Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования
Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей. Учебные: - формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления; о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий; навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач). Развивающие: - развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления; - развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам; - формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач. Общеучебные: - знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации; - формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма); - формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности; - формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки. Сформулированные задачи достаточно сложны и объемны. Их решение происходит на протяжении всех лет обучения в начальной школе и продолжается в старших классах. Это обусловливает концентрический принцип построения курса: основные темы изучаются в несколько этапов, причем каждый возврат к изучению той или иной темы сопровождается расширением понятийного аппарата, обогащением практических навыков, более высокой степенью обобщения. Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу - он поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем). Отбор содержания программы опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные особенности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся. При отборе содержания программы учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме.
Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри УМК " Планета знаний". Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2-го класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты».
Важное место отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых разделов. Использование опережающего обучения при изучении отдельных разделов позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объема и др.). Этот материал не подлежит обязательному усвоению и оцениванию. В учебном процессе он используется не только с развивающими целями, но и для отработки обязательных вычислительных навыков. Это позволяет сделать процесс формирования обязательных навыков разнообразным и вывести его на новый уровень (применение изученного в новой ситуации, на новых объектах). Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе - принцип вариативности - предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику. Этот принцип реализуется через выделение инвариантной и вариативной части содержания образования. Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального общего образования, обязательного для всех учащихся на момент окончания начальной школы. В программе требования к уровню усвоения обязательного материала по каждой изучаемой теме сформулированы для каждого года обучения в рубриках " Учащийся должен знать" и" должен уметь". В учебниках они даются в виде системы упражнений в рубрике " Проверочные задания". Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности. Вариативная часть создает условия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся. В вариативной части значительное место отводится развитию пространственных представлений учащихся. Развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений, широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, расширенный объем знаний по геометрии, работу с пространственными моделями геометрических фигур. Содержание программы представлено в разделах " Общие свойства предметов и групп предметов", " Числа и величины", " Операции над числами", " Наглядная геометрия". Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах " Числа и величины" и " Операции над числами". Раздел " Числа и величины" включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления. Психологами установлено, что формирование навыков счета базируется на пространственных представлениях. В связи с этим большое значение в программе придается работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава однозначных и двузначных чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий сложения и вычитания. Один из самых ярких зрительных образов числового ряда, формируемых в учебных пособиях по данному курсу, основывается на расположении четных и нечетных чисел в ряду чисел. Знание порядка расположения этих чисел в числовом ряду способствует формированию навыков устных вычислений (увеличения и уменьшения чисел на 2, 3, 4). Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объема реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов ит.д. Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) способствуют в дальнейшем эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценки полученных результатов, позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Материал раздела " Операции над числами" традиционно составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач. В настоящей программе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений. Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения сравнение чисел базируется на модели числового ряда, затем - на знании последовательности называния чисел при счете, на знании десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем - на знании правил сравнения многозначных чисел. В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения), умножение и деление однозначных чисел (таблица умножения), сложение и вычитание разрядных единиц, умножение разрядных единиц на однозначное число, умножение и деление на 10, 100, 1000. Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приемы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и последней цифры результата и др.
Программа предоставляет широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Освоение приемов рациональных вычислений относится к вариативной части программы и не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач огромную роль приобретает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе. Раздел программы " Общие свойства предметов и групп предметов" направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Такими базовыми навыками являются умение сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы. При освоении математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений. Раздел программы " Наглядная геометрия" на этапе начального обучения направлен в основном на развитие пространственных представлений учащихся. Весь геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений.
