Должны ли США торговать с другими странами?
Точно так же как отдельные люди извлекают выгоду из специализации и торгов- ли друг с другом, ее благами пользуется население разных стран. Многие товары, которые покупают американцы, сделаны за границей, а продукты, произведенные в США, продаются за рубеж. Приобретение товаров и услуг за границей для прода- жи на внутреннем рынке называют импортом. Вывоз за пределы страны товаров, произведенных на ее территории, называют экспортом.
Предположим, что существуют две страны, США и Япония, и два товара, про- дукты питания и автомобили. Представим, что обе страны производят автомоби- ли одинаково хорошо: американский и японский рабочий производят по 1 ав- томобилю в месяц. Напротив, так как площадь территории и пригодных для сельскохозяйственной обработки земель больше в США, американский фермер производит 2 т продуктов питания в месяц, в то время как японский фермер — 1 т продуктов.
Принцип сравнительного преимущества утверждает, что каждый товар должен производиться страной, которая имеет более низкие издержки упущенной возмож- ности производства этого товара. Так как издержки упущенной возможности про-
Узелок на память
НАСЛЕДИЕ АДАМА СМИТА ИДАВИДАРИКАРДО
Lt; Принцип каждого разумного главы семьи — ни- когда не пытаться самостоятельно изготовить то, что обойдется ему дороже, чем покупка. Портной не пытается делать собственные туф- ли, а покупает их у обувщика. Обувщик не пыта- ется делать собственную одежду, а нанимает портного. Фермер не пытается делать ни то ни другое, а нанимает разных мастеровых. Обладая некоторым преимуществом над соседями, все они заинтересованы в найме других или покупке их продукции по цене, которая составляет часть той, которую им предложили бы в другом месте*.
Мы процитировали отрывок из написанной в 1776 г. книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Его работа — поворотный пункт в анализе торговли и экономической взаимозависимости. Многие экономисты считают А. Смита основателем со- временной экономической теории.
Работа А. Смита под- толкнула к изучению эко- номики миллионера Дави- да Рикардо. В 1817 г. в своей книге «Начала политичес- кой экономии и налогового обложения» Д. Рикардо раз- вил принцип сравнительно- го преимущества. Он защи- щал свободную торговлю не только ради проверки науч- ных изысканий. Д. Рикар- до отстаивал свои экономические воззрения в британ- ском парламенте, членом которого он был, выступая против ограничений на импорт зерна.
Хотя экономисты часто расходятся во мнениях по вопросам политики, они безусловно поддерживают сво- бодную торговлю. Более того, за последние два столе- тия основной аргумент в пользу свободной торговли почти не изменился. Хотя за время после А. Смита и Д. Рикардо экономическая наука пересмотрела многие теории, возражения экономистов против ограничения свободной торговли все еще в значительной степени основываются на принципе сравнительного преиму- щества.
Глава 3. Экономическая взаимозависимость и выгоды, которые приносит торговля
изводства автомобиля составляют 2 т продуктов питания в США и только 1 т продуктов питания в Японии, последняя обладает сравнительным преимуществом производства автомобилей. Япония должна производить больше автомобилей, чем ей необходимо для потребления внутри страны, и экспортировать некоторое их количество в США. Аналогичным образом, так как альтернативные издержки производства тонны продуктов питания составляют 1 автомобиль в Японии и только 1/2 автомобиля — в США, последние обладают сравнительным преимуще- ством в производстве продуктов питания. США должны производить больше продуктов, чем может быть потреблено внутри страны, и экспортировать некото- рую их часть в Японию. Благодаря специализации и торговле обе страны могут получить больше продуктов питания и автомобилей.
Конечно, реальные отношения между нациями намного сложнее (гл. 9), ведь интересы граждан каждой страны значительно различаются. Международная тор- говля не может быть выгодна каждому жителю страны. Даже если страна в целом выигрывает от международной торговли, многим десяткам и сотням ты- сяч людей она приносит исключительно неприятности: американский экспорт продуктов питания и импорт автомобилей в США оказывают различное влияние на фермеров и рабочих автомобильной промышленности. Однако в противопо- ложность мнениям, которые иногда высказываются политиками и политическими обозревателями, международная торговля — отнюдь не война, в которой какие- то страны выигрывают, а какие-то проигрывают, она выгодна всем участвующим в ней странам.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Предположим, что чемпионка мира по машинописи окончила университет и получила квалификацию хирурга. Должна ли она самосто- ятельно печатать необходимые в новой работе документы или нанять секретаря? Объясните свое решение.
Заключение
Анализ принципа сравнительного преимущества показывает, что торговля прино- сит пользу каждой участвующей в ней стороне, из чего следуют преимущества жизни во взаимозависимой экономике. Как свободное общество координирует различные виды экономической деятельности индивидов? Что гарантирует поступление товаров и услуг от производителей к потребителям?
