Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса по цене и ее детерминанты






Закон спроса утверждает, что уменьшение цены товара вызывает увеличение объе-
ма спроса. Эластичность спроса по цене определяет реакцию объема спроса на
изменение цены товара. Спрос на товар называется эластичным, если при измене-
нии цены объем спроса существенно изменяется. Спрос называется неэластичным.
если при изменении цены объем спроса изменяется незначительно.

Что определяет эластичность или неэластичность спроса на товар? Так как
спрос на любой товар зависит от предпочтений потребителей, эластичность товара
по цене определяется множеством экономических, социальных и психологических
факторов, формирующих человеческие желания. Тем не менее, основываясь на
практике, мы имеем возможность назвать некоторые общие правила, определяю-
щие ценовую эластичность спроса.

Товары первой необходимости и предметы роскоши. Спрос на товары пер-
вой необходимости характеризуется низкой эластичностью спроса по цене, в тс
время как спрос на предметы роскоши — высокой эластичностью. Вряд ли боль-
ные значительно сократят количество посещений доктора, даже если цена медицин-
ских услуг постоянно растет. Напротив, рост цены на яхты ведет к значительному
уменьшению объема спроса. Причина заключается в том, что большинство индиви-
дов рассматривают посещение врача как необходимость, а владение яхтой — как
роскошь. Конечно, отнесение нами продукта к товарам первой необходимости или
предметам роскоши определяется не его внутренними качествами, а покупательски-
ми предпочтениями. Для заядлого любителя морских походов, обладающего бога-
тырским здоровьем, парусная лодка — предмет первой необходимости с неэластичным
спросом, а посещение врача — роскошь, характеризующаяся высокой эластично-
стью по цене.

Доступность близких товаров-заменителей. Товары, у которых есть близкие
заменители, отличаются более эластичным спросом, потому что потребители имеют
возможность без особых затруднений использовать один продукт вместо другого.
Например, легко взаимозаменяемы масло и маргарин. Небольшой рост цены на
масло, при неизменности стоимости маргарина, приведет к значительному уменьше-
нию объема продаж масла. Напротив, так как куриные яйца — продукт, у которого
нет близкого заменителя, спрос на яйца, вероятно, менее эластичен, чем спрос на
масло.

Определение рынка. Эластичность спроса зависит от нашего определения гра-
ниц любого рынка. Более узко определенный рынок характеризуется и более
эластичным спросом в сравнении с широко определенным рынком, на котором
гораздо проще найти товары-субституты. Например, продукты питания, как широ-
кая товарная категория, обладают практически неэластичным спросом, поскольку



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал