Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Должны ли США торговать с другими странами?






Точно так же как отдельные люди извлекают выгоду из специализации и торгов-
ли друг с другом, ее благами пользуется население разных стран. Многие товары,
которые покупают американцы, сделаны за границей, а продукты, произведенные в
США, продаются за рубеж. Приобретение товаров и услуг за границей для прода-
жи на внутреннем рынке называют импортом. Вывоз за пределы страны товаров,
произведенных на ее территории, называют экспортом.

Предположим, что существуют две страны, США и Япония, и два товара, про-
дукты питания и автомобили. Представим, что обе страны производят автомоби-
ли одинаково хорошо: американский и японский рабочий производят по 1 ав-
томобилю в месяц. Напротив, так как площадь территории и пригодных для
сельскохозяйственной обработки земель больше в США, американский фермер
производит 2 т продуктов питания в месяц, в то время как японский фермер —
1 т продуктов.

Принцип сравнительного преимущества утверждает, что каждый товар должен
производиться страной, которая имеет более низкие издержки упущенной возмож-
ности производства этого товара. Так как издержки упущенной возможности про-


 


Узелок на память

НАСЛЕДИЕ АДАМА СМИТА ИДАВИДАРИКАРДО

Lt; Принцип каждого разумного главы семьи — ни- когда не пытаться самостоятельно изготовить то, что обойдется ему дороже, чем покупка. Портной не пытается делать собственные туф- ли, а покупает их у обувщика. Обувщик не пыта- ется делать собственную одежду, а нанимает портного. Фермер не пытается делать ни то ни другое, а нанимает разных мастеровых. Обладая некоторым преимуществом над соседями, все они заинтересованы в найме других или покупке их продукции по цене, которая составляет часть той, которую им предложили бы в другом месте*.

Мы процитировали отрывок из написанной в 1776 г.
книги А. Смита «Исследование о природе и причинах
богатства народов». Его работа — поворотный пункт в
анализе торговли и экономической взаимозависимости.
Многие экономисты считают А. Смита основателем со-
временной экономической теории.


 

Давид Рикардо

Работа А. Смита под-
толкнула к изучению эко-
номики миллионера Дави-
да Рикардо. В 1817 г. в своей
книге «Начала политичес-
кой экономии и налогового
обложения» Д. Рикардо раз-
вил принцип сравнительно-
го преимущества. Он защи-
щал свободную торговлю не
только ради проверки науч-
ных изысканий. Д. Рикар-
до отстаивал свои экономические воззрения в британ-
ском парламенте, членом которого он был, выступая
против ограничений на импорт зерна.

Хотя экономисты часто расходятся во мнениях по
вопросам политики, они безусловно поддерживают сво-
бодную торговлю. Более того, за последние два столе-
тия основной аргумент в пользу свободной торговли
почти не изменился. Хотя за время после А. Смита и
Д. Рикардо экономическая наука пересмотрела многие
теории, возражения экономистов против ограничения
свободной торговли все еще в значительной степени
основываются на принципе сравнительного преиму-
щества.


Глава 3. Экономическая взаимозависимость и выгоды, которые приносит торговля



 


изводства автомобиля составляют 2 т продуктов питания в США и только 1 т
продуктов питания в Японии, последняя обладает сравнительным преимуществом
производства автомобилей. Япония должна производить больше автомобилей, чем
ей необходимо для потребления внутри страны, и экспортировать некоторое их
количество в США. Аналогичным образом, так как альтернативные издержки
производства тонны продуктов питания составляют 1 автомобиль в Японии и
только 1/2 автомобиля — в США, последние обладают сравнительным преимуще-
ством в производстве продуктов питания. США должны производить больше
продуктов, чем может быть потреблено внутри страны, и экспортировать некото-
рую их часть в Японию. Благодаря специализации и торговле обе страны могут
получить больше продуктов питания и автомобилей.

Конечно, реальные отношения между нациями намного сложнее (гл. 9), ведь
интересы граждан каждой страны значительно различаются. Международная тор-
говля не может быть выгодна каждому жителю страны. Даже если страна в
целом выигрывает от международной торговли, многим десяткам и сотням ты-
сяч людей она приносит исключительно неприятности: американский экспорт
продуктов питания и импорт автомобилей в США оказывают различное влияние
на фермеров и рабочих автомобильной промышленности. Однако в противопо-
ложность мнениям, которые иногда высказываются политиками и политическими
обозревателями, международная торговля — отнюдь не война, в которой какие-
то страны выигрывают, а какие-то проигрывают, она выгодна всем участвующим
в ней странам.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

Предположим, что
чемпионка мира по
машинописи окончила
университет и получила
квалификацию хирурга.
Должна ли она самосто-
ятельно печатать
необходимые в новой
работе документы или
нанять секретаря?
Объясните свое решение.


Заключение

Анализ принципа сравнительного преимущества показывает, что торговля прино-
сит пользу каждой участвующей в ней стороне, из чего следуют преимущества жизни во
взаимозависимой экономике. Как свободное общество координирует различные виды
экономической деятельности индивидов? Что гарантирует поступление товаров и
услуг от производителей к потребителям?