Цели изучения этого материала на этапе начального обучения: 1. знакомство с основными геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, окружность) и отдельными их свойствами; 2. развитие пространственных представлений учащихся (равенство фигур, повороты и симметрия, ориентация на плоскости и в пространстве); 3. формирование элементарных навыков конструирования (разбиение объекта на детали, сборка объекта из деталей); 4. развитие познавательной деятельности учащихся, формирование элементарных навыков исследовательской деятельности. Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения; практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено тем, что, во- первых, освоение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся. Во- вторых, описание практической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании программы особо отмечаются темы, которые на данном этапе изучаются на пропедевтическом уровне. Основная часть программы обязательна для изучения ее всеми учащимися. Требования к уровню усвоения сформулированы в конце программы (рубрики " Учащиеся должны знать" и " должны уметь").
Темы, предлагаемые к изучению на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках " Учащиеся могут знать" и " могут уметь").
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:
Формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса.
Элементы педагогических технологий: игровая, проблемное обучение, уровневая дифференциация, компьютерная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др.
Формы определения уровня развития ЗУН учащихся: рефлексия работы, самооценка, проекты, тесты, и др.
Тип урока
| Вид контроля
| Условное сокращение
| Объяснение
| Условное сокращение
| Объяснение
| УИПЗЗ
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| ФО
| Фронтальный опрос
| УЗНЗВУ
| Урок закрепления новых знаний и выработки умений
| РП
| Работа в парах
| УКИЗ
| Урок комплексного использования знаний
| ВК
| Взаимоконтроль
| УОСЗ
| Урок обобщения и систематизации знаний
| РГ
| Работа в группах
| УПОКЗ
| Урок проверки, оценки и контроля знаний
| СРО
| Самостоятельная работа по образцу
| КУ
| Комбинированный урок
| СР
| Самостоятельная работа
|
|
| КР
| Контрольная работа
|
№
урока
| Тема раздела, урока
№ стр.
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Вид
конт
роля
| Цель урока
| ИКТ
| Дата
| СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100
1-я четверть (36 ч)
| 1.
| Что мы знаем о цифрах
|
| | |
|
|
| 1.1
| Рисуем цифры
Часть 1
С. 3—5
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Повторение: названия цифр, чтение и запись; чётные и нечётные цифры; обозначение цифрами чисел; состав однозначных чисел
|
|
| 1.2
| Вычисляем в пределах десятка
С.6-7
|
| УИП
| ФО
| Повторение: сложение и вычитание в пределах десяти, состав числа.
|
|
| 1.3
| Собираем группы
С. 8—9
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Повторение: названия круглых чисел, чтение, запись. Знакомство с числами сто, тысяча, запись их цифрами
|
|
| 1.3
| Считаем десятками
С. 10—11
|
| УКИЗ
| ВК
| Повторение: круглые числа. Знакомство с записью цифрами нескольких сотен
|
|
| 1.4
| Записываем числа
С. 12—13
|
| УОСЗ
| РГ
| Повторение: однозначные и двузначные числа; десятичный состав двузначных чисел; обозначение десятков и единиц цифрами. Формирование первичных представлений о разрядном составе чисел
|
|
| 1.5
| Сравниваем числа
С. 14—15
|
| КУ
| СР
| Повторение: способы сравнения чисел. Знакомство с понятием «верное неравенство»
|
|
| 1.6
| Вычисляем в пределах десятка
С. 16—17
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Повторение: приемы вычислений с помощью таблицы сложения, с помощью числового луча и числового ряда, с помощью перестановки чисел в сумме, с опорой на знание состава однозначных чисел
|
|
| 1.7
| Прибавляем и вычитаем однозначное число
С. 18—19
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Повторение: сложение и вычитание двузначного и однозначного чисел без перехода через десяток
|
|
| 1.8
| Считаем до 100
С. 20—21
|
| УКИЗ
| ВК
| Повторение: сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток
|
|
| 1.9
| Задачи принцессы Турандот
С. 22—23
|
| УОСЗ
| РГ
| Повторение: использование схем при решении задач; формирование умения составлять краткую запись условия задачи
|
|
| 1.10
| Придумываем задачи
С. 24—25
|
| УКИЗ
| СРО
| Формирование умений восстанавливать задачу по схеме и рисунку, краткой записи и рисунку, записи решения и рисунку
|
|
| 1.11
| Семь раз отмерь
С. 26—27
|
| КУ
| СР
| Повторение: длина, площадь, объём. Знакомство с понятиями «единичный отрезок», «единичный квадрат», «единичный куб»
|
|
| 1.12
| Повторение, обобщение изученного
С. 28—35
|
| УКИЗ
| ФО
| Повторение и закрепление изученного материала
|
|
| 2.
