Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛАВА 17 Китай: укрепление позиции в современной мировой экономике
Глава посвящена анализу места и роли КНР в современной мировой экономике, где эта страна занимает все более основательные позиции. Рассматриваются различные исторические этапы в становлении и развитии китайской экономики в послевоенный период. При этом раскрывается существенное значение принятых в конце 1970-х гг. решений по модернизации и повышению степени открытости экономики КНР. В главе анализируются структурные проблемы современной китайской экономики, ее переход от экстенсивного к интенсивному типу развития на основе все более активно используемых достижений НТР и инвестирования на основе отечественных и зарубежных инвестиционных источников. Показываются и имеющиеся в настоящее время проблемы в развитии экономики КНР, в частности, проблемы развития энергетики и сельского хозяйства. Рассматриваются вопросы инвестиционной политики Китая, проблемы экономического взаимодействия Китая и России, эффективное решение которых имеет для этих стран существенное значение. 17.1. Место и роль Китая в мировой экономике Одной из наиболее значимых тенденций развития мировой экономики за период последних трех десятилетий является динамичный экономический рост Китая. К началу XXI в. эта страна сумела существенно укрепить свои позиции в мировом хозяйстве и стала оказывать все более существенное влияние на характер и динамику развития мировой экономики в целом. Это позволяет говорить о наличии китайского экономического чуда или феномена. Действительно, несмотря на предпринимаемые большинством развивающихся стран и стран с переходной экономикой усилия, в реальной практике только Китаю и другим странам восточноазиатского региона удалось достичь такого экономического роста, который позволил им существенно сократить разрыв с ведущими странами мира, чего не удалось ни странам Латинской Америки, ни ближневосточным странам, ни бывшему СССР, и что, естественно, ставит вопрос о необходимости внимательного изучения китайского опыта. Среднегодовые темпы прироста ВВП КНР за период 1980— 2000-х гг. составили 9, 8%, и по этому показателю страна, наряду с азиатскими лидерами, прочно вошла в ведущую пятерку мира, занимая в отдельные годы в ней ведущие позиции. В результате по ряду показателей Китай сумел выйти в число лидеров мировой экономики. В 2006 г. ВВП Китая, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), составил 7, 4 трлн долл. По этому показателю Китай, наряду с США и Японией, прочно входит в тройку ведущих стран мира.1 По данным МВФ, с начала 1980-х гг. доля Китая в мировом ВВП возросла более чем в три раза, и в 2005 г. составила 15, 3%. В настоящее время в КНР производится около 35% ВВП всех развивающихся стран. Одновременно происходит постепенное сокращение разрыва в уровнях ВВП на душу населения. При подсчете на основе ППС, который используется международными организациями, среднедушевой ВВП Китая составил в 2005 г. 4, 5 тыс. долл., и по этому показателю происходит постепенное перемещение КНР из категории бедных в категорию среднеразвитых стран мира, таких как Мексика и Колумбия.1 К середине 2000-х гг. Китай прочно занял серьезные позиции в мировой торговле. Доля страны в мировом экспорте в настоящее время превышает 6%, и Китай, наряду с США, Японией и Германией, входит в ведущую группу крупнейших экспортеров мира. Китай является крупнейшим в мире экспортером одежды (20% общемировых продаж), уступая по этому показателю лишь совокупному экспорту данной продукции всех стран ЕС, при этом Китай является одновременно крупнейшим поставщиком одежды в Японию, США и страны ЕС. Китай является пятым в мире экспортером продукции химической промышленности, офисного и телекоммуникационного оборудования, продукции сельского хозяйства. Одновременно Китай стал одним из крупнейших получателей прямых иностранных инвестиций в мире (50—55 млрд долл. ежегодно в начале—середине 2000-х гг.). На долю КНР приходится около 40% всех прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые направляются в развивающиеся страны. По общему размеру привлечения ПИИ Китай занимает второе, после США, место в мире. В целом в настоящее время благодаря высоким темпам экономического роста и масштабам экономики Китай стал одним из локомотивов развития мировой экономики, на него приходится, в среднем, порядка 12—15% прироста мирового валового продукта, что особенно важно в условиях снижения в последние годы экономической динамики Японии. Китай является одним из крупнейших покупателей на мировом рынке многих видов сырья и промышленной продукции, включая транспортное и энергетическое оборудование, а также авиационной техники, изделий металлургии и др. Только в США, благодаря китайским заказам, обеспечивается занятостью свыше 350 тыс. рабочих мест, что является важным фактором при принятии решений по различным вопросам в рамках двусторонних китайско-американских отношений. Успехи Китая выглядят особенно впечатляющими на фоне так называемого трансформационного спада 1990-х гг. в бывших социалистических странах, причем, если страны Восточной Европы уже сумели восстановить свой дореформенный объем ВВП, то Россия, столкнувшись с глубоким экономическим спадом 1990-х гг., только в настоящее время достигла дореформенного объема ВВП. 1 Согласно данным национальной статистики КНР, ВВП страны на душу населения составляет около 1, 2 тыс. долл. Многие зарубежные специалисты связывают достижения Китая исключительно с политикой внешней открытости и реализацией концепции «догоняющего развития». Согласно этой концепции многоуровневая система мировой экономики и определенная иерархичность этой системы предопределяют логику развития международного разделения труда, которая заключается в том, что структурные сдвиги в экономиках США и других наиболее развитых стран мира постепенно распространяются на менее развитые страны, стимулируя постепенную