Если бы на Земле жили только два человека — фермер и владелец ранчо, ответ
был бы очевиден: они торговали бы напрямую, распределяя между собой доступ-
ные ресурсы. Однако в реальном мире взаимодействуют миллиарды людей. Мы
рассмотрим эту проблему в следующей главе и проанализируем распределение
ресурсов под воздействием таких рыночных сил, как спрос и предложение.

Выводы


Каждый человек потребляет товары и услу-
ги, произведенные множеством людей как в
своей стране, так и за ее пределами. Взаимо-


зависимость и торговля позволяют каждому
пользоваться большим количеством разнооб-
разных товаров и услуг.



Часть 1 Введение


 


Существуют два способа сравнения способно-
сти двух людей производить товар. Человек,
который производит товар с минимальными
издержками, имеет абсолютное преимущество в
его производстве. Человек, издержки упущен-
ной возможности производства товара которо-
го меньше, имеет сравнительное преимущество.
Выгоды от торговли основаны на сравнитель-
ном, а не на абсолютном преимуществе.


Торговля приносит пользу каждому, потому что
позволяет людям специализироваться в том виде
деятельности, в котором они обладают сравни-
тельным преимуществом.
Принцип сравнительного преимущества ис-
пользуется как людьми, так и странами. Эко-
номисты отстаивают свободу торговли между
странами.


Основные понятия


Абсолютное преимущество
Импорт


Издержки упущенной возможности
Экспорт


Сравнительное преимущество


Вопросы


Объясните различие между абсолютным и от-
носительным преимуществом.
Приведите пример, когда один человек обла-
дает абсолютным преимуществом в каком-то
виде деятельности, а другой человек обладает
сравнительным преимуществом.


Какое — абсолютное или сравнительное — пре-
имущество имеет большее значение для торгов-
ли? Объясните ваш ответ, используя пример,
который вы привели в ответе на вопрос 2.
Почему экономисты возражают против политики,
которая ограничивает торговлю между странами?


Задания для самостоятельной работы


2.


Вспомните историю о фермере и владельце ранчо
из этой главы. Объясните, почему издержки упу-
щенной возможности производства 1 кг мяса для
фермера составляют 2 кг картофеля. Объясните,
почему издержки упущенной возможности произ-
водства 1 кг мяса для владельца ранчо составля-
ют 1 /8 кг картофеля.

Мария может прочесть за один час 20 страниц
учебника по экономической теории или 50 стра-
ниц учебника по социологии. Каждый день она
занимается по 5 часов.

а. Начертите график границы производствен-
ных возможностей Марии в чтении учебни-
ков по экономике и социологии.


б. Каковы издержки упущенной возможности
для Марии прочтения 100 страниц учебника
социологии?
3. Американские и японские рабочие могут произ-
водить по 4 автомобиля в год. Американский
рабочий может произвести Ют зерна в год, в то
время как японский рабочий — 5т зерна в год.
Чтобы упростить задание, помните, что в каждой
стране по 100 млн рабочих.

а. Составьте для этой задачи таблицу, аналогич-
ную табл. 3.1

б. Начертите график границы производствен-
ных возможностей для американской и япон-
ской экономики.


Глава 3. Экономическая взаимозависимость и выгоды,

в. Каковы издержки упущенной возможности
производства одного автомобиля для США?
А зерна? Каковы альтернативные издержки
производства одного автомобиля для Япо-
нии? А зерна? Разместите эту информацию в
таблице, аналогичной табл. 3.3.

г. Какая страна обладает абсолютным преиму-
ществом в производстве автомобилей? А в
производстве зерна?

д. При отсутствии торговли половина рабочих
производит автомобили, а другая половина
производит зерно. Какое количество автомо-
билей и зерна производит каждая страна?

е. Покажите, какую выгоду приносит торговля
обеим странам.

4. Пэт и Крис живут в одной комнате. Конечно,
большую часть времени они проводят вместе
за учебой, но некоторое время они посвяща-
ют своим любимым занятиям: приготовлению
пиццы и торта. Пэт требуется 4 часа, чтобы
приготовить торт, и 2 часа, чтобы испечь пиц-
цу. Крис требуется 6 часов, чтобы пригото-
вить торт, и 4 часа, чтобы испечь пиццу.

а. Каковы издержки упущенной возможности
производства пиццы для каждой девушки? Кто
обладает абсолютным преимуществом в при-
готовлении пиццы? Кто обладает сравнитель-
ным преимуществом в приготовлении пиццы?

б. Если Пэт и Крис будут обмениваться произ-
ведениями своего кулинарного искусства, кто
предложит пиццу, а кто торт? Цена пиццы
может быть выражена в кусках торта. Ка-
кова самая высокая цена, по которой можно
обменять пиццу так, чтобы это было выгод-
но обеим соседкам? Какова самая низкая
цена? Объясните.

5. Предположим, что в Канаде 10 млн рабочих,
каждый из которых может производить 2 авто-
мобиля или 30 т пшеницы в год.

а. Каковы альтернативные издержки производ-
ства автомобиля в Канаде? Каковы издерж-
ки упущенных возможностей производства
тонны пшеницы в Канаде? Объясните взаи-
мосвязь между издержками упущенной воз-
можности производства этих двух товаров.
Начертите границу производственных воз-
можностей Канады. Если Канада будет по-



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал