ориентиров экономической и научно-технической политики Японии является разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий, диверсификация источников получения сырья, использование альтернативных видов энергии.

В период после окончания второй мировой войны (1946—1952 гг.) экономика Японии находилась в чрезвычайно сложном положении. Страна была оккупирована американскими войсками. Основными целями оккупационной политики были демонтаж военной организации экономики, демократические преобразования, роспуск фашистских партий и объединений.

Экономическое развитие начиналось в условиях полной разрухи, упадка, нехватки элементарных продуктов питания и средств существования. Япония потеряла свои колонии, которые были главными источниками сырьевого снабжения. Для быстрого восстановления нужны были экстренные меры, но США не имели четкой концепции проведения реформ в стране.

Фактически в этот период Япония была превращена в американскую опорную базу в Азиатском регионе. В этой связи была сформулирована стратегия, определяющая важность развития отраслей тяжелой промышленности Японии. Под руководством американской администрации и бизнеса был разработан план экономической стабилизации, который предусматривал системные и глубокие преобразования в финансовой, денежно-кредитной политике, налоговой системе, в области трудовых отношений. Рекомендовались меры, направленные на снижение инфляции, фиксирование курса валюты для поддержки экспорта, уменьшение государственного вмешательства в экономику, ликвидацию существовавших ограничений на привлечение иностранных инвестиций. Одним из основных препятствий в развитии рыночных отношений и конкуренции был высокий уровень монополизации экономики. В этой связи стояла задача ограничить власть промышленно-финансовых объединений (дзайбацу), которые являлись фундаментом японской промышленности и контролировались несколькими семьями.

Демонополизация экономики предусматривала роспуск основных японских холдингов, распродажу акций, ликвидацию и реорганизацию крупнейших концернов. Принятое антимонопольное законодательство было во многом скопировано с американских законов. Однако эти мероприятия носили в значительной степени формальный характер и не дали результатов.

Развитие промышленности началось с обновления основных производственных фондов, разрушенных войной, создания новых производственных мощностей. Япония начала скупать американские и западноевропейские патенты, что позволило сэкономить собственные средства на проведение НИОКР. В целях повышения качества продукции, снижения издержек и доведения японской промышленности до уровня западных стран создавались рационализационные картели, где компании согласовывали политику в области стандартов, использования транспортных средств, обмена технологическими новшествами.

Большое значение для социально-экономического развития Японии имели аграрные преобразования, которые способствовали развитию капиталистических отношений в деревне. Мелкие крестьянские хозяйства, арендованные на кабальных условиях, тормозили развитие производительных сил. Сдававшаяся в аренду земля была выкуплена правительством у помещиков и передана крестьянам по низкой цене. Сформировалось мелкое фермерство, но из-за нехватки земли эти хозяйства имели очень маленькие размеры. Сельскохозяйственная реформа позволила решить в значительной мере продовольственную проблему, обеспечив население необходимыми продуктами питания. Однако страна еще 348 Особенности развития японской экономики длительное время продолжала испытывать потребность в продовольственных товарах.

Большое внимание уделялось выбору приоритетных отраслей экономики, которые могли способствовать подъему страны, а их экспортная ориентация обеспечивала бы валютные средства для покупки энергоносителей, сырья и продовольствия. На уровне правительства и бизнеса преобладало убеждение, что именно экспорт является основой экономического роста. Популярным лозунгом в то время был призыв — «экспортировать или умереть». Обеспечивались благоприятные условия для развития машиностроения, нефтехимической промышленности, электроэнергетики. Продукция, направлявшаяся на экспорт, отличалась высокими качественными характеристиками и была конкурентоспособной на мировых рынках. В немалой степени этому способствовали так называемые «группы обучения», которые направлялись на учебу за границу и перенимали западный опыт.

Японская экономика развивалась в достаточно благоприятных условиях. Низкие и стабильные мировые цены на энергоресурсы благоприятствовали проводившимся преобразованиям. Соблюдался низкий уровень военных расходов, который в соответствии с конституцией Японии не мог превышать 1% ВВП. Также запрещалось ввозить, иметь и хранить ядерное оружие. Это создавало предпосылки для концентрации усилий на гражданских отраслях производства, собственных научно-технических разработках и фундаментальных исследованиях. Однако Япония получала и огромные военные заказы от Пентагона в период Корейской и Вьетнамской войн, и производила снаряды, порох, обмундирование для американской армии, что способствовало росту производственных мощностей, оживлению экономики, доступу к американской технологии.

Япония относится к числу стран, имеющих ярко выраженную национальную специфику во всех сферах жизнедеятельности. Но, несмотря на это, она успешно культивировала американские стандарты конкурентного бизнеса, основывающиеся на рыночных законах и прагматизме. Достаточно высокий образовательный и квалификационный уровень, гражданская ответственность, законопослушность, трудолюбие населения способствовали восприятию реформ на данном этапе.

США сыграли большую роль в развитии Японии, и не известно по какому пути пошла бы Япония, если бы не американское вмешательство в модернизацию страны в послевоенный период. Парадокс истории состоит в том, что благодаря успехам, достигнутым Японией, у США появился не только важнейший торговый партнер, но и реальный конкурент на долгие годы.

Период 1955—1973 гг. определяют как «период высоких темпов экономического роста». На этом этапе результаты предшествующих реформ и новые преобразования были использованы для дальнейшего наращивания потенциала страны. Достаточно быстрые и впечатляющие успехи, достигнутые Японией в эти годы, являются объектом внимания специалистов по ряду причин и в настоящее время.

Во-первых, японский опыт реформ, ведения бизнеса, организации менеджмента был перенят США и многими странами Юго-Восточной Азии. Во-вторых, экономическая модель, проявив свою эффективность в послевоенный период, в дальнейшем оказалась несостоятельной в решении проблем, появившихся в новых условиях развития. Ошибки, допущенные Японией, необходимо учесть тем странам, которые перенимают ее опыт экономических преобразований. В-третьих, длительная рецессия, начавшаяся в конце 80-х начале 90-х гг. XX в. в Японии, побудила многих исследователей обратиться еще раз как к рассмотрению экономических достижений страны, так и анализу просчетов, имевших место в прошлом. Период высоких темпов экономического роста обычно называют «экономическим чудом» или мобилизационной моделью индустриализации. На этом этапе Япония добилась впечатляющих показателей развития. Темпы роста ВВП были самыми высокими среди развитых стран. Среднегодовой прирост ВВП в 1960-е гг. составил 11, 3%. К концу этого этапа ВВП на душу населения в стране был в три раза выше, чем в среднем по мировой экономике. Важным фактором послевоенной модели развития была жесткая государственная политика, которая направляла и регулировала экономическое развитие страны. Одной из причин высоких темпов экономического роста была структурная перестройка экономики. Государство принимало непосредственное участие в развитии промышленности, которое являлось составной частью экономической политики в целом. Промышленная политика была направлена на выявление и стимулирование отраслей производства, которые имели большой потенциал роста и могли оказать влияние на развитие смежных отраслей и экономики в целом. Японское государство поддерживало создание новых отраслей и техническое переоснащение старых. В этих целях приоритетным отраслям предоставлялись налоговые льготы, и они получали 350 Особенности развития японской экономики более половины всех инвестиций. Проводилась активная протекционистская политика по защите этих сфер производства. Доступ конкурентных товаров и иностранных компаний на внутренний рынок был ограничен.