Если бы на Земле жили только два человека — фермер и владелец ранчо, ответ был бы очевиден: они торговали бы напрямую, распределяя между собой доступ- ные ресурсы. Однако в реальном мире взаимодействуют миллиарды людей. Мы рассмотрим эту проблему в следующей главе и проанализируем распределение ресурсов под воздействием таких рыночных сил, как спрос и предложение.
Выводы
Каждый человек потребляет товары и услу- ги, произведенные множеством людей как в своей стране, так и за ее пределами. Взаимо-
зависимость и торговля позволяют каждому пользоваться большим количеством разнооб- разных товаров и услуг.
Часть 1 Введение
Существуют два способа сравнения способно- сти двух людей производить товар. Человек, который производит товар с минимальными издержками, имеет абсолютное преимущество в его производстве. Человек, издержки упущен- ной возможности производства товара которо- го меньше, имеет сравнительное преимущество. Выгоды от торговли основаны на сравнитель- ном, а не на абсолютном преимуществе.
Торговля приносит пользу каждому, потому что позволяет людям специализироваться в том виде деятельности, в котором они обладают сравни- тельным преимуществом. Принцип сравнительного преимущества ис- пользуется как людьми, так и странами. Эко- номисты отстаивают свободу торговли между странами.
Основные понятия
Абсолютное преимущество Импорт
Издержки упущенной возможности Экспорт
Сравнительное преимущество
Вопросы
Объясните различие между абсолютным и от- носительным преимуществом. Приведите пример, когда один человек обла- дает абсолютным преимуществом в каком-то виде деятельности, а другой человек обладает сравнительным преимуществом.
Какое — абсолютное или сравнительное — пре- имущество имеет большее значение для торгов- ли? Объясните ваш ответ, используя пример, который вы привели в ответе на вопрос 2. Почему экономисты возражают против политики, которая ограничивает торговлю между странами?
Задания для самостоятельной работы
2.
Вспомните историю о фермере и владельце ранчо из этой главы. Объясните, почему издержки упу- щенной возможности производства 1 кг мяса для фермера составляют 2 кг картофеля. Объясните, почему издержки упущенной возможности произ- водства 1 кг мяса для владельца ранчо составля- ют 1 /8 кг картофеля.
Мария может прочесть за один час 20 страниц учебника по экономической теории или 50 стра- ниц учебника по социологии. Каждый день она занимается по 5 часов.
а. Начертите график границы производствен- ных возможностей Марии в чтении учебни- ков по экономике и социологии.
б. Каковы издержки упущенной возможности для Марии прочтения 100 страниц учебника социологии? 3. Американские и японские рабочие могут произ- водить по 4 автомобиля в год. Американский рабочий может произвести Ют зерна в год, в то время как японский рабочий — 5т зерна в год. Чтобы упростить задание, помните, что в каждой стране по 100 млн рабочих.
а. Составьте для этой задачи таблицу, аналогич- ную табл. 3.1
б. Начертите график границы производствен- ных возможностей для американской и япон- ской экономики.
Глава 3. Экономическая взаимозависимость и выгоды,
в. Каковы издержки упущенной возможности производства одного автомобиля для США? А зерна? Каковы альтернативные издержки производства одного автомобиля для Япо- нии? А зерна? Разместите эту информацию в таблице, аналогичной табл. 3.3.
г. Какая страна обладает абсолютным преиму- ществом в производстве автомобилей? А в производстве зерна?
д. При отсутствии торговли половина рабочих производит автомобили, а другая половина производит зерно. Какое количество автомо- билей и зерна производит каждая страна?
е. Покажите, какую выгоду приносит торговля обеим странам.
4. Пэт и Крис живут в одной комнате. Конечно, большую часть времени они проводят вместе за учебой, но некоторое время они посвяща- ют своим любимым занятиям: приготовлению пиццы и торта. Пэт требуется 4 часа, чтобы приготовить торт, и 2 часа, чтобы испечь пиц- цу. Крис требуется 6 часов, чтобы пригото- вить торт, и 4 часа, чтобы испечь пиццу.
а. Каковы издержки упущенной возможности производства пиццы для каждой девушки? Кто обладает абсолютным преимуществом в при- готовлении пиццы? Кто обладает сравнитель- ным преимуществом в приготовлении пиццы?
б. Если Пэт и Крис будут обмениваться произ- ведениями своего кулинарного искусства, кто предложит пиццу, а кто торт? Цена пиццы может быть выражена в кусках торта. Ка- кова самая высокая цена, по которой можно обменять пиццу так, чтобы это было выгод- но обеим соседкам? Какова самая низкая цена? Объясните.
5. Предположим, что в Канаде 10 млн рабочих, каждый из которых может производить 2 авто- мобиля или 30 т пшеницы в год.
а. Каковы альтернативные издержки производ- ства автомобиля в Канаде? Каковы издерж- ки упущенных возможностей производства тонны пшеницы в Канаде? Объясните взаи- мосвязь между издержками упущенной воз- можности производства этих двух товаров. Начертите границу производственных воз- можностей Канады. Если Канада будет по-
|