· средства звуковой системы русского языка: гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, ударение, слоги;
· названия букв русской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных, безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов;
· основные признаки слова, предложения, текста.
анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание; анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность; выделять голосом ударные слоги; сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звуко-буквенный анализ);
устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40—45 слов, писать под диктовку тексты в 35—40 слов; применять при записи правила: о переносе слов; о написании предлогов со словами, буквосочетаний жи-ши, ча~ща, чу-щу, чк, чн; об употреблении разделительного мягкого знака; большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных; о правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов; о написании слов с непроизносимыми согласными; о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных, проверяемых ударением (трава, река, окно); интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак — в конце предложения; определять тему текста, озаглавливать текст (с одной микротемой).
о речевых действиях и разных видах речевой деятельности человека: слушании, говорении, чтении,
о речевой ситуации и особенностях ведения диалога; о несловесных средствах - помощниках
о свойствах лексических значений русского слова, об изобразительной роли слов, употреблённых
о происхождении (этимологии) ряда слов русского языка, слов иноязычного происхождения.
№
| Наименование разделов
и тем, стр. учебника
| Кол-во
час
| Тип
урока
| Вид контроля
| Элементы содержания
| ИКТ
| Дата
|
1.
| О даре слова (введение)
|
|
|
|
|
|
|
1.1
| Зачем человеку слово дано Часть 1 С. 3—7
|
| УИПЗЗ
| РП
| Дать представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным
|
|
|
1.2
| Родной язык — русский С. 8—11
|
| УЗНЗВУ
| ВК
| Дать понятие о русском языке как родном языке русского народа. Дать общее представление об образности, точности, краткости, меткости русского языка, художественном и научном текстах
|
|
|
1.3
| Особенности устной народной речи С. 12—13
|
| УОСЗ
| РГ
| Дать представление о ритмичности, напевности, мелодичности русской народной речи посредством анализа произведений устного народного творчества
|
|
|
1.4
| Вспоминаем о лете
|
| КУ
| СРО
| Учить составлять устные воспоминания о летнем отдыхе
|
|
|
2.
| Слово, предложение, текст (повторение)
|
|
|
|
|
|
|
2.1
| Строение слова
С. 14—15
|
| УОСЗ
| СР
| Акцентировать внимание на звуковом, буквенном, слоговом строении слова
|
|
|
2.2
| Звуки и буквы
С. 16—19
|
| УКИЗ
| ФО
| Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах.
Дать общее представление о палиндромах (одинаково читающиеся слова и предложения с первой и с последней буквы)
|
|
|
2.3
| Алфавит
С. 20—23
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Углубить представления о практической значимости знания алфавита.
Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью
|
|
|
2.4
| Большая буква
в словах
С. 24—25
|
| УИПЗЗ
| ВК
| Повторить через анализ предложений и текстов правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран).
Учить записывать высказывания о себе, о своём мохнатом или пернатом друге
|
|
|
2.5
| Слоги. Ударение
С. 26—27
|
| КУ
| РГ
| Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога).
Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пé репел-перепé л, зá мки-замкú), ударными слогами с буквой ё
|
|
|
2.6
| Перенос словС. 28—31
|
| УОСЗ
| СРО
| Повторить основное правиле переноса слов по слогам. Организовать наблюдение над более трудными вариантами переноса слов: со слогом, состоящим из одной гласной, с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными
|
|
|
2.7
| Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письмеС. 32—33
|
| УКИЗ
| СР
| Повторить способы обозначения твёрдых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных.
Упражнять в письме под диктовку и свободной записи слов по рисункам, загадкам и пр.
|
|
|
2.8
| Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласныхС. 34—37
|
| УЗНЗВУ
| ФО
| Выявить группы шипящих, непарных по твёрдости и мягкости: ц, ж, ш — ч, щ.
Провести наблюдение над употреблением гласных е, и после непарных твёрдых шипящих; над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих согласных
|
|
|
2.9
| Обозначение парных звонких и глухих согласныхС. 38—39
|
| УОСЗ
| РП
| Повторить пары звонких и глухих согласных.
Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков
|
|
|
2.10
| Обозначение на письме безударных гласных звуков С. 40—43
|
| УКИЗ
| ВК
| Повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением. Упражнять в выборе гласной по данным проверочным словам, подборе проверочных слов с опорой на образец.