структурную перестройку всего мирового хозяйства. Так, в тихоокеанском регионе США и Япония переносят свои устаревающие производства в новые индустриальные страны (НИС), а те, в свою очередь, по мере повышения квалификации рабочей силы, уровня образования, оплаты труда и общего уровня экономического развития переходят к производству более технически сложной и капиталоемкой продукции, и в целях сокращения издержек производства сами постепенно переносят трудоемкие производства в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Китай, в свою очередь, обладая выгодным географическим положением, огромным количеством дешевой и дисциплинированной рабочей силы, получает в значительных объемах из этих стран инвестиции и технологии производства многих видов товаров. Хотя, как правило, это относительно устаревшие производства, но они на порядок выше собственной технологической базы. При этом появляется возможность постепенно переходить к производству более наукоемких изделий и затем переносить устаревающие производства в менее развитые страны. Такой подход к Китаю опирается на понимание общих тенденций развития мировой экономики последних десятилетий, предполагает достаточно быструю либерализацию хозяйственной деятельности и, в конечном счете, с учетом разрыва в уровнях экономического развития, определяет для Китая роль и место пассивного участника мирового воспроизводственного процесса в рамках разделения всех стран мира на центр и периферию, которые занимают принципиально различные позиции в мировом хозяйстве. Это предполагает не только явную ориентацию наиболее развитых стран на собственные интересы и безусловное экономическое лидерство, но и дает возможность в определенной степени контролировать процесс экономического развития КНР. В результате интересы зарубежных партнеров и задачи национального развития Китая далеко не во всем совпадают, что зачастую приводит к конфликту интересов. С учетом этого обстоятельства модель социально-экономического развития Китая и характер его взаимодействия с мировым хозяйством складываются под влиянием не столько внешних факторов и интересов, сколько под воздействием собственной национальной экономической, социальной и социокультурной специфики и уникальности, что в конченом счете и предопределяет успехи этой страны. Такая специфика заключается в том, что Китай представляет собой очень мощную и древнюю цивилизацию. Непрерывное существование на протяжении целых тысячелетий китайской государственности обусловливает необычайно сильное воздействие социальных, политических и исторических традиций на формирование социально-экономической модели страны и ее отношений с внешним миром. В качестве главных отличительных характеристик китайской цивилизации, которые оказывают существенное влияние на современные экономические процессы часто выделяют особенности национального мировоззрения и языка, бюрократический характер традиционного китайского общества, сложную систему управления, которая основывается на конфуцианской философии, определяющей идеалы социального порядка. Наряду с хорошо продуманной экономической политикой и трудолюбием населения, все это в совокупности предопределило стабильность и успешность Китая в период трансформационных преобразований, хотя поиск наиболее оптимальных путей развития проходил достаточно сложно. Весь послевоенный период отмечен попытками определить правильные для страны направления экономического развития, а также параметры сотрудничества с зарубежными странами. С момента образования КНР в 1949 г. масштабы, формы, приоритеты взаимодействия с мировым хозяйством неоднократно пересматривались. Приход к власти Коммунистической партии Китая (КПК) и установление социалистического строя предопределил тесное сотрудничество с СССР и другими социалистическими странами. В первое десятилетие существования КНР с помощью этих стран в Китае были построены сотни современных промышленных объектов и создан ряд новых отраслей промышленности, включая самолетостроение и автомобилестроение. Общий объем помощи, предоставленной Китаю этой группой стран, оценивается в сумму около 4 млрд долл. по ценам того периода времени. Переход в Китае к ультралевым экспериментам в области экономической политики во второй половине 1950-х гг., когда полностью отрицалось значение товарно-денежных отношений, акцент делался на волевое административно-командное принуждение, ставилась задача достижения в кратчайшие сроки (две—три пятилетки) уровня экономического развития передовых стран, имел своим следствием крупномасштабную компанию, получившую название «большой скачок». Провал этой компании, а также обострение отношений с Советским Союзом привели к провозглашению Мао Цзэдуном политики самоизоляции, когда практически полностью замораживались внешнеэкономические связи. В течение последующих полутора десятилетий Китай осуществлял так называемую линию «трех «не принимать»: не принимать иностранной помощи, займов и капиталовложений. Вплоть до второй половины 1970-х гг. единственной формой внешнеэкономических связей страны была внешняя торговля. Однако ее объем был небольшим. Результатом было полное отсутствие конструктивной роли внешних факторов в экономическом развитии страны. Строгое следование такой линии, подчеркивающей необходимость полной хозяйственной независимости, осуществлялось вплоть до конца 1970-х гг. Поворотным моментом в новейшей экономической истории КНР явился 1978 г., когда на III пленуме ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 г.) новое китайское руководство во главе с Дэн Сяопином провозгласило в качестве важнейшей национальной задачи политику модернизации и внешней открытости, призванную обеспечить Китаю к середине XXI в. достижения уровня экономического развития развитых стран мира. По ряду показателей этот процесс происходит довольно быстрыми темпами. Например, по динамике сокращения разрыва в среднедушевом производстве ВВП по сравнению с США