Структурные сдвиги сместились от преимущественного развития трудоемких отраслей в пользу развития новых, таких как нефтехимия, атомная промышленность, автомобильная, металлургическая, судостроение, производство автоматизированных средств, потребительских товаров длительного пользования (в первую очередь электробытовых приборов).

Дешевая и достаточно квалифицированная рабочая сила, использование новых технологий, наличие внутренних источников накопления и механизма финансирования капитальных вложений способствовали созданию новой отраслевой структуры экономики. Удельный вес добывающих отраслей оставался небольшим. Нерентабельные угольные шахты закрывались, не выдерживая конкуренции дешевой привозной нефти. Слабо развивались отрасли легкой промышленности.

Государство оказывало эффективную поддержку тем предприятиям, которые осуществляли внешнеэкономическую деятельность. Экспортная ориентация японской промышленности стимулировала проводившиеся реформы, способствовала созданию конкурентоспособных производств и обеспечивала накопления и инвестиции. Активное и целенаправленное развитие экспорта осуществлялось в условиях создания крупных национальных корпораций, которые совершенствовали качество товаров и могли вести конкурентную борьбу на мировом рынке.

Получили широкое применение иностранные научно-технические достижения и опыт, что позволяло сэкономить значительные средства и время на их разработку в стране. Использование зарубежных технологий и ускоренные амортизационные отчисления стимулировали рост производительности труда.

В результате проведенных преобразований в 1961 г. Япония вышла на 4-е место в мире (после США, ФРГ, Англии) по объему промышленной продукции, а в 1968 г. она потеснила Англию, заняв 3-е место. За Японией закрепилось место лидера в мировом судостроении, производстве радиоприемников, телевизоров, по выплавке чугуна, стали, выработке электроэнергии, производстве легковых автомобилей, автобусов.

Среди причин, которые ускорили развитие экономики Японии,

можно также выделить рост производительности труда, высокую степень эксплуатации рабочих, рациональную организацию производства и управления, внедрение системы «всестороннего контроля» качества.

Важнейшим направлением государственной экономической политики было создание условий для обеспечения экономики финансовыми ресурсами. Стимулирование сбережений, вовлечение их в кредитно-финансовую систему и создание механизма предоставления этих средств под низкий процент способствовало покрытию дефицита финансовых средств. Принимались меры по сбережению в домашних хозяйствах, на предприятиях, в государственном секторе. Норма сбережения выросла и стала больше, чем в Европе и США, превысив 30% ВВП. Условием высокого уровня сбережений являлся низкий уровень инфляции, сбалансированный бюджет.

Японские банки принимали активное участие в управлении промышленными предприятиями, осуществляли банковский надзор и пользовались доверием вкладчиков. В течение почти 50 лет не было случаев массового изъятия вкладов или внезапного банкротства банков. Деньги населения составляли более 40% депозитной базы банков.

Это положение имело и свои отрицательные стороны, так как создавало избыток капитала при недостатке потребительского спроса, что в свою очередь формировало предпосылки для появления в будущем экономики «мыльного пузыря».

Проводилась политика предоставления кредитов под низкие процентные ставки, включая малый и средний бизнес. Использовались кредиты Всемирного банка на развитие приоритетных отраслей, но международные валютные средства в то время поступали в ограниченном количестве. Банковская деятельность находилась под контролем государства, которое не только создавало условия для финансирования экономики, но и ограничивало участие банков в разных сегментах финансового рынка одновременно. За этот период времени существенно выросли доходы занятого населения, увеличилось число мелких предприятий, и формировался средний класс. Японцы начали активно потреблять качественные товары и услуги, многие их которых население страны до сих пор не видело. Высокий потребительский спрос обеспечил около 60% прироста ВВП.

Однако эти положительные изменения сопровождались достаточно противоречивыми и неоднозначными процессами. За годы реформ сложилось как бы два уровня экономического состояния 352 Особенности развития японской экономики Японии. Для первого уровня была характерна высокая производительность труда, конкурентоспособность в ряде отраслей, являющихся локомотивом развития всей экономики. В первую очередь, это машиностроительный комплекс, который работал на экспорт, и где производительность труда была выше, чем на аналогичных производствах в США. Второй уровень японской экономики имел неэффективные, неконкурентоспособные, плохо развитые отрасли (сельское хозяйство, химическая промышленность, медицинские товары, легкая промышленность). Предприятия этих отраслей в основном обслуживали внутренний рынок, и по производительности труда значительно отставали от американских компаний. Они развивались в тепличных условиях, пользовались патронажем и протекционистской защитой государства. Неконкурентоспособные производства частично сворачивались (производство химических удобрений, швейная промышленность) и замещались дешевым импортом.

Другие отрасли (транспорт, торговля, строительство, пищевая промышленность), где было занято большое количество рабочей силы, и на которые не распространялись экономические преобразования, нуждались в обеспечении социальной защиты и гарантиях.

Существование такой ярусной экономики было одной из причин высокой стоимости жизни в стране. Относительно высокая заработная плата нивелировалась высокой стоимостью товаров и услуг. Японская модель дала толчок развитию отдельных отраслей, на которых продержалась некоторое время вся экономика. Но одновременно сформировались диспропорции, которые нарушали эффективность воспроизводственного процесса как единого целого, что не могло не иметь отрицательных последствий. Экспортная политика также не отличалась достаточной сбалансированностью. С одной стороны, экспорт товаров и капитала помогал Японии переносить кратковременные экономические спады, которые имели место в период индустриального развития. Поддержку экспорту оказывал и сильно заниженный фиксированный курс иены. Выросли экспортные поставки автомобилей, электроники, электробытовых товаров пользовавшиеся спросом на мировом рынке. С другой стороны, в Японии сформировалась модель экономического роста, ориентированная на внешние факторы развития в гораздо большей степени, чем на использование внутренних стимулов.

1970—1980-е гг. в развитии экономики Японии. Этот этап связан с изменениями, которые происходили в мировой экономике, во внутриэкономическом развитии страны. Резкий скачок цен на энергетические ресурсы и сырье в 1970-х гг., мировые экономические кризисы середины 1970-х и начала 1980-х гг. тяжело отразились на экономическом положении Японии. Многократное повышение цен на нефть явилось одной из причин инфляции и снижения темпов экономического роста. Влияние катаклизмов мировой экономики подтвердило большую степень зависимости Японии от внешнеэкономических факторов.

В 1980-х гг. произошло подорожание иены, что привело к снижению эффективности экспортных операций. Сильная зависимость Японии от американского рынка и курса иены к доллару ставили ее в уязвимое положение и ограничивали альтернативные возможности развития. Рост реальной заработной платы трудящихся Японии также начал подрывать конкурентоспособность трудоемких отраслей.

В этих условиях многие крупные компании осознали необходимость развития наукоемких отраслей, внедрения энерго- и мате-риалосберегающих технологий. Это нашло выражение во впервые сформулированном правительством курсе на создание интеллектуалоемкой структуры производства.

Серьезной проблемой для японских производителей стало решение правительства частично ликвидировать протекционистские ограничения, чего долго добивались США и страны Западной Европы. В структуре импорта повысилась доля готовых изделий, которые были дешевле японских аналогов. Это обострило конкурентную борьбу на внутреннем рынке, к которой многие японские компании, выращенные в тепличных условиях, были не готовы. Одним из важнейших показателей неблагополучия в экономике был низкий уровень рентабельности инвестиций и низкие прибыли у японских компаний. Росла капиталоемкость продукции, накапливались неиспользованные производственные мощности. Рентабельность производственных компаний Японии была намного ниже, чем американских. Прибыли американских филиалов в Японии были выше, чем прибыли японских компаний в своей стране. Многие японские фирмы расширяли свои доли на рынке не за счет качества и снижения издержек, а за счет уменьшения своих прибылей.

Наибольшую отдачу в самой Японии приносили вложения в бан-ковский сектор, торговлю, операции с недвижимостью. Японский Особенности развития японской экономики бизнес распространил свою деятельность в аналогичных отрас-лях в США, Европе. К 1985 г. три четверти японских инвестиций за рубежом были вложены в активы, которые считались пассивными источниками дохода.

Японская экономика продолжала развиваться в условиях ограничения доступа иностранного капитала и инвестиций на свой рынок. Зарубежным предпринимателям запрещалось покупать акции японских компаний и создавать предприятия на японской территории. В результате в 1990-е гг. иностранцам принадлежал только 1% активов японских компаний, а филиалы западных предприятий обеспечили работой только 0, 4% наемной рабочей силы. Sony была одной из немногих компаний, которая разрешила иностранным представителям участвовать в совете директоров. Основными владельцами японских компаний были отечественные банки, страховые фирмы и другие структуры. Они устанавливали между собой тесные контакты, придерживались принципа стабильности в общем курсе, пользовались поддержкой государства, которое определяло их инвестиционную деятельность. К середине 1980-х гг. японская экономика исчерпала имеющиеся возможности развития. Несмотря на неоднократно принимавшиеся решения правительства о перестройке экономической модели, реформа государственного капитализма, который выполнил свою задачу в процессе догоняющего развития, проводилась медленно и не затрагивала основ этой модели. Такая ситуация создала условия для замедления темпов экономического роста и рецессии.

Экономическая рецессия конца 1980-х—начала 1990-х гг. Спад экономики развеял миф о прочности японской модели экстенсивного развития на основе ускоренной индустриализации и использования иностранных научно-технических разработок. Догоняющая модель индустриального развития основывалась в значительной степени на умелом копировании научно-технологических разработок других стран и не стимулировала формирование собственного творческого потенциала.

Экономика страны опиралась главным образом на экспорт, что требовало притока инвестиций, которые обеспечивались высокой нормой сбережения при незначительной норме потребления.

В этих условиях относительная узость внутреннего рынка не могла являться стимулом экономического роста. Столкнувшись с ограничениями экспорта своей продукции на зарубежных рынках, и в первую очередь на американском, японские компании начали активно увеличивать инвестиции в другие страны. Это привело к сокращению инвестиций в национальную экономику, что в условиях медленного роста внутреннего спроса негативно отразилось на развитии экономики.

Непосредственной причиной рецессии 1990-х гг. являлся финансовый кризис, который выявил фундаментальные проблемы в экономике страны. Этот период в истории Японии получил название «экономика мыльного пузыря». Происходил быстрый рост рыночной стоимости финансовых активов, в которые вкладывались денежные средства для извлечения спекулятивной прибыли на сделках с акциями и недвижимостью. Резко возросли цены на недвижимость и землю.

Главными источниками этой массы денег были высокий уровень сбережения населения и прибыли тех компаний, которые эффективно работали внутри страны и на мировых рынках. Эти деньги помещались в банки, что вызвало рост депозитов в коммерческих банках, объем которых к 1989 г. составил 120% ВВП. Спекулятивный пузырь прорвался на рубеже 1980—1990-х гг. Разорялись банки, занимавшиеся долгосрочными кредитами. Государство недополучало налогов в казну, а бюджетный дефицит, который подрывался эмиссией долговых обязательств, опустился до уровня 43% расходной части. Государственный долг достиг 110% ВВП и продолжал расти.

Обанкротились компании, которые совершали финансовые спекуляции, крупные риэлторы, приобретавшие земельные участки под банковские кредиты. Этот процесс распространился на строительные компании. Увеличивалась недогрузка производственных мощностей, означавшая наличие избытка основного капитала по отношению к объему производства, реализуемого на рынке. Упали темпы прироста промышленной продукции, а в отдельные годы наблюдалось сокращение промышленного производства, объема частных инвестиций, росла безработица. Экономика страны вошла в полосу застоя и на протяжении последующих лет пыталась избавиться от последствий лопнувшего пузыря.

Рецессию 1990-х гг. объясняют также и тем, что Япония не смогла выработать новую модель, которая соответствовала бы требованиям глобально развивающейся мировой экономики. Японские корпорации искали выход не в повышении эффективности производства у себя в стране, а использовали прежнюю экстенсивную модель роста, уводили бизнес в новые индустриальные страны в целях снижения издержек производства. Но эти страны уже могли 356 Особенности развития японской экономики конкурировать по многим показателям с японскими партнерами, а их национальный рынок не был настолько емким, чтобы поглотить японские товары.

Появление новых соперников усилило конкуренцию на мировых рынках, что усугубляло неустойчивое положение страны. С начала 1990-х гг. Япония начала терять позиции на мировом автомобильном, телекоммуникационном и компьютерном рынках, опустившись с первого места на пятое, а потом девятое и восемнадцатое по рейтингу конкурентоспособности. Процесс перемещения производственных мощностей в развивающиеся страны, закрытие предприятий, рост безработицы также явились причинами замедления темпов экономического роста.

