Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ изменений равновесия. Три шага
Мы рассмотрели, как взаимодействие спроса и предложения определяет равнове- сие рынка, которое, в свою очередь, детерминирует цену и количество производи- мого и приобретаемого товара. Конечно, равновесная цена и объем продукции зависят от положения кривых спроса и предложения. Когда какое-то событие приводит к сдвигу одной из кривых, рыночное равновесие нарушается и восста- навливается на новом уровне. Анализ таких изменений, сравнение условий старого и нового равновесия называют сравнительной статикой.
Анализ событий, оказывающих воздействие на рыночную ситуацию, включает в себя три шага. Во-первых, необходимо определить, приводит ли рассматриваемое событие к сдвигу кривой спроса или предложения или к смещению обеих кривых. Во-вторых, мы определяем направление сдвига кривых (вправо или влево). В-третьих, мы используем график с кривыми спроса и предложения, который облегчает нам понимание влияния сдвигов на равновесную цену и объем предлагаемого и приоб- ретаемого товара. Последовательность этих шагов представлена в табл. 4.7. Да- вайте рассмотрим применение этого метода в отношении различных событий, которые могут повлиять на ситуацию на рынке мороженого.
Пример: изменение спроса. Предположим, что стоит жаркое лето. Как установившаяся погода влияет на рынок мороженого?
1. Жаркая погода воздействует на спрос; изменяются вкусы людей по отношению
к мороженому. То есть количество мороженого, которое желали бы купить люди при каждой возможной цене, увеличивается. Кривая предложения не из- меняется, поскольку погода не оказывает прямого влияния на фирмы-произво- дители мороженого.
2. Так как жаркая погода приводит к тому, что желание людей приобрести мороже- ное возрастает, кривая спроса сдвигается вправо. Кривая спроса на мороженое
Таблица 4.7
ТРИ ШАГА
СРАВНИТЕЛЬНОЙ
СТАТИКИ
1.
| Определение сдвигов кривой спроса или кривой предложения (возможно, обеих
|
| кривых).
| 2.
| Определение направления сдвига кривой.
| 3.
| Использование графика кривых спроса и предложения и анализ влияния сдвига
|
| на рыночное равновесие.
| Глава 4. Рыночные силы спроса и предложения
смещается из положенияО, в положениеD2 (рис. 4.10). Сдвиг демонстрирует, что требуемое количество мороженого при каждой возможной цене возрастает. 3. Возрастание спроса повышает цену равновесия с $ 2, 00 до $ 2, 50, а равновес- ный объем — с 7 до 10 стаканчиков (рис. 4.10). Другими словами, жаркая погода привела к возрастанию цены мороженого и количества проданного мороженого.
Сдвиги кривых и движение вдоль кривых. Заметьте, что, когда жаркая погода увеличивает цены на мороженое, количество мороженого, которое предлагают фир- мы, возрастает, хотя кривая предложения не изменяется. В этом случае экономис- ты говорят, что происходит увеличение «объема предложения», а не изменение «предложения».
Под «предложением» понимается положение кривой предложения, в то время как под «объемом предложения» — количество поставщиков, предлагающих про- дукт. В этом примере предложение не изменяется, потому что погода не сказыва- ется на желании компаний изменить предложение при каждой возможной цене. Напротив, жаркая погода приводит к изменению желаний потребителей приобрести определенное число стаканчиков мороженого при каждой возможной цене и, сле- довательно, к сдвигу кривой спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены равновесия и, соответственно, возрастанию объема предложения, то есть движению вдоль кривой предложения.
В общем, сдвиг кривой предложения называется изменением предложения, а сдвиг кривой спроса называется изменением спроса. Движение вдоль фиксированной кривой предложения называется изменением объема предложения, а движение вдоль фиксированной кривой спроса — изменением объема спроса.
Пример: изменение предложения. Предположим, что в следующем году, опять- таки летом землетрясение привело к тому, что несколько фабрик мороженого прекратили работу. Как данное событие повлияет на рынок мороженого?
Рис. 4.10
ВЛИЯНИЕ ВОЗРАСТАНИЯ СПРОСА
НА РАВНОВЕСИЕ Событие, которое приводит к увеличе- нию объем спроса при каждой возмож- ной цене, приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Цена равнове- сия и равновесный объем возрастают. В нашем случае необычно жаркое лето приводит к тому, что покупатели желали бы приобре- тать больше моро- женого. Кривая спроса сдвигается из положения D1 в положение D2, что ведет к увеличению цены равновесия с $2, 00 до $ 2, 50, а равновесный объем товара возрастает с 7 до 10 стаканчиков.
|