Китай за последние два десятилетия опережал все страны мира и был сопоставим лишь с Японией периода 1950 — начала 1970-х гг. В настоящее время экономическое развитие Китая, сохраняющего официальную ориентацию на социалистический характер развития, происходит под влиянием двух факторов: внешнего и внутреннего. С одной стороны, задачи обеспечения социально-политической стабильности в многонаселенной стране требуют осторожного и взвешенного подхода к реформенным преобразованиям (включая реформу системы внешнеэкономических связей), повышенного внимания к социальным издержкам, что предопределяет постепенный характер этих преобразований. С другой стороны, задачи модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики требуют все более активного участия страны в мирохозяйственных связях. Этими обстоятельствами объяснялось стремление КНР вступить в ВТО (что произошло в 2001 г.) и участвовать в международном разделении труда в качестве полноправного члена глобальной торговой системы. Однако в целом, именно благодаря эволюционному характеру реформенных преобразований, включая реформу внешнеэкономического комплекса, Китаю удалось не только избежать резкого трансформационного спада, характерного для других стран с переходной экономикой, но и обеспечить высокую динамику развития и стабильное улучшение качества жизни населения. Уровень бедности (рассчитанный на основе «международной черты бедности» в 1 долл. в день) по данным Всемирного Банка к середине 2000-х гг. сократился в Китае почти в три раза и составил 160 млн чел. при населении более 1, 3 млрд чел., в основном это часть населения КНР, проживающего в сельской местности. Согласно принятой в Китае национальной черте бедности (0, 7 долл. в день), за чертой бедности проживает не более 38—40 млн чел. Официально было объявлено, что к началу 2000-х гг. решена одна из важнейших задач политики реформ — задача достижения уровня «сяокан» или малого достатка большей части населения страны. В настоящее время решается задача достижения к середине XXI в. уровня средней зажиточности, характерного для большинства среднеразвитых стран. Повышение уровня жизни лежит в основе того обстоятельства, что большинство населения КНР поддерживает проводимую политику реформ и расширения экономических связей с зарубежными странами. Важной особенностью проводимой КНР внешнеэкономической политики является сохранение до последнего времени высокого уровня протекционизма и решения задачи не столько интеграции в мировое рыночное хозяйство и реформы системы внешнеэкономических связей, сколько эффективного использования внешних факторов, включая иностранные капиталовложения, в деле хозяйственного развития страны в качестве инструмента относительно быстрой индустриализации экономики. При этом постоянно подчеркивалась идея, что ключевое значение имеют понятия «развитие» и «модернизация», в то время как реформы являются лишь инструментом постепенной модернизации хозяйственной базы страны. Поэтому для обозначения процесса восприятия Китаем зарубежных материальных и культурных ценностей вместо критикуемого там понятия «копирование» часто используется термин «адаптация», который предполагает подойти к этим ценностям избирательно, приспособить их к собственным экономическим, социальным, культурным и политическим условиям. Для этого необходима реализация такой стратегии национального развития, которая бы опиралась на понимание общих закономерностей функционирования мировой экономики и в то же время учитывала бы собственную специфику, способствовала активизации роли внешнеэкономических связей в модернизации страны и одновременно позволяла сохранять в максимальной степени независимое развитие, обеспечивая встраивание национального производственного комплекса в мировое хозяйство на приемлемых для Китая условиях. Поэтому переходный характер экономики Китая сочетается с гибкой идеологией («социализм с китайской спецификой» или «рыночный социализм»), а также практически не изменившейся политической системой (ядром которой является Компартия Китая), которая при этом следует конфуцианским нормам управления. В целом политика Китая по отношению к внешнему миру строится на принципах этноцентризма, экономического национализма и рационализма, с упором не столько на внешние, сколько на внутренние факторы развития. Так, несмотря на превращение КНР к середине 2000-х гг. в одного из крупнейших реципиентов прямых иностранных инвестиций, основной упор делается на внутренние источники финансирования экономики. На их долю в последнее десятилетие приходилась основная часть капиталовложений (89—92%), что дает возможность обеспечивать развитие наиболее приоритетных для страны отраслей. Успехи, достигнутые Китаем за последние десятилетия, не следует как преуменьшать, так и преувеличивать. При этом необходимо вспомнить исходные, стартовые позиции, с которых Китай начал осуществлять политику реформ в конце 1970-х гг. Своеобразие и специфика данного этапа заключались в том, что Китай представлял собой страну с преобладанием бедного сельского населения, пережившей в недавнем прошлом эксцессы «большого скачка» и «культурной революции». В настоящее время все еще сохраняется существенный разрыв и значительное отставание по целому ряду показателей от развитых стран. Наиболее общими критериями, характеризующими относительную отсталость китайской экономики, являются: низкий уровень дохода на душу населения, недостаток капитала и квалифицированной рабочей силы, необходимых для развития современных видов производств. Промышленность КНР характеризуется переходом от механизированного к частично автоматизированному производству. Пятая часть населения еще является неграмотным. Размер безработицы, по оценкам Всемирного Банка, превышает 120 млн чел. По размерам расходов на НИОКР Китай уступает США более чем в 30 раз. Хотя КНР в настоящее время входит в ведущую пятерку мира по такому показателю, характеризующему научно-технический