| Сложение и вычитание до 20
|
|
|
|
|
|
| 2.1
| Почему 20?
С. 36—37
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Повторение: сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
|
|
| 2.2
| Волшебная таблица
С. 38—39
|
| УКИЗ
| ВК
| Повторение: использование таблицы сложения при вычислениях.
Сложение и вычитание с переходом через десяток с помощью таблицы сложения
|
|
| 2.3
| Двенадцать месяцев
С. 40—41
|
| УОСЗ
| РГ
| Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 12
|
|
| 2.4
| В сумме XV
С. 42—43
|
| УКИЗ
| СРО
| Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 15
|
|
| 2.5
| От года до полутора
С. 44—45
|
| КУ
| СР
| Формирование умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток на основе знания состава чисел 12, 15 и 18
|
|
| 2.6
| С девяткой работать легко
С. 46—47
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Формирование умения выполнять сложение с числом 9 и вычитание числа 9
|
|
| 2.7
| Вокруг дюжины
С. 48—49
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 13
|
|
| 2.8
| Повторение, обобщение.
С. 50—51
|
| УКИЗ
| ВК
| Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20
|
|
| 2.9
| Две недели
С. 52—53
|
| УЗНЗВУ
| РГ
| Формирование умения выполнять сложение с переходом через десяток на основе знания состава числа 14. Формирование временных представлений
|
|
| 2.10
| Кругом 16
С. 54—55
|
| УЗНЗВУ
| РГ
| Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 16
|
|
| 2.11
| Между 16 и 18
С. 56—57
|
| УЗНЗВУ
| СР
| Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 18
|
|
| 2.12
| От 16 до 20
С. 58—59
|
| УКИЗ
| СР
| Формирование умений выполнять сложение с переходом через десяток в пределах 20
|
|
| 2.13
| Работаем с календарем
С. 61—60
|
| УОСЗ
| РП
| Формирование умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20
|
|
| 2.14
| Решаем задачи
С. 62—63
|
| УКИЗ
| ВК
| Формирование умения составлять краткую запись к задаче
|
|
| 2.15
| Повторение, обобщение изученного
С. 64—69
| 3 (+3)
| УОСЗ
| РГ
| Закрепление и повторение пройденного материала
|
|
|
| Наглядная геометрия
|
|
|
| 2-я четверть (28 ч)
|
|
| 3.1
| Геометрический словарь
С. 70—71
|
| УКИЗ
| СРО
| Повторение: названия геометрических фигур, изученных в 1-м классе. Отработка умений выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20
|
|
| 3.2
| Геометрические фигуры
С. 72—73
|
| КУ
| СР
| Различение геометрических фигур на рисунках. Формирование умения чертить линии и геометрические фигуры с помощью линейки. Развитие пространственных представлений. Отработка вычислительных навыков
|
|
| 3.3
| Углы
С. 74—75
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Знакомство с видами углов (прямой, острый, тупой) и различение их на рисунках. Формирование умения чертить прямые углы с помощью угольника
|
|
| 3.4
| Проектируем
парк Винни-Пуха
С. 76—77
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Практическая работа: вычерчивание прямых углов и отрезков заданной длины на клетчатой бумаге, измерение длин отрезков.
Знакомство с понятием «диагональ прямоугольника». Отработка вычислительных навыков
|
|
| 3.5
| Четырёхугольники
С. 78—79
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Знакомство с некоторыми свойствами сторон и углов четырёхугольников. Развитие пространственных представлений. Отработка вычислительных навыков
|
|
| 3.6
| Треугольники
С. 80—81
|
| УОСЗ
| РГ
| Знакомство с видами треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный) и различение их на рисунках. Отработка вычислительных навыков
|
|
| 3.7
| Повторение, обобщение изученного
С. 82—89
|
| УКИЗ
| СРО
| Повторении и закрепление пройденного материала.
| | | 4.
| Вычисления в пределах 100
|
| |
|
| | | 4.1
| Складываем
и вычитаем
по разрядам
С. 90—91
|
| КУ
| СР
| Знакомство с понятием «разряд». Повторение: сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток. Знакомство с формой записи вычислений столбиком
|
|
| 4.2
| Тренируемся
в вычислениях
С. 91—93
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Продолжение формирования умения выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток
|
|
| 4.3
| Переходим
через разряд
С. 94—95
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток
|
|
| 4.4
| Складываем двузначные числа
С. 96—97
|
| УКИЗ
| ВК
| Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток
|
|
| 4.5
| Дополняем до десятка
С. 98—99
|
| УОСЗ
| РГ
| Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток
|
|
| 4.6
| Выбираем
способ вычисления
С. 100—101
|
| КУ
| СР
| Закрепление умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток
|
|
| 4.7
| Повторяем,
обобщаем.
С.102-103
|
| УЗН
| ФО
| Формирование умения выполнять сложение двузначных чисел с переходом через десяток.
|
|
| 4.8
| Вслед за сложением
идёт вычитание
С. 104—105
|
| УЗНЗВУ
| ФО
| Формирование умения выполнять вычитание из круглого числа
|
|
| 4.9
| Занимаем десяток
С. 106—107
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Формирование умения выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток
|
|
| 4.10
| На сколько больше?
С. 108—109
|
| УКИЗ
| ВК
| Формирование умения решать текстовые задачи на разностное сравнение. Закрепление умения выполнять вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через десяток
|
|
| 4.11
| Вычитаем и
переходим
через разряд
С. 110—111
|
| УОСЗ
| РГ
| Формирование умения выполнять вычитание двузначного числа из двузначного с переходом через десяток
|
|
| 4.12
| Туда и обратно
С. 112—113
|
| УКИЗ
| СРО
| Формирование представлений о тесной связи действий сложения и вычитания. Знакомство с обратными задачами.
Формирование умения выполнять вычитание чисел с переходом через десяток
|
|
| 4.13
| Продолжаем вычитать
С. 114—115
|
| КУ
| СР
| Закрепление умения выполнять вычитание чисел с переходом через десяток
|
|
| 4.14
| Играем с автоматом
С. 116—117
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Закрепление умения выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток
|
|
| 4.15
| Повторение, обобщение изученного
С. 118—125
| 3 (+1)
| УЗНЗВУ
| РП
| Вычитание двузначного числа с переходом через десяток
|
|
| 5.
| Знакомимся с новыми действиями
|
| | | 3-я четверть (40 ч)
|
|
| 5.1
| Что такое умножение
Часть 2
С. 3—5
|
| КУ
| СР
| Формирование первоначальных представлений о действии умножения. Запись суммы одинаковых слагаемых с помощью знака умножения
|
|
| 5.2
| Что вдоль,
что поперёк
С. 6—7
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Знакомство с понятиями «множители», «произведение»; переместительное свойство умножения
|
|
| 5.3
| Используем знак умножения
С. 8—9
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Формирование умений использовать знак умножения при записи суммы одинаковых слагаемых, применять перестановку множителей при вычислениях
|
|
| 5.4
| Вдвое больше
С. 10—11
|
| УКИЗ
| ВК
| Формирование умений увеличивать числа вдвое и различать операции «увеличить на 2» и «увеличить в два раза»
|
|
| 5.5
| Половина
С. 12—13
|
| УЗНЗВУ
| РГ
| Формирование первоначальных представлений о делении. Знакомство со знаком деления. Формирование умения уменьшать числа вдвое
|
|
| 5.6
| Делим на равные части
С. 14—15
|
| УИПЗЗ
| СР
| Формирование первоначальных представлений о делении на равные части
|
|
| 5.7
| Как раздать лакомство
С. 16—17
|
| КУ
| СР
| Формирование представлений о делении как действии, обратном умножению
|
|
| 5.8
| Все четыре действия
С. 18—19
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Формирование представлений о смысле четырёх арифметических действий. Знакомство с правилами умножения чисел на 0 и 1
|
|
| 5.9
| Умножение и деление в задачах
С. 20—21
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Формирование умений выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи
|
|
| 5.10
| Варианты
С. 22—23
|
| УКИЗ
| ВК
| Знакомство с графическим способом решения комбинаторных задач и с представлением данных в виде таблицы. Формирование первоначальных представлений о решении комбинаторных задач с помощью умножения
|
|
| 5.11
| Повторение, обобщение изученного
С. 24—31
|
| УОСЗ
| РГ
| Повторение по теме «Знакомство с новыми действиями»
|
|
| 5.12
| Контрольная работа по теме «Знакомство с новыми действиями»
|
| УПОКЗ
| СР
|
|
|
| 5.13
| Работа над ошибками
|
| УОСЗ
| РП
|
|
|
| 5.14
| Повторение, обобщение изученного
С. 24—31
|
| КУ
| ФО
| Повторение по теме «Знакомство с новыми действиями»
|
|
| 6.
| Измерение величин
|
| |
|
|
|
| 6.1
| Среди величин
С. 32—33
|
| УКИЗ
| СРО
| Актуализация представлений о величинах (время, расстояние, объём, масса) и названиях единиц измерения
|
|
| 6.2
| Измеряем длину
С. 34—35
|
| УПОКЗ
| КР
| Актуализация знаний учащихся: названия единиц измерения длины. Формирование первоначальных представлений о метрических соотношениях между единицами длины. Сантиметр и миллиметр
|
|
| 6.3
| Вычисляем расстояние
С. 36—37
|
| УКИЗ
| ФО
| Формирование пространственных представлений и первоначальных представлений о скорости
|
|
| 6.4
| Вычисляем площадь
С. 38—39
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Знакомство с названиями единиц площади. Формирование представлений о вычислении площади прямоугольника с помощью умножения
|
|
| 6.5
| Определяем время
С. 40—41
|
| УОСЗ
| РГ
| Формирование временных представлений, умений определять время по часам, длительность событий
|
|
| 6.6
| Работаем диспетчерами
С. 42—43
|
| УКИЗ
| СРО
| Формирование временных представлений: длительность событий; соотнесение времени событий с временем суток
|
|
| 6.7
| Повторение, обобщение изученного
С. 44—52
|
| КУ
| РП
| Работаем диспетчерами
|
|
| 7.
| Учимся умножать и делить
|
|
|
|
|
|
| 7.1
| Таблица умножения
С. 52—53
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Знакомство с таблицей умножения. Наблюдения над числами, расположенными в таблице
|
|
| 7.2
| Квадраты
С. 54—55
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Запоминание квадратов чисел 1, 2, 3, 4 и 5 (без терминологии)
|
|
| 7.3
| Разрезаем квадраты
на части
С. 56—57
|
| УИПЗЗ
| ВК
| Формирование представлений о делении числа на 1 и на себя
|
|
| 7.4
| Умножаем
и делим на 2
С. 58-59
|
| УОСЗ
| РГ
| Актуализация умений учащихся удваивать числа и делить пополам. Составление таблицы умножения на 2. Знакомство с признаком деления чисел на 2. Формирование умений решать текстовые задачи на деление
|
|
| 7.5
| Умножаем на 3
С. 60—61
|
| УКИЗ
| СРО
| Составление таблицы умножения на 3. Формирование умений умножать и делить числа на 3
|
|
| 7.6
| Двойки и тройки
С. 62—63
|
| КУ
| СР
| Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3
|
|
| 7.7
| Тройки и двойки
С. 64—65
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Формирование первичных представлений об операциях увеличения и уменьшения чисел в несколько раз. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3
|
|
| 7.8
| Считаем четвёрками
С. 66—67
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Составление таблицы умножения на 4. Формирование умений выполнять умножение чисел на 4
|
|
| 7.9
| Как разделить
Число на 4
С. 68-69
|
| УКИЗ
| ВК
| Знакомство с приемом деления чисел на 4. Формирование умений выполнять деление чисел на 4
|
|
| 7.10
| Повторение и
Обобщение.
С.70-71
|
| УКИ
| СР
| Решение текстовых задач, выполнение деления чисел на 2, 3, 4.
|
|
| 7.11
| Увеличиваем
и уменьшаем...
С. 72—73
|
| УОСЗ
| РГ
| Формирование умений увеличивать и уменьшать числа в несколько раз
|
|
| 7.12
| ...в несколько раз
С. 74—75
|
| УКИЗ
| СРО
| Формирование умений выполнять умножение и деление чисел в пределах изученного. Формирование умений решать задачи на увеличение и уменьшение
|
|
| 7.13
| Счёт пятёрками
С. 76—77
|
| КУ
| РГ
| Составление таблицы умножения на 5. Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 5
|
|
| 7.14
| Опять 25
С. 78—79
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 5
|
|
| 7.15
| Тренируемся
в вычислениях
С. 80—81
|
| КУ
| РП
| Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5
|
|
| 7.16
| Умножаем
и делим на 10
С. 82—83
|
| УОСЗ
| РГ
| Знакомство с приемами умножения и деления чисел на 10. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5
|
|
| 7.17
| Повторение и обобщение
С.84-85
|
| УИП
| СР
| Повторение по теме «Учимся умножать и делить»
|
|
| 7.18
| Решаем задачи по действиям
86-87
|
| УКИ
| ФО
| Формирование умений решать задачи по действиям. Формирование умений выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи. Формирование умений применять знание таблицы умножения в ситуации текстовой задачи.
|
|
| 7.17
| Умножаем на 9
С. 88—89
|
| УКИЗ
| СРО
| 4-я четверть (32 ч)
Знакомство с приемом умножения чисел на 9. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5
|
|
| 7.18
| Большие квадраты
С. 90-91
|
| КУ
| СР
| Знакомство с квадратами чисел 6, 7, 8, 9 и 10
|
|
| 7.19
| Трудные случаи
С. 92—93
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Знакомство со случаями умножения 6 7, 6 8 и 7 8. Формирование умений выполнять умножение и деление на основе знания таблицы умножения до 5
|
|
| 7.20
| Ещё раз
про деление
С. 94—95
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Формирование умений выполнять деление чисел на основе знания таблицы умножения
|
|
| 7.21
| Умножение
в геометрии
С. 96—97
|
| УОСЗ
| РГ
| Формирование умений применять знание таблицы умножения при решении нестандартных задач
|
|
| 7.22
| Контрольная работа «Измерение величин»
|
| УКИЗ
| СРО
|
|
|
| 7.23
| Работа над ошибками
|
| УКИЗ
| РП
|
|
|
| 7.24
| Повторение, обобщение изученного
С. 98—105
| 2 (+2)
| УКИЗ
| СРО
| Формирование умений выполнять деление чисел на основе знания таблицы умножения
|
|
| 8.
| Действия с выражениями
|
|
|
|
|
|
| 8.1
| Сложение
и умножение
С. 106—107
|
| КУ
| СР
| Повторение и обобщение знаний о сложении и умножении. Переместительные законы сложения и умножения. Формирование умения выбирать арифметическое действие в соответствии со смыслом текстовой задачи
|
|
| 8.2
| Ноль и единица
С. 108—109
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Повторение и обобщение знаний о правилах сложения и умножения с числами 0 и 1
|
|
| 8.3
| Обратные действия
С. 110—111
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Повторение и обобщение знаний о вычитании и делении как действиях, обратных сложению и умножению. Формирование представлений об обратных задачах. Отработка вычислительных навыков
|
|
| 8.4
| Выражения
С. 112—113
|
| УПОКЗ
| КР
| Повторение названий компонентов сложения, умножения и вычитания. Знакомство с названиями компонентов деления. Правила деления числа 0
|
|
| 8.5
| Выполняем действия
по порядку
С. 114—115
|
| УОСЗ
| РГ
| Обобщение знаний о правилах действий в выражениях без скобок. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения
|
|
| 8.6
| Тренируемся
в вычислениях
С. 116—117
|
| УКИЗ
| СРО
| Формирование умений выполнять вычисления в выражениях без скобок. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения
|
|
| 8.7
| Выражения
со скобками
С. 118—119
|
| КУ
| СР
| Знакомство с выражениями, содержащими скобки. Формирование первоначальных представлений о порядке действий в выражениях со скобками. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения.
|
|
| 8.8
| Порядок действий
С. 120—121
|
| УИПЗЗ
| ФО
| Формирование представлений о порядке действий в выражениях со скобками
|
|
| 8.9
| Равные выражения
С. 122—123
|
| УЗНЗВУ
| РП
| Формирование умений выполнять вычисления. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения
|
|
| 8.10
| Сравниваем выражения
С. 124—125
|
| УКИЗ
| ВК
| Формирование умений выполнять вычисления. Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения
|
|
| 8.11
| Группируем слагаемые
и множители
С. 126—127
|
| УОСЗ
| РГ
| Обобщение накопленного опыта вычислений. Знакомство с сочетательными законами сложения и умножения
|
|
| 8.12
| Составляем выражения
С. 128—129
|
| УКИЗ
| СРО
| Пропедевтика решения текстовых задач с помощью составления выражения
|
|
| 8.13
| Повторение по теме: Выполнение действия по порядку.
|
| УКИЗ
| РП
| Повторение, обобщение изученного
|
|
| 8.14
| Повторение по теме: Тренируемся в вычислениях
|
| УОСЗ
| СР
|
|
| 8.15
| Повторение по теме: Выражения со скобками.
|
| УОСЗ
| РП
|
|
| 8.16
| Повторение по теме: Равные выражения.
|
| УЗНЗВУ
| ФО
|
|
|
| 8.17
| Повторение по теме: Сравниваем выражения.
|
| КУ
| РП
|
|
| 8.18
| Повторение по теме: Группируем слагаемые и множители.
|
| УКИЗ
| СР
|
|
| 8.19
| Повторение по теме: Составляем выражения.
|
| УОСЗ
| ФО
|
|
| 8.20
| Повторение по теме: Действия с выражениями.
|
| УКИЗ
| СРО
|
|
| 8.21
| Контрольная работа
|
| УПОКУ
| СР
|
|
| 8.22
| Работа над ошибками
|
| УОСЗ
| ФО
|
|
| 8.23
| Повторение по теме: Действия с выражениями.
|
| УКИЗ
| РП
|
|
|
Содержание тем учебного курса
Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни).
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Арифметические действия (60 ч)
Сочетательный закон сложения. Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов вычитания сложением
Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1. Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.
Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение значения выражения со скобками. Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).
Текстовые задачи (30 ч)
Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой задачи.
Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение произведения, деление на равные части, деление по содержанию, увеличение и уменьшение в несколько раз.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников (прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).
Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный километр). Площадь прямоугольника.
Работа с данными (15 ч)
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|