Конкуренция: совершенная и несовершенная
Предположим, что перед нами рынок, на котором царит совершенная конкуренция. Совершенная конкуренция на рынке определяется двумя основными характерис- тиками: 1) все предлагаемые продавцами товары примерно одинаковы, и 2) поку-
Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения
8!
пателеи и продавцов так много, что ни один покупатель или продавец не в силах повлиять на рыночную цену. Поскольку при совершенной конкуренции покупате- ли и продавцы должны принимать рыночную цену как нечто данное, их называют принимающими цену.
В реальной жизни под определение совершенной конкуренции прекрасно подхо- дят такие рынки, как рынок пшеницы, когда тысячи фермеров продают зерно, а миллионы покупателей потребляют пшеницу и продукты из нее. Ни один покупа- тель или продавец не влияет на цену пшеницы, каждый принимает ее как данность.
Тем не менее на рынках многих товаров и услуг конкуренция несовершенна. На некоторых рынках есть только один продавец, который и устанавливает цену. Такой продавец называется монополистом. Им может быть, например, телевизион- ная кабельная компания небольшого городка или городского района, ведь ее теле- зрители не имеют возможности обратиться к другому поставщику.
На некоторых рынках — несколько продавцов, которые далеко не всегда на- строены на агрессивную конкуренцию. Такой тип рынка называется олигополией. Например, если авиаперевозки между двумя крупными городами осуществляют две-три компании, они попытаются избежать конкуренции, чтобы удержать цены на билеты на высоком уровне.
На некоторых рынках многие продавцы предлагают несколько различающиеся по своим характеристикам товары, а значит, у каждого поставщика есть возможность установить определенную цену. Такой рынок называют рынком монополистической конкуренции. Пример — производство программного обеспечения. Рынок предлага- ет нам множество конкурирующих текстовых редакторов, но каждая программа отли- чается от всех остальных по своим свойствам и имеет определенную цену.
Несмотря на разнообразие типов рынков, мы начнем их изучение с рынка со- вершенной конкуренции, анализ которого не представляет особых затруднений. Более того, так как большинство рынков характеризуются некоторой степенью конкуренции, многие из уроков, которые мы получим, изучая спрос и предложе- ние в условиях совершенной конкуренции, мы используем в анализе более слож- ных рынков.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
Что такое рынок? Что означает, что рынок является конкурентным?
Спрос
Мы начинаем изучение рынков с поведения покупателей и рассмотрим, что опреде- ляет объем спроса на любой товар, то есть количество товара, которое потребители желают и могут приобрести. Давайте еще раз вспомним о мороженом.
|