потенциал страны, как общая численность специалистов, занятых в НИОКР, однако занимает лишь 21-е место в мире по такому важнейшему показателю, как наукоемкость ВВП (отношение расходов на НИОКР к ВВП). Сложной проблемой является и то, что, несмотря на высокую динамику прироста ВВП, все еще на низком уровне находится качественное наполнение этого показателя. В экономике страны действует огромное количество мелких предприятий, технически слабо оснащенных и не способных производить конкурентную продукцию. Одной из насущных проблем является распыление накопления и инвестирования по миллионам мелких и мельчайших субъектов хозяйствования. Свыше трети прироста ВВП приходится на поселковые и кустарные предприятия, фактически представляющие собой мануфактурное производство и выпускающие несложную в техническом отношении продукцию. Проблема централизации и концентрации капитала в целях создания крупных высокотехнологичных современных предприятий, способных конкурировать с ведущими международными ТНК, остро стоит перед китайской экономикой в современных условиях, когда прошло уже несколько лет после вступления Китая в ВТО. 17.2. Структурные аспекты развития экономики Китая Достижение более высокого уровня экономического развития Китая и усиление его позиций в мировом хозяйстве во многом определяется возможностями изменения отраслевой структуры экономики страны. Известно, что общей закономерностью развития лидирующих стран мира является последовательный переход к постиндустриальной экономике, когда вторичный сектор (промышленность и строительство) уступает первенство третичному сектору (сфера услуг) и, прежде всего, современным наукоемким областям этого сектора. За годы проведения политики модернизации и реформ структура ВВП Китая также претерпела существенные изменения. Происходит постепенное сокращение доли первичного сектора при одновременном увеличении роли третичного сектора экономики. Отраслевая структура ВВП Китая в 2005 г. выглядела следующим образом: сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляло 15, 2%, промышленность — 52, 3%, сфера услуг — 31, 9%.Сле-дует отметить, что в развитых странах доля сферы услуг ко второй половине 2000-х гг. достигла порядка 70% ВВП, а удельный вес промышленности и строительства снизился до 25—27%. Доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в этих странах составляет 2—3%. Хотя доля в ВВП Китая отраслей первичного и вторичного сектора существенно выше аналогичных показателей в развитых странах, прослеживается тенденция увеличения сферы услуг. В отраслевой структуре промышленности также постепенно происходят положительные изменения. При общем увеличении производства в традиционных отраслях промышленности, таких, как угольная, пищевая и текстильная, удельный вес этих отраслей в структуре промышленного производства КНР снижается при одновременном увеличении роли электроники, нефтепереработки, транспорта, химической промышленности. Происходит диверсификация отраслей машиностроительного комплекса. В целях перехода от экстенсивного роста к интенсификации экономики и совершенствования ее отраслевой структуры первостепенное значение придается развитию науки и техники, аккумулированию финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития. В рамках практической реализации курса на ускорение НТП в Китае решаются две основные долгосрочные задачи: во-первых, на основе достижений научно-технического прогресса осуществить модернизацию энергетики, сельского хозяйства, транспорта, связи, машиностроения; во-вторых, за счет использования передовых достижений зарубежной науки и техники в комплексе с национальными научно-техническими исследованиями развернуть масштабные работы в области высоких технологий, в частности, изучение и разработку проблем микроэлектроники, информатики, биоинженерии и производства новых материалов. В середине 1990-х гг. была разработана и стала выполняться перспективная программа на период до 2015 г., ключевым элементом которой является реализация задачи глубокой технической реконструкции экономики. Для достижения поставленных целей требуются огромные капиталовложения. В последнее десятилетие государство последовательно увеличивало на них ассигнования, ежегодный прирост которых в среднем составлял 18%, что стало возможным благодаря сохранению в руках государства контроля над важнейшими функциями хозяйственного управления. Важным здесь является и традиционная ориентация на высокую норму накопления (37—40%) при диверсификации (расширении многообразия) источников инвестирования. В настоящее время за счет средств госбюджета финансируется не более 10% капиталовложений в основные фонды, в то время как основная часть вложений приходится на собственные средства предприятий и банковское кредитование. Повышается роль негосударственных секторов экономики в формировании инвестиционного процесса. На их долю в последние годы приходится до 50% вложений в основные фонды. Наряду со стимулированием процесса акционирования и развитием рынка ценных бумаг, правительство Китая активно использует государственные долговые обязательства в качестве важного источника мобилизации инвестиционных ресурсов, которые в последние годы обеспечивают 80—90 млрд долл. вложений в экономику. При этом необходимо учитывать стабильность социально-политической ситуации в стране, доверие населения к государству и национальным финансовым институтам. Все это способствует наличию благоприятной, в основном накопительно-инвестиционной среды. В начале 2000-х гг. среднегодовые темпы прироста инвестиций составляли 35%. Устойчивость национальной валюты, низкая инфляция, дешевый кредит способствуют созданию условий для накопления средств предприятий и физических лиц и их вложения в новое производство. В целях дальнейшего стимулирования развития современных производств китайское правительство планирует в ближайшие пять лет довести наукоемкость ВВП до 1, 8—2%. Для решения этой задачи предпринимаются меры, направленные не только на увеличение государственных расходов, но и на увеличение, по примеру передовых стран роли корпоративных научно-исследовательских программ. Известно, что в лидирующих странах мира, в частности, в США, корпоративные расходы на НИОКР составляют 50% общего объема финансирования научно-исследовательских программ. Проводимая в настоящее время реорганизация госсектора Китая одной из своих главных целей имеет превращение целого ряда отдельных хозяйствующих субъектов в крупные самостоятельные корпорации. С этой же целью в банковском секторе создана система так называемых политических банков, которые призваны финансировать наиболее перспективные с точки зрения НТП проекты, которые в краткосрочной перспективе могут и не приносить финансовой отдачи, но имеют принципиально важное значение для развития страны. Следствием такой политики является опережающее по сравнению с другими отраслями обрабатывающей промышленности развитие машиностроительного комплекса Китая (среднегодовой прирост на уровне 12—14%). В настоящее время удельный вес машиностроения составляет 23% валовой продукции промышленного производства. По многим видам изделий отрасль обеспечивает потребности страны и поставляет продукцию на внешний рынок. Однако в целом ассортимент машиностроительной продукции КНР все еще ограничен по сравнению с развитыми странами. Сложной проблемой для экономики Китая является отставание энергетики. Несмотря на то, что общее производство энергоресурсов часто превышает плановые задания (в 2005 г. производство электроэнергии возросло на 13% по сравнению с предыдущим годом и составило 2, 3 трлн кВт • ч), разрыв между потребностями экономики и темпами роста энергетики не удается ликвидировать уже многие годы. Из-за нехватки электроэнергии в КНР часто простаивает большое количество производственных мощностей. Решение данной проблемы правительство страны видит в расширении строительства крупных гидроэлектростанций и атомных электростанций, в том числе за счет привлечения капиталов и технологий из развитых стран. Еще одной сложной проблемой китайской экономики является существенное отставание сельского хозяйства от промышленности. Объем сельскохозяйственного производства в последнее время возрастает значительно медленнее промышленного производства: 6—7% против 10—11%. Такая ситуация объясняется целым рядом причин, в том числе недостаточным финансированием сельскохозяйственного производства со стороны государства, бедностью основой массы крестьянских хозяйств, которые не имеют возможности самостоятельно покупать технику, химикаты, осуществлять ирригационные работы. Земледелие в целом является убыточной отраслью сельского хозяйства. Проблема обостряется резким снижением импортных пошлин на зарубежную сельскохозяйственную продукцию в новых условиях, связанных с членством Китая в ВТО. Выход из сложившейся ситуации китайское правительство видит в увеличении государственной помощи крестьянским хозяйствам, масштабном развитии сферы услуг и поселковой промышленности, которые должны обеспечить занятостью крестьян, покидающих непосредственно сельскохозяйственное производство. В целом доля земледелия в валовой продукции сельского хозяйства страны за последние двадцать лет сократилась почти на 25% и в настоящее время составляет 51%, в то время как доля животноводства выросла в два раза—до 32%. Важной чертой преобразований, проводимых в последние два десятилетия в экономике КНР, является осторожный и взвешенный подход к изменению структуры собственности и идеям приватизации госсектора. Проводившийся еще во второй половине 1980-х гг. крупномасштабный эксперимент по акционированию промышленных объектов был заморожен, так как имел следствием рост безработицы и усиление социально-политической напряженности в стране. В начале 1990-х гг. было признано необходимым, с учетом опыта предыдущего десятилетия, осуществлять постепенную реформу госсектора, который при низкой эффективности и высоких дотациях со стороны государства, фактически не позволял проводить рыночные преобразования в экономике. В настоящее время руководство страны полагает, что в собственности государства должен оставаться хотя и большой, но ограниченный круг стратегически важных отраслей промышленности, таких как нефтяная, газовая, добыча и производство металлов, железнодорожный, авиационный и трубопроводный виды транспорта, ряд отраслей машиностроения. Остальные госпредприятия должны быть акционированы с сохранением той или иной степени государственного участия. Так, мелкие и средние госпредприятия могут преобразовываться в паевые товарищества, кооперативы, акционерно-кооперативные организации, передаваться в аренду или продаваться частным лицам и коллективам. Такая политика в Китае получила название «чжуада фансяо» (удерживать в руках государства крупные предприятия и отпускать мелкие). Необходимость сохранения сильного госсектора мотивируется в настоящее время уже не столько идеологическими соображениями, сколько потребностями государственной поддержки наиболее важных отраслей, сохранении экономической мощи государства и необходимостью соблюдения эволюционного хода преобразований. В целом структура прав собственности в экономике КНР находится на этапе трансформации, в ней велика роль переходных и смешанных форм. В настоящее время, согласно принятой в Китае классификации, в стране существуют следующие по формам собственности сектора экономики: государственный, коллективный, частный (где используется труд от 8 и более лиц наемного труда), индивидуальный (работают сами собственники предприятий без использования наемного труда), сектор смешанной экономики (предприятия с частичным участием иностранного капитала), акционерный сектор, сектор иностранных предприятий (полностью принадлежащих иностранному капиталу), предприятия с участием капиталов соотечественников из Гонконга, Макао и Тайваня. Вместе с тем подобное деление дополняется разделением укладов с позиций прав собственности и прав хозяйствования, что делает практически невозможным однозначное толкование того или иного уклада и означает, что изменение производственных отношений может осуществляться посредством перехода от одной формы управления к другой, не затрагивая при этом изменение форм собственности. Такая расплывчатость прав собственности не мешает Китаю динамично развиваться, что ставит под сомнение часто используемый в России тезис о невозможности стабильного развития в условиях отсутствия точного разграничения и защиты прав собственности. Наряду с отсутствием четко разработанной правовой базы относительно определения границ между секторами, все это делает достаточно сложным определение реальной роли различных форм собственности в экономике Китая. При этом акционерная форма собственности, считающаяся в КНР наиболее эффективной и перспективной с точки зрения стимулирования развития экономики, часто рассматривается в качестве общественной или социалистической формы собственности. Данное обстоятельство позволяет Китаю придерживаться официально заявленному курсу на строительство социализма с китайской спецификой. Отмеченная специфика как раз и заключается в возможности существования, наряду с государственной и коллективной формами собственности, частной, смешанной и иностранной собственности в социалистической стране. В отличие от прежних марксистских установок, характерных для периода до начала проведения политики реформ, которые исходили из монополистического статуса государственной собственности, нынешний подход основывается на признании возможности и даже необходимости использования альтернативных форм собственности в деле активизации экономического развития страны. В решениях XIV (1992 г.) и XV (1997 г.) съездов КПК были сформулированы задачи развития частного и индивидуального предпринимательства как важных составляющих социалистического рынка, которые вносят важный вклад в рост производства и обеспечения занятости населения. Темпы прироста производства в негосударственных секторах промышленности в последнее десятилетие в 3—4 раза превышали темпы прироста в государственном секторе. В результате доля госсектора в выпуске валовой продукции промышленности уменьшилась с 75, 9% в 1985 г. до 35, 2% в 2004 г. При этом объем производства в госсекторе в годы реформ неуклонно рос количественно. Доля негосударственных предприятий, включая коллективные, частные, иностранные и смешанные по формам собственности предприятия в общем объеме промышленного производства составила в 2004 г. соответственно 64, 8%. 17.3. Внешнеэкономические аспекты развития экономики Китая Формирование экономики «Большого Китая», Различные вопросы развития внешнеэкономических связей, их роль в экономическом развитии страны занимают важное место как в научных дискуссиях, проходящих в Китае, так и при выработке конкретных направлений экономической политики. На первом этапе реформ (конец 1970-х—начало 1980-х гг.) произошел пересмотр господствовавшей ранее концепции опоры на собственные силы, предусматривающей создание замкнутой модели экономики. Было официально признано, что китайская экономика серьезно отстает от передового мирового уровня и заявлено, что социалистическая страна вполне может заимствовать достижения капитализма. Взгляды, призывающие опираться в экономическом развитии только на внутренние силы и отрицающие необходимость сотрудничества с другими странами, стали признаваться ошибочными. Наряду с внешней торговлей стали развиваться новые для Китая формы внешнеэкономических связей, основанные на привлечении иностранного капитала. При этом постоянно подчеркивалось, что сотрудничество с иностранным капиталом подразумевает не только партнерство, но и постоянную борьбу за собственные интересы. Проблема оптимального соотношения между протекционизмом и либерализмом постоянно находилась в центре внимания правительства Китая. Со второй половины 1990-х гг. в условиях активизации переговорного процесса о вступлении КНР в ВТО стала признаваться необходимость проведения реформы системы управления внешнеэкономической деятельностью, а именно: ослабление контроля над экспортно-импортными операциями, снижение уровня таможенных тарифов, расширение сферы деятельности иностранных инвесторов и др. В то же время признавалось необходимым сохранить активную роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности, что представляло собой необходимую форму защиты национальных производителей в условиях их низкой конкурентоспособности. В начале 2000-х гг. возникли новые задачи, связанные с пониманием необходимости постепенной интеграции в мировое хозяйство, но на условиях и принципах, наиболее приемлемых для Китая. В этих условиях потребовалась разработка вопросов, связанных с проблемами глобализации с позиции защиты собственных национальных интересов. Умение проводить активную экономическую политику при одновременной способности противостоять внешним воздействиям является центральным элементом внешнеэкономической политики КНР. Среди основных форм внешнеэкономических связей КНР необходимо прежде всего выделить внешнюю торговлю. Внешнеторговый оборот КНР с начала проведения реформ в 1979 г. увеличился более чем в 40 раз и составил 1, 7 трлн долл. Ежегодный прирост внешнеторгового оборота в последние несколько лет составляет порядка 30%. Резкое увеличение внешней торговли Китая в последние годы объясняется вступлением страны в 2001 г. в ВТО и снижением импортных пошлин как со стороны Китая, так и со стороны стран —членов этой организации на многие торгуемые товары. Важнейшей задачей развития внешней торговли Китая является оптимизация ее отраслевой структуры. В области импорта достаточно последовательно осуществлялось сокращение закупок сельскохозяйственных товаров, что явилось следствием расширения производства внутри страны. Соответственно расширялся ввоз промышленных товаров, удельный вес этой группы возрос с 35% в 1985 г. до 85% в 2005 г. Ведущее место в импорте промышленных товаров занимают машины и оборудование производственного назначения, что обеспечивает приток в страну современной техники. Одновременно Китай последовательно облагораживает структуру своего экспорта. Наряду с традиционными экспортными товарами, такими, как изделия легкой и текстильной промышленности, увеличиваются поставки на внешний рынок продукции машиностроения и электроники. К экспортному производству отраслей обрабатывающей промышленности активно привлекается иностранный капитал, которому предоставлялся льготный инвестиционный режим и доступ к дешевой рабочей силе. Региональная структура внешней торговли КНР отражает тенденцию преимущественной ориентации экономических связей на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Крупнейшими торговыми партнерами Китая традиционно являются Япония, США и Гонконг, который после воссоединения с КНР остается самостоятельной таможенной территорией. На долю только этих трех партнеров в1980-х — начале 2000-х гг. приходилось 50—55% внешней торговли Китая. В последние годы, несмотря на увеличение абсолютных показателей, проявилась тенденция сокращения доли этих партнеров во внешней торговле КНР. В 2004—2005 гг. на них пришлось 40, 8% китайской внешней торговли. Такая ситуация объясняется тем, что в целях диверсификации внешнеторговых обменов Китай активизировал связи со странами и территориями Восточной и Юго-Восточной Азии. В последнее десятилетие в специальной литературе стал активно использоваться термин «экономика «Большого Китая»», под которым понимается хозяйство континентального Китая с его огромными природными и человеческими ресурсами, Гонконг с его транспортной инфраструктурой и финансовыми ресурсами, Тайвань и Сингапур с их современной промышленной базой, а также финансово-экономический потенциал китайской диаспоры, проживающей в странах Юго-Восточной Азии и занимающей очень серьезные позиции в экономиках этих стран. Интеграционные процессы в зоне «Большого Китая» развиваются достаточно быстро. Например, для стран той зоны характерны высокие темпы прироста взаимной торговли. На долю Тайваня, Сингапура и Малайзии в 2005 г. пришлось 18% внешнеторгового оборота КНР, что равняется совокупному торговому обороту Китая со всеми странами ЕС, среди которых первое место занимает Германия (4, 9% торговли с Китаем). Особое место среди ведущих торговых партнеров КНР занимает Гонконг. Несмотря на возвращение в 1997 г. Гонконга под юрисдикцию Китая, остров сохраняет особый таможенный, визовой и пограничный режим. Гонконг является основной реэкспортной базой для китайских товаров, продающихся на рынках третьих стран. В 2005 г. объем реэкспорта Гонконга превысил 250 млрд долл. Гонконг также является важным источником получения континентальным Китаем современной техники, технологии и финансовых ресурсов. Принципиально новой формой внешнеэкономических связей Китая в годы реформ стало привлечение иностранного капитала, которое осуществляется в двух основных формах: в виде кредитов и прямых инвестиций. За период 1980—2006 гг. Китай реально использовал свыше 800 млрд долл. иностранных капиталовложений. Если в 80-е гг. XX в. удельный вес иностранных займов в общем объеме капиталовложений был наиболее высоким, то в настоящее время наибольшее значение приобрели прямые инвестиции, которые составляют 69% общего размера привлеченных средств. Как отмечалось выше, несмотря на превращение Китая в одного из основных реципиентов иностранных инвестиций, на долю внутренних источников финансирования в последнее десятилетие приходилась основная часть капиталовложений в экономику (86—90%). Другими словами, основной упор был сделан на внутренние факторы развития. На долю внешних капиталовложений приходилось в среднем 10—14% всех инвестиций в экономику. Сохраняются сектора экономики, где деятельность иностранных инвесторов ограничивается. Это касается прежде всего банковского сектора, страхования, фондового рынка, средств массовой информации, осуществления внешнеторговой деятельности и др. При вступлении в ВТО Китай принял на себя обязательства расширить деятельность иностранных компаний в этих секторах своей экономики. Для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику КНР и оптимизации их отраслевой структуры с точки зрения потребностей создания современной экономической базы, в годы модернизации был разработан и осуществлен целый ряд мероприятий. Важную роль сыграли усилия, направленные на создание договорно-правовой основы иностранного предпринимательства. Установлено большое количество льгот и преференций для предприятий, работающих в приоритетных для Китая отраслях экономики. Так, разработанный Госпланом КНР совместно с Министерством внешней торговли и внешнеэкономических связей КНР «Отраслевой каталог для иностранных инвесторов» определяет перечень приоритетных отраслей экономики для привлечения иностранных инвестиций с льготным порядком налогообложения для предприятий, созданных в области энергетики, машиностроения, нефтехимии, металлургии, электроники, сельского хозяйства, транспорта, связи, ряда других отраслей. Наиболее крупными вкладчиками в китайскую экономику являются Гонконг и Тайвань, совокупный объем инвестиций которых составляет свыше 65% общего размера прямых иностранных инвестиций. Своеобразие капиталовложений соотечественников заключается в том, что они направляются прежде всего в отрасли текстильной и легкой промышленности, электронику, производство бытовых электроприборов и продуктов питания. Доминирующая роль проживающих за рубежом китайцев хуацяо и значительно более скромная роль инвесторов из наиболее развитых стран определяется этнической близостью зарубежных китайцев, незаконченным характером экономических реформ КНР, когда образовалась своеобразная ниша между плановым управлением и рыночным регулированием экономики, в которой намного легче оперировать этническим китайцам, чем инвесторам некитайского происхождения. Этнические китайцы имеют устойчивые связи на материке, хорошо знают традиции и правила ведения дел. Однако по мере развития инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами эти преимущества постепенно стираются и наиболее важное значение приобретают возможности приобретения современных технологий. Инвестиции из наиболее развитых стран мирового хозяйства концентрируются в отраслях добывающей промышленности, машиностроении, фармацевтике, химической промышленности, производстве транспортного оборудования и других отраслях, наиболее отвечающих задачам создания современной промышленности. Наряду с прямыми инвестициями важным каналом внешнего финансирования экономики КНР стали кредиты и займы, общая сумма которых за период 1980—2005 гг. превысила 260 млрд долл. Китай активно использует разные виды кредитования: межправительственные кредиты, кредиты международных организаций, коммерческие кредиты, размещение за рубежом облигационных займов и другие формы. За счет кредитов иностранных правительств и международных организаций было профинансировано свыше 400 объектов отраслей энергетики, транспорта, связи, охраны окружающей среды и др. Важное значение придавалось сотрудничеству с Мировым Банком (МБРР). К началу 2000-х гг. в стадии завершения или реализации находилось 183 проекта, связанные с развитием китайской экономики. Китай превратился в крупнейшего получателя кредитов этой организации. Одновременно Китай развивал также сотрудничество с Международным валютным фондом, используя стабилизационные кредиты этой организации в периоды высокой инфляции и нехватки валютных ресурсов. Жесткая финансовая дисциплина, политика привлечения прежде всего льготных долгосрочных межправительственных кредитов и кредитов международных организаций при осторожном использовании кредитов коммерческих банков, точное соотнесение задач экономического развития с условиями кредитования — все это является причиной эффективного использования Китаем зарубежных финансовых ресурсов. Поэтому, несмотря на расширение использования иностранных займов и кредитов и возрастание внешней задолженности КНР, достигшей к 2004 г. 196 млрд долл., показатели, характеризующие долговое положение страны, не превышали опасной черты. Коэффициент долговой ответственности (отношение внешнего долга к ВНП) в последние десять лет составлял в среднем 15% при опасной границе в 20%. Коэффициент устойчивости задолженности (отношение внешнего долга к годовому экспорту товаров и услуг), достигнув максимально высокого уровня в 1993 г., снижался в последующие годы до 63—70%. В целом, долговое положение КНР в начале 2000-х гг. характеризовалось как наиболее устойчивое среди основных стран-должников. Важно отметить, что платежный баланс Китая в 1990-е — середине 2000-х гг. в целом был положительным (за исключением 1992 и 1993 гг.). Основным фактором формирования положительного сальдо платежного баланса является активный торговый баланс и положительный баланс движения капитала. Существенное значение для дальнейшего развития внешнеэкономических связей Китая имеет эффективное и взаимовыгодное экономическое и научно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией. Экономическое развитие КНР и использование внешних факторов обусловили потребность в стабильном торгово-экономическом сотрудничестве с Россией. В последние годы российско-китайская торговля стабильно увеличивается. В 2006 г. размер товарооборота составил 33, 6 млрд долл. Хотя удельный вес России в совокупном товарообороте КНР остается небольшим (около 5%), по ряду товарных позиций российского экспорта этот показатель значительно выше. Так, за счет поставок российской древесины удовлетворяется свыше 60% импортных потребностей Китая в этой продукции, химических удобрениях — на 45%, черных металлов — на 20%. Китай наряду с Индией является крупнейшим покупателем российской военно-технической продукции. В середине 2000-х гг. Китай закупал российские самолеты СУ-27, СУ-30, дизельные подводные лодки, надводные корабли и другое вооружение. Доходы от двустороннего военно-технического сотрудничества в пользу России ежегодно составляют, в среднем, 1, 5 млрд долл. Китай активизирует усилия, направленные на продвижение на российский рынок своих экспортных товаров. Среди основных статей китайского экспорта выделяются товары легкой и текстильной промышленности, химические товары, электроника. В последние годы растут продажи машиностроительной техники из КНР. В настоящее время реализуются совместные проекты в топливно-энергетической области, расширяется инвестиционное сотрудничество в приграничных регионах двух стран. В то же время в связи с возросшим уровнем конкуренции на китайском рынке, где лидирующие позиции в качестве основных поставщиков технической продукции занимают компании из США, Японии, Европы, Тайваня и Кореи, возможности российских производителей остаются ограниченными. Работа по продвижению российской гражданской машиностроительной продукции на китайский рынок является основной долгосрочной задачей, решение которой придаст новое качество двустороннему экономическому сотрудничеству. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите основные показатели, характеризующие роль Китая в мировой экономике. 2. Какова динамика экономического развития КНР в последние два десятилетия и в чем ее отличия от предшествующего периода? 3. Охарактеризуйте основные исторические этапы в экономической политике КНР послевоенного периода? 4. В чем состоит роль Гонконга для экономического развития КНР в современных условиях? 5. Охарактеризуйте основные проблемы социально-экономического развития Китая в настоящее время. 6. Какие основные задачи решаются в рамках проведения открытой внешнеэкономической политики Китая? 7. Охарактеризуйте основные направления и проблемы экономического сотрудничества между Россией и Китаем в современных условиях.
|