Государство приняло активное участие в преодолении рецессии через проведение антикризисной политики. Правительство пыталось добиться оживления экономики через снижение ставки рефинансирования. Бесплатный доступ к финансовым ресурсам еще больше снизил мотивацию к повышению эффективности производства у японских корпораций, которые привыкли функционировать в условиях государственной поддержки и опеки. Снижение ставок рефинансирования и рост выгодных банковских кредитов не изменили ситуацию. Правительство приняло меры по увеличению бюджетных расходов для стимулирования потребительского спроса и поддержке убыточных предприятий. На бюджетное стимулирование экономического развития было израсходовано с 1991 по 2005 г. более 1 трлн долл. Это была самая масштабная программа стимулирования спроса в экономической истории, но в условиях роста безработицы, которая снижала потребительские расходы и накопление, а также отсутствия мотивации к капиталовложениям, не удалось преодолеть негативные явления. Проводившиеся мероприятия не сопровождались структурной перестройкой, ликвидацией основных причин, вызвавших экономическую депрессию, и привели к еще большему росту государственного долга и бюджетного дефицита страны.

Помимо антикризисных мер, предусматривающих активизацию государственной хозяйственной политики, осуществлялась либеральная реформа, направленная на использование рыночных механизмов регулирования. Проводилась приватизация государственных предприятий, дерегулирование финансового рынка реформа бюджетной системы.

Экономическая депрессия совпала с азиатским кризисом 1998—1999 гг. Поскольку экономики стран Азии достаточно сильно взаимосвязаны, финансовый кризис затронул Японию, хотя он и не был определяющим фактором спада экономики. Во-первых, будучи ослабленной, Япония не смогла оказать существенную поддержку своим соседям. Во-вторых, японские товары мало пользовались спросом на азиатских рынках из-за ухудшения хозяйственной конъюнктуры. Азиатский кризис усугубил ситуацию, ускорив разорение японских предприятий, рост безработицы. Экономические проблемы, с которыми столкнулась Япония в 1990-е и последующие годы, можно свести к трем основным причинам. Первая состоит в том, что лопнувший экономический «пузырь» раздутых цен на недвижимость и ценные бумаги повлиял на банковскую систему и другие отрасли экономики. Возникла проблема с получением кредитов. Банки, корпорации, население оказались в долгах, а это привело к снижению уровня потребления и инвестиций. Вторая причина связана с чрезмерным государственным регулированием экономики и протекционизмом, которые снижают деловую активность компаний, предприятий, не стимулируют их развитие и делают их неконкурентоспособными. Третья причина имеет отношение к экономической политике государства. Ошибки макроэкономической политики проявились, например, в увеличении налогов, что не могло в достаточной степени стимулировать спрос и не решило проблемы дефицита бюджета. Часто период экономической рецессии называют «потерянное десятилетие». С точки зрения факторов, которые определяют динамику экономического развития, это утверждение правомерно. Но существуют другие показатели, свидетельствующие, что экономика Японии не полностью находилась в состоянии стагнации. Например, к концу 1990-х гг. развивались информационные технологии, хотя и менее успешно, чем в США. В этот период отмечался некоторый рост производительности труда и увеличение реальных доходов населения, что парадоксально в условиях рецессии. Осуществлялись инвестиции (с тенденцией к росту) в частный сектор экономики. Спад в отраслях непромышленной сферы, работающих на внутренний рынок, практически не наблюдался. Это относится к электроэнергетике, страхованию, сфере оказания услуг, происходило некоторое оживление и в жилищном строительстве. Экономическая ситуация в Японии связана с необычным явлением для современной развитой экономики. Это снижение цен на товары и услуги, которое продолжалось длительное время и до сих пор не преодолено полностью. Наметились некоторые позитивные перемены, но они не приобрели необратимого и стабильного характера.

Какие причины вызвали падение цен? Прежде всего, это связанно с политикой Банка Японии, который не принял своевременных мер по предотвращению раздувания «пузыря» на рынке ценных бумаг и земли. Когда этот «пузырь» лопнул, началось падение цен на активы, потом снизились оптовые, и позднее розничные цены. Длительная дефляция также является следствием невысокого уровня платежеспособного спроса, что оказало отрицательное влияние на экономическую активность. Как потребители, так и инвесторы не расходовали средства в ожидании дальнейшего снижения цен, а население предпочитало забирать свои сбережения с банковских счетов и переводить их в наличные деньги. Для преодоления дефляции в конце XX и начале XXI вв. использовались механизмы антикризисного регулирования, направленные на оздоровление банковской системы. Государство с помощью прямых административных методов вмешивалось в деятельность финансовых структур, проводилась оценка их деятельности, ликвидировались проблемные банки, а бизнес передавался другим собственникам. Была осуществлена реорганизация убыточных компаний, которые были связаны с отдельными банками-кредиторами. Некоторые банки получали прямую финансовую поддержку государств и продолжали оставаться под государственным управлением. Сумма государственной помощи на ликвидацию долгов обанкротившихся банков и поддержку убыточных составила более 300 млрд долл. Проводились преобразования основных институциональных структур. Они включали пересмотр законов о банковской деятельности, осуществление контроля над иностранной валютой и внешней торговлей. Финансовые институты приобрели право заниматься любыми финансовыми операциями, разрешалась торговля ценными бумагами вне фондовых бирж. Средства в иенах могли переводиться в любую валюту. Меньше стало ограничений на слияние компаний, изменилась корпоративная культура в сторону более либерального отношения к участию иностранных компаний в совместном бизнесе, был осуществлен переход на международную систему ведения бухгалтерского учета. По масштабам единовременной либерализации финансовых операций эта реформа не имеет прецедента ни в одной стране мира.

Продолжает осуществляться приватизация государственных

компаний в области строительства шоссейных дорог, почтовой связи, сберегательной и страховой служб, государственных высших учебных заведений.

Таким образом, государство в Японии постепенно утрачивает свою роль органа, указывающего частному предпринимательству направления развития. За ним остаются функции по установлению общих правил поведения и координации интересов конфликтующих сторон. Экономическая роль и социальная ответственность частного сектора увеличивается.

Процесс выхода из застоя развивается медленно. Надежды на рост внутреннего спроса пока не оправдались. Вялое потребление в значительной степени связано с отсутствием роста заработной платы основной массы работающих японцев. Преодоление стагнации обеспечивается главным образом усилиями корпоративного сектора экономики, который смог погасить значительную часть своих долгов, образовавшихся в 1980—1990-е гг. Спрос на японскую продукцию на мировом рынке способствует притоку денежных средств и росту прибылей. В этой связи растут инвестиции в замену производственных мощностей, их модернизацию. Перспективы развития японской экономики достаточно благоприятны. На данном этапе основная задача состоит в обеспечении устойчивого роста экономики и устранении дефляции. Основная цель проводимых преобразований, рассчитанных на длительную перспективу, заключается в создании новой эффективной институциональной структуры, способной обеспечить подъем экономики и превратить ее в более гибкую и открытую систему, соответствующую современным реалиям.

Размышляем самостоятельно. Подумайте над тем, какие из мер, предпринятых государством в Японии в данный период, были эффективными, а какие нецелесообразными и неэффективными.

16.2. Основные черты отраслевой структуры экономики Японии

Основные пропорции отраслевой структуры экономики Японии типичны для развитых стран. В структуре ВВП удельный вес сферы услуг занимает 62%, промышленности и строительства —36%, сельского хозяйства, лесной промышленности, и рыболовства —2%.

Отраслевая структура экономики Японии формировалась, как уже было отмечено, в условиях практически полного отсутствия природно-сырьевой базы. В связи с этим добывающая промышленность была развита слабо, и основное внимание уделялось развитию отраслей обрабатывающей промышленности. Постепенно начали утрачивать свое значение отрасли пищевой и текстильной промышленности, сельского и рыбного хозяйства.

Хорошо развиты автомобилестроение, электротехническая и электронная промышленность. Япония занимает ведущие позиции в мировом производстве станков, судов, бытовой электроники, промышленных роботов. Развиваются черная и цветная металлургия, химическая промышленность. Автомобилестроение сложилось как самостоятельная отрасль в 1950 г., но уже в 1980 г. Япония заняла первое место в мире по количеству произведенных автомобилей. Хотя страна стала утрачивать свои позиции, однако, по-прежнему занимает ведущее место в мире в этой области. Особо следует отметить развитие НИОКР как важнейшей составной части экономической структуры. В период экономической депрессии расходы на НИОКР сокращались, и рост инновационных возможностей Японии замедлился.

Однако в начале XXI в. ситуация стала улучшаться. Один из основных показателей уровня инновационного развития, который измеряется отношением расходов на НИОКР к объему ВВП, составляет 3%. Для Японии характерна высокая степень участия частного капитала в финансировании научных исследований, которая составляет 73% от общих расходов. В отличие от многих стран почти все НИОКР в Японии связаны с гражданским производством, а сфера услуг не занимает важное место в научных исследованиях (около 2% в общем объеме промышленных НИОКР).

Японские НИОКР на 95% охватывают отрасли обрабатывающей промышленности. Наибольший удельный вес в НИОКР занимают отрасли электронных технологий, в том числе потребительского назначения. На исследования в области химии расходуется 15%, автомобилестроения — 12%, компьютеров и офисной техники — около11%, электрического оборудования — около 10% расходов на НИОКР. Как уже отмечалось, одной из особенностей развития научно-технического потенциала Японии являлось умение перенимать и адаптировать опыт и достижения других стран к своим потребностям. Благодаря привлечению зарубежных технологий и знаний, страна смогла за сравнительно короткий период времени не только сравняться по некоторым показателям с развитыми странами, но и опередить их. Многие компании Японии, как и раньше, продолжают активно импортировать технологию, скупать патенты и лицензии, но объемы импорта по сравнению с собственными научно-техническими разработками составляют уже лишь 8%. Сегодня перед Японией стоит задача перехода от разработанной и действовавшей многие годы системы заимствования научно-технических достижений к самостоятельной, созидательной работе. Превращение Японии в лидера по уровню развития НИОКР рассматривается в качестве одного из основных факторов обеспечения экономической безопасности.

Для Японии характерна высокая централизация в сфере развития НТП, которой нет во многих странах, включая США. Централизация осуществляется Министерством экономики, торговли и промышленности, которое разрабатывает долгосрочные направления развития и их финансирование, осуществляет координацию и взаимодействие частных компаний и государства. Учитывая отставание страны в области развития информационных технологий от США, была принята программа «электронная Япония». Основной целью является превращение страны в мирового лидера в этой области. Главными направлениями научно-технологического развития являются: информационные технологии, технологии защиты окружающей среды, нанотехнологии и новые материалы. Особое внимание уделяется научным разработкам по возобновляемым источникам энергии, атомной энергетике, биотехнологии, освоению ресурсов мирового океана, аэрокосмическим исследованиям.

Планируется более широкое использование различных форм сотрудничества с иностранными компаниями, тесное взаимодействие с японскими университетами и зарубежными учебными заведениями, создание благоприятных условий для привлечения зарубежных специалистов.

Одной из основ отраслевой структуры экономики Японии является энергетика. В структуре потребляемых энергетических ресурсов 56, 3% приходится на нефть, 17% — на уголь, 11, 6% — на природный газ, 13% — на атомную энергию, 3, 7% — на гидроэнергию. Активно развиваются альтернативные источники энергии, но их доля пока невелика — около 2%. Как уже отмечалось, основная часть потребляемых энергоресурсов импортируется, за исключением гидроэнергии и небольшого количества угля, добываемого в стране. Растет производство электроэнергии на АЭС, на которые 362 Основные черты отраслевой структуры экономики Японии приходится около 37% всей производимой в стране энергии. Япония все больше ориентируется на импорт нефтепродуктов и газа, заменяя ими нефть и уголь.

Учитывая низкие энергетические затраты в расчете на единицу выпускаемой продукции, активное внедрение энергосберегающих технологий, большинство исследователей в Японии не видят в удорожании нефти особых проблем для национальной экономики. По их мнению, для современной Японии это не является серьезной угрозой, экономика будет стабильно развиваться, даже если цены составят 100 долл. за баррель.

Структура экономики Японии сдвигается в сторону развития сферы услуг, и это тоже уменьшит потребности в нефти. Однако потребности в газе и атомной энергии увеличиваются. Сельское хозяйство Японии не имеет благоприятных природных условий для своего развития. Аграрная реформа, проводившаяся в послевоенный период времени, ускорила развитие капиталистических отношений в деревне, что привело к росту инвестиций и производительности труда. Уже в 1950-е гг. были достигнуты значительные успехи в урожайности основных продуктов потребления (рис, чай).

Однако уровень механизации оставался низким, в больших размерах использовался ручной труд, что повышало себестоимость продукции и делало ее неконкурентоспособной перед импортными товарами. Одним их основных сдерживающих факторов в развитии сельского хозяйства были небольшие наделы, которые мешали развитию производительных сил.

Постепенно отменяются ограничения в размерах земельных участков и создаются крупные хозяйства, которые развиваются более эффективно. Государственная сельскохозяйственная Политика направлена на поддержку фермерства, которому предоставляются субсидии и кредиты из государственного бюджета. Государство также регулирует цены на сельскохозяйственные продукты, покупая значительную часть сельскохозяйственных товаров у производителей по высоким ценам и реализуя их населению по заниженным ценам.

