Два способа уменьшения числа курящих
Очень часто мы слышим объявления о начале очередной кампании, направлен- ной на уменьшение числа курящих. Известно по крайней мере два способа ведущие к поставленной цели.
Рис. 4.3
СДВИГИ КРИВОЙ СПРОСА
Любое изменение, ведущие к увеличению количество продукта, которое покупатели желают купить при любой цене, сдвигает кривую спроса вправо. Любое изменение, ведущее к уменьше- нию количество товара, которое покупатели желают приобрести при любой цене, сдвигает кривую спроса влево.
Цена
стаканчика
мороженого
Количество стаканчиков мороженого
Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения
ПЕРЕМЕННЫЕ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ
| ИЗМЕНЕНИЕ
| НА ОБЪЕМ СПРОСА
| КРИВОЙ СПРОСА
| Цена
| Движение вдоль кривой спроса
| Доход
| Сдвиг кривой спроса
| Цены на взоимодополняющие товары
| Сдвиг кривой спроса
| Вкусы
| Сдвиг кривой спросо
| Ожидания
| Сдвиг кривой спроса
| Количество покупателей
| Сдвиг кривой спросо
|
Таблица 4.3
ФАКТОРЫ СПРОСА
Один из них — сдвиг кривой спроса на сигареты и другие табачные изде- лия. Социальная реклама, обязательные предупреждения о вреде для здоровья на упаковках сигарет и запрещение рекламы сигарет на телевидении — меро- приятия, направленные на уменьшение объема спроса на сигареты при каждой возможной цене. В случае, когда они имеют успех, кривая спроса на сигареты сдвигается влево (рис. 4.4, (а)).
Кроме того, предпринимаются попытки повышения цен на сигареты. Если правительство, например, облагает налогом производство сигарет, компания-про- изводитель перекладывает основную его тяжесть на плечи потребителей в форме более высоких цен. Повышение цен побуждает курящих уменьшить количество сигарет, которые они выкуривают. В этом случае уменьшение количества сигарет выражается не в сдвиге кривой спроса, а в движении к точке с более высокой ценой и меньшим количеством сигарет (рис. 4.4, (6)).
Как изменение цены на сигареты влияет на число курящих? Исследова- ния показали, что повышение цены на 10 % приводит к снижению объема спроса на 4 %. Выявлено, что особенно чувствительны к цене на сигареты подростки: увеличение цены на 10 % приводит к снижению объема спроса подростков на 12 %.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Перечислите факторы спроса на пиццу. Приведите пример данных о спросе на пиццу и график с кривой спроса. Воздействие каких факторов приведет к сдвигу кривой спроса. Входит ли в их число повышение цены на пиццу?
|