Учить обращаться к словарям при записи слов с безударными гласными, непроверяемыми ударением. Повторить слова из словаря, изученные в первом классе
|
|
|
2.11
| Обобщение по теме «Слово и его строение» С. 50, № 1—3
|
| УОСЗ
| РГ
| Обобщить знания о правописании слов.
|
|
|
2.12
| Слова–названия предметов, признаков, действий С. 44—45
|
| УОСЗ
| СРО
| Повторить с помощью опорной таблицы основные группы слов — названия предметов, их признаков, действий. Ввести синонимические глаголы — «называть», «обозначать».
Учить использовать разные признаки при группировке слов (лексическое значение, общее значение)
|
|
|
2.13
| Слово и предложениеС. 46—47
|
| УКИЗ
| СР
| Систематизировать признаки предложения (выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме). Упражнять в составлении предложений с опорой на разного типа схемы, в произнесении предложений с разной интонацией в зависимости от речевой задачи, в употреблении большой буквы в начале и знаков препинания в конце предложения, связь слов с помощью предлогов
|
|
|
2.14
| Диктант по теме «Слово и предложение»С. 50, 52
|
| УПОКЗ
| СР
|
|
|
|
2.15
| Предложение и текстС. 48—49С. 51, № 6
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Повторить признаки текста в отличие от набора отдельных предложений. Упражнять в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности с опорой на план-рисунки (устно), в редактировании текста, в создании текста посредством ответов на вопросы с использованием их лексики
|
|
|
2.16
| Изложение
и его анализ
С. 56
|
| УПОКЗ
| СРО
| Формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, а также редактировать свой текст.
|
|
|
2.17
| Сочинение и его анализ С. 57
|
| УПОКЗ
| СРО
| Формировать умение составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения. Презентация творческих работ детей. Учить замечать речевые недочёты и пробовать их устранять.
|
|
|
3.
| Язык, речь и общение
|
|
|
|
|
|
|
3.1
| Правила общения С. 60—63
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Учить анализировать ситуации, выявлять причины непонимания людьми информации при устном и письменном общении. Ознакомить с некоторыми правилами общения и вызвать интерес к познанию особенностей средств русского языка
|
|
|
3.2
| Правила этикета С. 64—65
|
| УИПЗЗ
| РП
| Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности
|
|
|
4.
| Слово и его значение
|
|
|
|
|
|
|
4.1
| Лексическое значение слова С. 64—73
|
| УЗНЗВУ
| ФО
| Дать общее понятие о лексическомзначе-нии слова и его особенностях посредством анализа вводной (презентативной) таблицы. Познакомить с толковыми словарями, в которых разъясняется лексическое значение слова, в частности, со словарём В.И. Даля.
Углубить представление о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной речи» (по Далю). Упражнять в выявлении особенностей значения русского слова многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов
|
|
|
4.2
| Группы слов с общим значением С. 74—75
|
| КУ
| РП
| Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол
|
|
|
4.3
| Части речи С. 76—77
|
| УКИЗ
| ФО
| Упражнять в группировке слов по частям речи, определении частей речи в составе предложений.
|
|
|
4.4
| Выборочный пересказ текста С. 78, № 1
|
| УКИЗ
| ФО
| Формировать умения по анализу и воспроизведению текста.
Провести наблюдения над разнообразием языковых средств, выражающих сравнительные отношения
|
|
|
4.5
| Сочинение
и его анализ
С. 79, № 5
|
| УИПЗЗ
| СРО
| Провести наблюдение над языком загадок и стихов
|
|
|
5.
| Слово и его значимые части
|
| |
|
|
|
|
5.1
| Корень словаС. 80—81
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова».
Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться)
|
|
|
5.2
| Однокоренные словаС. 82—85
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность).
Дать общее представление об историческом корне слова
|
|
|
5.3
| СуффиксС. 86—87
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением)
|
|
|
5.4
| ПриставкаС. 88—89
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Дать представление о значащей роли приставок в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением)
|
|
|
5.6
| ЗакреплениеС. 90—91
|
| УЗНЗВУ
| СР
| Упражнять в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок (отдельно и одновременно)
|
|
|
5.7
| Окончание словаС. 92—95
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Дать понятие об окончании как изменяемой части слова.
Провести наблюдение над значением окончания — указывать на части речи и их формы (числа, падежа, лица и др.), над его ролью — помогать вместе с предлогами связывать слова в предложении (2-й урок)
|
|
|
5.8
| Анализ словпо составу (морфемный разбор)С. 96—97
|
| УЗНЗВУ
| ВК
| Формировать умение по анализу (разбору) слов с точки зрения его значащих частей — корня, суффикса, приставки, окончания
|
|
|
6.
| Правописание гласных и согласных в корне слова
|
|
|
|
|
|
|
6.1
| Понятие об орфограмме С. 98—99
|
| УКИЗ
| РП
| Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия — орфограмма. Дать представление о слабой и сильной позициях (местоположении) звуков в словах, об обозначении звуков, находящихся в слабых позициях, буквами (орфограммами)
|
|
|
6.2
| Орфограммав корне слова С. 100—101
|
| УОСЗ
| ВК
| Учить решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) с опорой на памятку.
|
|
|
6.3
| Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов С. 102—105
|
| УЗНЗВУ
| РГ
| Расширить представление о способах подбора проверочных слов: 1) изменение формы слова, 2) подбор однокоренного слова. Формулировка общего правила проверки безударных гласных. Провести наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов. Упражнять в подборе проверочных слов среди разных частей речи, в графическом обосновании (доказательстве) слова как проверочного
|
|
|
6.4
| Проверка безударной е — гласной ёС. 106—107
|
| УЗНЗВУ
| СР
| Упражнять в проверке слов с безударной е в корне, однокоренными словами с гласной ё.
Использование при проверке способа поиска исторического корня
|
|
|
6.5
| Проверка гласных в корне после шипящих С. 108—109
|
| КУ
| РП
| Формирование орфографического навыка правописания гласных в корне после шипящих. Учить дифференцировать использование правил в выборе и–е, и–ы (после х, ш, ц)
|
|
|
6.6
| Изложение текста и его анализ С. 109, № 22
|
| УОСЗ
| ФО
| Учить излагать текст (две микротемы) по готовому плану с последующим анализом
|
|
|
6.7
| Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова
С. 110—111
|
| УОСЗ
| РП
| Расширить представление об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине — перед глухими согласными, о способах проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в
|
|
|
6.8
| Закрепление С. 112—113
|
| УОСЗ
| ВК
| Формирование умений проверки слов с разными орфограммами.
Упражнять в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании орфограммы и ее проверке.
|
|
|
6.9
| Слова с непроизноси мыми согласными в корне слова С. 114—119
|
| УОСЗ
| ФО
| Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др. на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств].
Учить переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Анализировать слова радостный, чудесный, в которых непроизносимые согласные на стыке суффиксов.
Упражнять в нахождении «опасного звучания» в словах и проверке для выбора правильного написания
|
|
|
6.10
| Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение) С. 120—123
|
| УОСЗ
| ФО
| Учить систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова с помощью таблицы с пропущенными смысловыми частями. Упражнять в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм.
|
|
|
6.11
| Повторение. Контрольный диктант и его анализ С. 124—125
|
| УПОКЗ
| СР
| Проверить сформированность знаний, умений и навыков
|
|
|
6.12
| Изложениеи его анализ С. 123, 126
|
| УКИЗ
| СРО
| Учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, содержанию с помощью ответов на вопросы.
|
|
|
6.13
| Создание текста поздравления С. 127
|
| УЗНЗВУ
| СРО
| Учить составлять тексты поздравительных открыток с Новым годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий.
|
|
|
6.14
| Инструктаж по проектным работам
|
| УСОЗ
| РП
| Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников
|
|
|
6.15
| Проектная работа «Как хорошо уметь правильно писать».
|
| УПОКЗ
| РГ
|
|
|
|
7.
| Текст
|
|
|
|
|
|
|
7.1
| Тема текста. Заголовок Часть 2 С. 6-7
|
| КУ
| ВК
| Дать представление о теме текста. Формировать умение озаглавливать текст по его теме. Дать общее представление о широких и узких темах. Учить устным связным высказываниям о детских забавах, о прочитанной книге
|
|
|
7.2
| Тема текста и его название С. 8—9
|
| КУ
| ВК
| Углубить представление о теме текста. Упражнять в выборе более точного заголовка. Учить устным элементарным рассуждениям по поводу содержания пословиц. Формировать умения, необходимые при работе с энциклопедиями
|
|
|
7.3
| Тема текста с двумя микротемами С. 10—11
|
| УКИЗ
| ФО
| Учить добывать информацию (понимать содержание) по ориентировочной основе: по заголовку, плану, ключевым словам, иллюстрациям, рисункам. Определение частей текста и их микротем. Учить высказывать мнения по поводу пословиц о книге. Углубить работу над темой повествовательного текста
|
|
|
7.4
| Тема текста и средства её раскрытия С. 12—13
|
| УКИЗ
| СРО
| Упражнять в понимании тем текстов по опорным материалам.
Усилить акцент на познавательной и воспитательной роли книги, стимулировать интерес к чтению книг, справочников, энциклопедий, к обмену информацией, почерпнутой из них.
Дать через словарные слова и рисунки представление о хранении информации в книгах, как их систематизируют, как ведут поиск книг.
Учить правильно записывать названия книг и их авторов
|
|
|
7.5
| Сообщение о любимой книге С. 14—15
|
| УКИЗ
| ВК
| Учить: 1) читать и анализировать языковые средства текстов, выражающих одинаковое и разное отношение авторов к одним и тем же явлениям, событиям; 2) с помощью плана-вопросника делать сообщение о любимой прочитанной книге и редактировать его
|
|
|
7.6
| Сочинение о зимних забавах, историяхС. 15, № 4
|
| УКИЗ
| СР
| Учить письменно рассказывать о событиях зимних каникул, выражая свое отношение к предмету речи. Дать примерные формулировки тем сочинений, ориентирующих на создание разных функциональных типов текстов
|
|
|
7.7
| Анализ творческих работ
| | УПОКЗ
| СРО
| Презентация результатов «проб пера» одноклассникам. Учить тактично давать советы юным авторам, редактировать письменные тексты
|
|
|
8.
| Правописание гласных и согласных в корне слова(продолжение)
|
|
|
|
|
|
|
8.1
| Правила записи слов С. 16—17
|
| УЗНЗВУ
| ФО
| Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпически-графическим), 3) слышу и/но пишу, выбирая букву
|
|
|
8.2
| Повторение способов и приемов проверки орфограмм С. 18—21
|
| УКИЗ
| ФО
| Повторить три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и проверочного слова
|
|
|
8.3
| Изложениеи его анализ С. 21, № 19
|
| УОСЗ
| СРО
| Учить извлекать информацию о содержании текста из заголовка и плана, частей текста и воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану (на примере текста «Клестята»)
|
|
|
8.4
| Повторение способов и приёмов проверки орфограмм
|
| УЗНЗВУ
| ФО
|
|
|
|
8.5
| Непроверяемые орфограммы в корне слова С. 22—23
|
| УИПЗЗ
| РГ
| Познакомить с разными случаями появления в словах непроверяемых гласных и согласных. Ознакомить с орфографическими словарями непроверяемых слов, с этимологическими словарями, возможностью проверить слово с помощью исторического корня.
|
|
|
8.6
| Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птицС. 24—25
|
| УКИЗ
| РП
| Повторить и дать новые слова — названия птиц, написание которых можно объяснить подражанием звукам, которые производят птицы («вор-вор-вор, синь-синь»)
|
|
|
8.7
| Введение слов с труднопроверяемыми гласными
С. 26—27
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Совершенствование навыка правописания труднопроверяемых слов с помощью этимологического анализа. Упражнять в употреблении слов с изучаемыми орфограммами в предложениях и тексте
|
|
|
8.8
| Введение слов с непроверяе
мыми гласны
ми С. 28—29
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Упражнять в написании слов с непроверяемыми гласными. ть общее представлениес помощью этимологического анализа.
Дать общее представление о разных путях пополнения слов в языке (анализ таблицы «Откуда вы приходите, слова?»)
|
|
|
8.9
| Непроверяемые непроизноси
мые согласные С. 30—31
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Формировать умение писать слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными
|
|
|
8.10
| Непроверяемые звонкие и глухие согласн С. 32—33
|
| УПОКЗ
| ВК
| Упражнять в написании слов иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухими согласными (по темам: «Транспорт», «Туризм»). Учить описывать собственный рюкзак
|
|
|
8.11
| Двойные согласныев русских словах С. 34—35
|
| КУ
| РГ
| Познакомить с фактом наличия в словах двойных (удвоенных) согласных. Провести наблюдение: 1) над произношением долгого звука (ванна) в русских словах, в таких словах наличие двойных согласных можно определить по слуху; 2) над смыслоразличительной ролью двойных согласных (бал — балл, дрожжи — дрожи); 3) над наличием двойных согласных на стыке корня и суффикса (карманный), корня и приставки (рассвет)
|
|
|
8.12
| Двойные согласные в словах иноя
зычного проис
хождения С. 36—39
|
| КУ
| РГ
| Понаблюдать над словами иноязычного происхождения: двойные согласные обозначают один звук, так что написание таких слов нужно запоминать. Упражнять в написании и употреблении слов с двойными согласными
|
|
|
8.13
| Закрепление написания слов с двойными согласными С. 40—43
|
| УКИЗ
| СР
| Упражнять в написании слов с двойными согласными на темы «Спорт», коллекции, телеграмма, учить составлять небольшие тексты на этутему
|
|
|
8.14
| Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные
в корне слова» С. 44—47
|
| УОСЗ
| ФО
| Совершенствование орфографического навыка правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Упражнять в группировке слов по наличию в них двойных согласных.
Учить писать безошибочно под диктовку и в свободном письме при составлении связных высказываний на основе личных впечатлений.
|
|
|
8.15
| Проверочный диктант по теме «Проверя
емые и непро
веряемые орфограммы в корне слова». С. 48—51
|
| УПОКЗ
| диктант
| Совершенствование орфографического навыка правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
|
|
|
8.16
| Работа над ошибками
|
| УОСЗ
| ВК
| Упражнение в восстановлении целостности частей текста
|
|
|
8.17
| Учимся пересказывать и создавать текстыС. 52—53
|
| УПОКЗ
| РГ
| Учить составлять элементарные письма родным. Познакомить с вариантами записи названия праздника
|
|
|
| Обозначение твёрдых и мягких
согласных звуков
|
|
|
|
|
|
|
9.1
| Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков С. 54—59
|
| УКИЗ
| СРО
| Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов.
|
|
|
9.2
| Употребление гласных после шипящих и буквы цС. 60—63
|
| УКИЗ
| СР
| Наблюдение над фактами письма, когда после непарных твёрдых шипящих и ц употребляются гласные и, е, ё, ю, я и наоборот. Повторить написание жи-ши.
Повторить употребление гласных после мягких согласных (ча-ща, чу-щу)
|
|
|
9.3
| Написание сочетаний чк, чн, щн С. 64—65
|
| УКИЗ
| ФО
| Повторить написание сочетаний чк, чн, щн.
Наблюдение над многозначностью слова ручка
|
|
|
9.4
| Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков С. 66—69
|
| УКИЗ
| РП
| Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Упражнять в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными
|
|
|
9.5
| Разделительный мягкий знак С. 70—75
|
| УКИЗ
| ВК
| Формирование умения употреблять разделительный мягкий знак в словах.
|
|
|
9.6
| Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах С. 76—77, 80—81
|
| УОСЗ
| РГ
| Обобщить сведения о ролях мягкого знака в словах
|
|
|
9.7
| Обобщение-тренинг С. 78—79
|
| УЗНЗВУ
| СРО
| Обобщить способы обозначения гласных и согласных звуков буквами
|
|
|
9.8
| Контрольный диктант.
|
| УКИЗ
| СР
|
|
|
|
9.9
| Работа над ошибками.
|
| УИПЗЗ
| ФО
|
|
|
|
9.10
| Общее повторение правописания слов С. 82—83
|
| УИПЗЗ
| ФО
|
|
|
|
10.
| Части речи
|
|
|
|
|
|
|
10.1
| Общие значения частей речи С. 84—87
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Углубить представление о частях речи как языковой модели реального мира.
|
|
|
10.2
| Имя существительное С. 88—89
|
| УКИЗ
| ВК
| Углубить представление о частях речи как языковой модели реального мира
|
|
|
10.3
| Одушевлённые и неодушевлённые имена сущ.
С. 90—97
|
| УИПЗЗ
| РГ
| Углубить представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины). Организовать наблюдения над одушевлёнными именами существительными: названиями людей (кем могут тебя называть); названиями животных (зверей, птиц, рыб, насеко мых и пр.).
Организовать наблюдение над неодушевлёнными именами существительными: 1) названиями вещёй, растений, слов с обобщенным значением (мебель); 2) названиями чувств, явлений природы и т.п. (абстрактными существительными)
|
|
|
10.4
| Собственные имена существительныеС. 98—105
|
| УКИЗ
| СРО
| Повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей. Дать представление об именах собственныхкак наименованиях единичных предметов (лиц).
|
|
|
10.5
| Имена, отчества, фамилии как имена собственные.
|
| УКИЗ
| СР
| Показать связь наличия имен, отчеств, фамилий с историей развития наименования русского человека. Стимулировать составление учащимися собственного «родословного дерева».
|
|
|
10.6
| Повторение. Признаки имён прилагательных С. 106—107
|
| УОСЗ
| ФО
| Повторить известные детям признаки имен прилагательных (общее значение, вопросы). Организовать наблюдение над разнообразными значениями имен прилагательных. Учить использованию прилагательных для характеристики человека (персонажа)
|
|
|
10.7
| Имя прилагательноеС. 108—111
|
| УОСЗ
| РП
| Совершенствование знаний об имени прилагательном. Провести наблюдение над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой?, каков? и т. п. Упражнять в правильном написании окончаний имен прилагательных
|
|
|
10.8
| ГлаголС. 112—115
|
| УИПЗЗ
| ВК
| Повторить признаки отличия глаголов от других частей речи. Формировать умение вычленять глаголы в речи.
Обратить внимание на важность роли глаголов в речи (динамизм фразы, информационность) посредством анализа художественных текстов.
Организовать наблюдение над функционированием в текстах глаголов в формах разных времен, разных наклонений (без терминов). Использование глаголов в переносном значении
|
|
|
10.9
| Изменение частей речи по числамС. 116—119
|
| УОСЗ
| СРО
| Наблюдение над формами изменения по числам имен существительных. Упражнения в узнавании формы единственногоимножественногочисла существительных, употребленных в формах косвенных падежей. Наблюдение над изменением по числам имен прилагательных и глаголов
|
|
|
10. 10
| Предлоги и союзы — слова-связкиС. 120—123
|
| УПОКЗ
| СРО
| Углубить представление о словах-связках как служебных частях речи. Организовать наблюдение над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Упражнения в выборе предлогов, установлении синонимичности значений предлогов, составлении предложений и текстов по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами)
|
|
|
10. 11
| Строим предложения, тексты.
|
| КУ
| ФО
| Провести наблюдение за «работой» в синтаксических единицах частей речи на основе анализа текстов по теме «Победа».
|
|
|
10. 12
| Предложение. Текст. Подготовка к изложению С. 124—125
|
| УКИЗ
| ВК
| Учить восстанавливать логичность (последовательности частей) текста
|
|
|
10. 13
| «Учимся пересказывать и создавать тексты». Изложение С. 130
|
| УОСЗ
| РГ
| Учить анализировать языковые особенности и строение текста («Золотой луг» И.С. Тургенева), восстанавливать его содержание на основе выписанных образных слов и выражений
|
|
|
10. 14
| Сочинение и его презентация С. 131
|
| УКИЗ
| СРО
| Подготовить к творческой работе по описанию одуванчика. Провести наблюдение над использованием разных изобразительных языковых средств (дополнительно использовать материал №5 из раздела «Повторение»).
«Проба пера». Представление творческих работ учащихся в классе. Учить давать оценку, советы по улучшению описаний предмета
|
|
|
11.
| Повторение курса
|
|
|
|
|
|
|
11.1
| Контрольный диктант
|
| УПОКЗ
| СР
|
|
|
|
11.2
| Работа над ошибками
|
| УОСЗ
| ФО
| Работа с тренинговыми упражнениями
|
|
|
11.3
| Части речи. Провописание гласных и согласных в корне слова.
|
| УОСЗ
| ФО
| Совершенствовать знания учащихся о частях речи. Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи.
|
|
|
11.4
| Речь.
|
| УОСЗ
| ФО
| Организовать наблюдение по рисунку о назначении языка и речи.
Сочинение по рисунку. Рассуждения о предстоящем летнем отдыхе
|
|
|
1. Рамзаева Т. Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебникам Т. Г. Рамзаевой «Русский язык» для 1 – 4 классов. – М.: Дрофа, 2007
2. Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
3. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
4. Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1 – 6 классов / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004
5. Ракитина М. Г. Русский язык. 1 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006
6. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 1 класс. – М.: Астрель, 2009
7. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по русскому языку: 1 класс. – М.: Астрель, 2004
8. Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
9. Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб: Литера, 2005
10. Ушакова О. Д. Словарик иностранных слов. – СПб: Литера, 2005 Тетради на печатной основе «Изучаем части речи. Учим словарные слова». «Добродея» Пед. институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2007.
11. «5000 заданий по русскому языку». (1 – 4 класс) «Экзамен», 2007г.
12. Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова «Правила и упражнения по русскому зыку» (1 – 4 класс) «Аквариус», 2007.
13. Весь русский язык с контрольными диктантами и игровыми заданиями (1 – 4 класс), «Астрель», 2006.
1. Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. – М.: Первое сентября, 2005
2. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004