Эффективность производства повысилась, снизилась себестоимость продукции, но не удалось обеспечить существенный рост производительности труда и радикально улучшить самообеспеченность страны продуктами питания.

Основное внимание уделяется производству наиболее потребляемых населением продуктов питания (рис, овощи, фрукты). Увеличивается потребление мяса и мясомолочных изделий, спиртных напитков и зависимость страны от импорта этих продовольственных товаров усиливается. Японии в состоянии удовлетворить запросы населения в продовольственных товарах за счет собственного производства только на 40%. Это самый низкий показатель среди развитых стран, что дало повод поставить вопрос об угрозе национальной продовольственной безопасности на государственном уровне.

Правительство принимает ряд решений, целью которых является увеличение сельскохозяйственного производства и сокращение чрезмерной зависимости от импорта. Государство стремится ограничить импорт дешевого продовольствия, учитывая также и низкую конкурентоспособность отечественного производства. Протекционистская политика Японии сдерживает разорение сельскохозяйственных производителей, что противоречит требованиям торговых партнеров провести либерализацию этого сектора экономики.

Новая экономическая политика направлена на постепенный переход от протекционистских мер к либерализации аграрного рынка, ослабление административного вмешательства. Принимаются меры для повышения конкурентоспособности отечественных производителей в условиях поэтапного снижения пошлин на многие виды продовольственных товаров.

Одной из важнейших отраслей в экономической структуре Японии является рыбное хозяйство, которое обеспечивает население традиционным ассортиментом продуктов питания (рыба, морепродукты). По потреблению морепродуктов Япония занимает второе место в мире после Исландии. Однако отрасль рыболовства находится в состоянии застоя, о чем свидетельствуют снижение числа занятых и сокращение объемов вылова рыбы. Еще совсем недавно Япония занимала 2-е место после Китая по объему выловленной рыбы, а сейчас она находится на 4-м месте после Китая, США, Перу.

Сокращение вылова рыбы связано с несколькими причинами: оскудение ресурсов океана и моря, введение ограничений на вылов рыбы, конкуренция со стороны стран, занимающихся рыбным промыслом. Такая ситуация в отрасли приводит к снижению предложения и росту цен на продукты рыболовства. Падает уро-вень самообеспеченности населения и увеличивается импорт этих продуктов из Китая, США, России. Роль России как поставщика морепродуктов на японский рынок растет.

В этих условиях государство ставит задачу комплексного развития рыболовного хозяйства, более полного обеспечения потребностей населения, что предполагает структурные изменения в отрасли, переход к ресурсосберегающим и ресурсовоспроизводящим методам работы.

16.3. Роль государства в регулировании экономикии японский менеджмент

В течение нескольких десятилетий Япония считается одной из сильнейших держав мира, а в 1970—1980-е гг. была названа самой конкурентоспособной страной в мире. В этот период времени появлялось много публикаций, в которых утверждалось, что Япония смогла создать более совершенную форму капитализма, чем западная модель развития.

Среди факторов, сыгравших ключевую роль в успешных экономических преобразованиях в Японии, обычно называют: во-первых, особую форму капитализма, для которой характерно активное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность, во-вторых, менеджмент, который имел ряд специфических черт, обусловленных особенностями экономического и социального развития страны. Отдельные элементы системы японского менеджмента были переняты многими западными компаниями, в том числе американскими, которые были первыми, кто стал внедрять японские методы организации производства (постоянное совершенствование, всеобщее качество, система «точно в срок»). Это во многом способствовало обеспечению высокой конкурентоспособности американского производства.

Япония является страной, где роль государства в экономике чрезвычайно велика, хотя размер государственной собственности незначителен и она связана главным образом с инфраструктурой. В отличие от западной модели, где государство устанавливало

правила игры, японская экономическая политика была нацелена, главным образом, на осуществление эффективной промышленной политики. Большую роль в ее осуществлении сыграло японское Министерство экономики, торговли и промышленности, которое использовало Министерство финансов, Банк Японии, Министерство экономического планирования, Ассоциацию промышленников в качестве гарантов и проводников разрабатываемых экономических преобразований. Существовала сложная система взаимосвязей и взаимодействия государственных институтов, бизнес-кругов, которые совместно утверждали основные ориентиры и приоритеты экономической политики. Споры, возникавшие в процессе функционирования этих структур, разрешались через специально созданный для этих целей механизм.

Обобщая опыт Японии в области государственного регулирования экономики, можно выделить основные элементы этой модели.

1. Сильная централизация государственной власти и управления экономикой. Выбор приоритетных направлений развития и мобилизация всех имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей.

2. Приоритетная цель государства — промышленная политика.

Она была направлена на стимулирование развития в первую очередь тех отраслей, которые имеют экспортный потенциал и могут способствовать социально-экономическому росту страны.

Этим отраслям оказывалась государственная поддержка и протекционистская защита от потенциальных и реальных конкурентов. Использовались различные механизмы регулирования (отрасли обеспечивались иностранной валютой, предоставлялись льготные кредиты, а иногда и безвозмездное финансирование, государство устанавливало предельные уровни цен для стабилизации спроса и предложения, налоговые льготы в виде ускоренной амортизации, пропорциональной увеличению экспорта). Выбор приоритетных отраслей являлся сигналом для инвесторов, побуждая их вкладывать капитал.

По мере роста доходов населения правительство сосредотачивало внимание на отраслях с высокой эластичностью спроса (машиностроение, электроника, автомобилестроение), осуществляло специальные программы по стимулированию спроса на новые товары.

3. Государство длительное время осуществляло протекционистскую политику в целях защиты внутреннего рынка, которая предусматривала практически полный запрет на проникновение иностранных компаний и ограничение прямых иностранных инвестиций. Медленно, под напором торговых партнерров, снимались ограничения на деятельность иностранных инвесторов, проводилась либерализация внешнеторговой деятельности, но она имела ограниченный характер.

4. Японские компании в большинстве своем были невелики и они не могли использовать экономию масштаба производства для успешной конкуренции на мировом рынке. Считая необходимым ограничивать конкуренцию, правительство разрабатывало и применяло мягкое антимонопольное законодательство, поощряя слияние, кооперацию. Такая политика проводилась до 1990-х гг., несмотря на то, что к этому времени японские компании уже могли успешно конкурировать в мировом масштабе. Предпринимавшиеся попытки ужесточить антимонопольное законодательство не были эффективны в силу противодействия крупных деловых структур и политических кругов.

5. Интересна практика создания японских картелей. В целях ослабления последствий неблагоприятной экономической конъюнктуры отраслевые союзы предпринимателей получили право создавать картели, которые находились под контролем правительства. Одним из таких типов картелей были так называемые рецессионные картели, которые имели право фиксировать цены и ограничивать выпуск продукции до тех пор, пока не появится спрос на эти товары на внутреннем рынке. Они определяли, как и в каком объеме конкурирующим компаниям надлежит уменьшить выпускаемую продукцию. Правительство также разрешало создание картелей, которые осуществляли координацию действий по сворачиванию неперспективных производств.

6. Государство жестко регулировало финансовые рынки. Принимая во внимание слабость рынка капиталов, кредиты оставались главной формой финансирования корпораций. Строго координировались потоки ограниченных финансовых ресурсов в различные отрасли, были приняты законы о регулировании финансовых рынков, правительство контролировало финансовую деятельность фирм. Однако финансовая прозрачность и отчетность не были главными приоритетами в этой сфере.

7. В Японии экономическая политика государства тесно связанна с инновационной деятельностью, и общие принципы государственного регулирования экономики распространяются и на научно-технологическую сферу.

Государство принимает активное участие в финансировании научных работ, подготовке кадров, создании материальной базы, стимулирует заинтересованность частного сектора в развитии инноваций через создание налоговых, амортизационных и других преимуществ.

Интересен опыт в организации и финансировании совместных проектов в области НИОКР. Государство осуществляет координацию, распределение обязанностей и финансовых ресурсов между несколькими исполнителями во избежание ненужного дублирования. Необходимость организации совместной работы была обусловлена тем, что, в отличие от США, Япония имеет недостаточно развитые научно-исследовательские университеты и лаборатории, которые мало связаны между собой, не имеют постоянных контактов с производством. В этой связи совместные проекты важны для приобретения необходимой информации и технологии, обмена опытом и знаниями. Эти принципы организации научно-технических исследований перенимались и другими странами. Но такая форма сотрудничества тормозит конкуренцию в области инноваций.

Активное последовательное и целенаправленное участие государства в хозяйственной деятельности было одним из важнейших факторов, способствовавших превращению страны в промышленно-развитую державу.

Однако зарегулированность японской экономики, ограничение конкуренции как разрушительной силы постепенно превращались в тормоз экономического развития. Основные принципы, связанные с ролью современного государства в экономике, нуждались в пересмотре. Сегодня проявляется устойчивая тенденция к устранению государства от прямого участия в экономике и переходу к денежно-кредитным, налогово-бюджетным методам регулирования, созданию условий для полноценной конкуренции.

Роль государства в регулировании экономики и японский менеджмент Проблемы современной экономики Японии нельзя анализировать, не учитывая специфику японского менеджмента, который является одной из важнейших характерных черт японской модели развития. Япония первой из всех стран мира внедрила такие элементы менеджмента, как качество продукции и низкие затраты, бережливое производство, контакты с поставщиками. Одним из ключевых традиционных элементов является система бережливого производства и доставки «точно в срок», цель которой состоит в том, чтобы избавиться от необоснованных потерь. Эта система получила дальнейшее развитие и впоследствии объединила контроль качества, непрерывное совершенствование, взаимоотношение с поставщиками, гибкое производство, сокращение цикла.

Гибкое производство предусматривает создание возможностей быстро разнообразить модели, сокращая время для разработки новой продукции. Эти принципы организации производства были распространены на многих японских предприятиях. Важным элементом в японском менеджменте является сложная система взаимосвязи между банками, поставщиками и компаниями, которая называется «кейрецу» (промышленная группа, в которую входят фирмы, финансирующие их банки, дружественные компании). Они должны покупать и продавать товары внутри своей организации и осуществлять взаимное владение акциями. Такой принцип бизнеса ограничивал конкуренцию и препятствовал участию иностранного капитала в экономике. Сейчас на смену кейрецу приходят новые компании, которые мыслят и работают в условиях конкуренции.

Частью японского менеджмента является ориентация на долгосрочную перспективу. Японские компании ориентируются на увеличение своей доли рынка, иногда допуская агрессивную ценовую политику (демпинг). Они готовы на время пожертвовать прибылью во имя расширения своего присутствия на конкретном рынке. Особое место среди элементов японского менеджмента занимает система пожизненного найма, которая начала развиваться во многих отраслях экономики в условиях промышленного роста. Благодаря этой системе улучшалось управление компаниями, рабочие развивали многие профессиональные навыки, повышали качество продукции.

Вместе с положительными характеристиками система пожизненного найма создавала определенные проблемы, которые привели к потере интереса и мотивации к работе. Сейчас происходит постепенный отход от практики пожизненного найма и оплаты по старшинству, которая в условия ограниченной возможности привлечения дополнительной рабочей силы тормозит создание гибкого рынка труда.

Все элементы системы японского менеджмента взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, взаимодействуют с основными принципами государственного регулирования экономики, усиливая их эффективность.

Во многом благодаря системе организации труда Япония добилась больших успехов. В 1970—1980-е гг. японские компании установили высокий уровень стандартов в области качества, себестоимости, технологических параметров, квалификации рабочих и методов управления.

С конца 1980-х г. многие западные компании начали активно перенимать японский метод организации производства, догонять и перегонять японские компании в эффективности организации труда. Например, американские компании, которые к тому времени уже использовали информационные технологии, смогли не только сравняться, но и существенно превысить японские стандарты. Другие страны, где уровень заработной платы был ниже, чем в Японии, тоже начали следовать японским принципам менеджмента, что давало им преимущества в конкурентной борьбе. Однако некоторые японские методы управления и организации труда становятся менее эффективными и не соответствуют требованиям глобальной конкуренции в мировой экономике. Поэтому в настоящее время вполне актуальны дискуссии в Японии о необходимости пересмотра отдельных составляющих системы менеджмента в стране в новых условиях ведения бизнеса.

В начале XXI в. внешнеэкономические факторы не только занимают важное место в экономической политике Японии, но и оказывают существенное влияние на развитие страны в целом. Характер Японии и направления внешнеэкономической деятельности связаны с особенностями развития Японии, о которых уже шла речь в данной главе. Внешнеэкономическую деятельность регулирует Министерство торговли, экономики и промышленности Японии. Его основными задачами являются определение главных направлений развития внешнеэкономических связей, обеспечение необходимых размеров закупок сырьевых и топливных ресурсов, оказание помощи в структурной перестройке промышленности, содействие малому и среднему бизнесу, защита прав интеллектуальной собственности. Необеспеченность топливно-энергетическими и минеральными ресурсами предопределила основную цель внешнеторговой политики. Активный, а нередко агрессивный экспорт являлся основным источником получения валюты для приобретения необходимых ресурсов, продовольствия и фактором, стимулирующим экономический рост. Благодаря динамичному развитию внешней торговли удавалось смягчать экономические проблемы страны. В 1980-е гг. экспорт выступал основным фактором роста ВВП Японии. Завоевание мировых рынков Японией осуществлялось благодаря высокому качеству продукции, использованию современных технологий, быстрой смене моделей товаров. Доля Японии в общемировом товарном экспорте составляет 5, 4%, импорте — 4, 7%. Япония занимает четвертое место после Германии, Китая и США по объему товарного экспорта и пятое место по объему импорта. К основным статьям японского экспорта относится продукция обрабатывающей промышленности и в первую очередь машиностроение. Более 40% экспорта приходится на автомобили и товары электронной промышленности. Страна экспортирует суда, металлообрабатывающие станки, средства связи, мотоциклы, продукцию химической промышленности, сталь, текстильные ткани. Япония сохраняет одно из лидирующих мест в мире в экспорте товаров с высокой добавленной стоимостью, прежде всего машиностроительной продукции производственного назначения.

Япония импортирует промышленные полуфабрикаты, одежду, ткани, деревообрабатывающую продукцию, целлюлозно-бумажные товары. В структуре импорта увеличивается доля продукции машиностроения, а также автомобилей, компьютеров, средств связи, металлов.

Основными торговыми партнерами Японии являются США, страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Сегодня все больше внимания со стороны Японии уделяется китайскому рынку, странам АСЕАН и АТЭС. Например, в 2006 г. Япония получила из Китая более 75% от общего объема импорта текстиля и одежды. Торговые партнеры Японии настаивают на большей открытости японского рынка для зарубежных товаров и капитала, отказе от изоляционистской политики.

Состояние торгового баланса с партнерами различается в зависимости от страны. Так с США, странами ЕС и Юго-Восточной Азии торговый баланс активен. Со странами Ближнего Востока и Австралией, поставляющими на японский рынок сырье, торговый баланс пассивен. Периодически возникают конфликты в торгово-экономической сфере по разным причинам. Например, большое положительного сальдо Японии в торговле с США и Европой явилось причиной ограничения японского экспорта в эти страны. Причины, которые вызывают дисбаланс, оцениваются по-разному. В Японии полагают, что это связано главным образом с конкурентоспособностью японских товаров. А в ЕС и США считают, что этот дефицит обусловлен протекционистской торгово-экономической политикой Японии.

Во внешнеэкономической деятельности происходят перемены, связанные с изменением соотношения между экспортом товаров и экспортом капитала за счет быстрого роста последнего. Примером этому являются отношения с НИС Азии, в которые Япония передает «нижние этажи» промышленной структуры, оставляя себе более сложные виды производства.

Интернационализация японских компаний находится в русле развития мирового хозяйства. Например, металлургические предприятия Японии выносят производства в страны Юго-Восточной Азии с дешевой рабочей силой и превращают их в свою производственную базу. Эти страны, в свою очередь, экспортируют в Японию текстиль, металлопродукцию, химические удобрения, неко-торые виды машиностроения, производство которых в Японии сокращается. Уменьшается ввоз сырья и энергоресурсов, необходимых для производства этих товаров в Японии.

Положительное сальдо платежного баланса является показате-лем того, что Япония является одним из крупнейших кредиторов, несмотря на сложность финансовой ситуации. Активы страны превышают пассивы.

Доля Японии в общем объеме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мировом хозяйстве составляет 12%. Она не входит в число государств, являющихся крупнейшими реципиентами ПИИ, и занимает 4-е место в мире как крупнейший экспортер трансграничного инвестиционного капитала.

Основные отрасли, привлекающие капиталовложения японских компаний, относятся к сфере услуг, значительны инвестиции в торговлю, недвижимость, автомобилестроение. Основными инвесторами традиционно являются автомобилестроительные корпорации Японии, которые производят за рубежом больше продукции, чем у себя на родине. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов. Среди них можно выделить компании «Хитачи», «Тойота». Японский капитал инвестируется в страны Восточной Азии и США, активизирует свою деятельность в Китае, который имеет емкий внутренний рынок и пока еще дешевую рабочую силу.

Сегодня из 500 крупнейших в мире компаний (по размерам капитализации) 48 принадлежит Японии, и она находится по этому показателю на третьем месте в мире после США и Великобритании. Японские банки после пережитых потрясений возобновляют свою инвестиционную деятельность за пределами страны. Среди них —крупнейший мировой банк Bank of Tokyo Mitsubishi UFJ. Японский рынок капитала характеризуется большой разницей в объеме вывезенных и ввезенных капиталов в страну. Размер ввезенных ПИИ упал до самого низкого уровня за последние 10 лет, и по этому показателю Япония значительно отстает от других развитых стран. Главными иностранными инвесторами в Японию являются США и Западная Европа. Доля США составляет около 30% общего объема привлеченного капитала. В начале 2000-х американские и западноевропейские компании получили возможность скупать японские предприятия, которые находились в сложном финансовом положении. На приобретение иностранцами японских компаний приходилась третья часть всех слияний и поглощений.

Трансграничные слияния и поглощения осуществляются в Японии с определенными трудностями. Это объясняется национальными политическими интересами и тем, что японские предприниматели предпочитают вести бизнес с отечественными фирмами, а не с иностранными конкурентами, которые проводят более жесткую политику и часто не понимают специфики страны. Продажа фирм иностранцам долгое время, а порою и сегодня считается крайней мерой решения возникших трудностей.

Внешнеэкономическая стратегия Японии ориентируется на участие в интеграционных образованиях, создание двусторонних альянсов с ориентиром на зоны свободной торговли и региональную политику. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) является приоритетным направлением в области торговых отношений. На ее долю приходится около ¾ японского экспорта и 40% прямых инвестиций Японии за границей. Япония также является участницей «АСЕАН плюс 3» —страны АСЕАН плюс Китай, Япония, Республика Корея. Планируется создание зоны свободной торговли с этими странами. Японское правительство предпринимает шаги к либерализации торговли товарами, услугами, а также к инвестиционной деятельности с членами интеграционных образований. Внешнеторговая политика Японии регулируется также через формирование различных альянсов в рамках ВТО. Например, страна принимает участие в группе «квадро», которая была создана для обсуждения торговых отношений между США, Японией, Китаем, Канадой. В этой группе обсуждаются вопросы либерализации внешнеторговых отношений, взаимное открытие рынка услуг и инвестиций. Перед проведением очередного раунда ВТО страны согласовывают свои позиции по вопросам повестки.

Внешнеэкономическая стратегия страны направлена не только на развитие многостороннего сотрудничества в области торговли, но и на развитие двухсторонних отношений. Министерство экономики, торговли и промышленности составило документ, в котором рассматриваются основные направления деятельности Японии по развитию отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности, Япония стремится заключать с ними соглашения о свободной торговле и экономическом партнерстве. Подписано соглашение о создании зоны свободной торговли с Сингапуром, которое предусматривает беспо


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал