Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эластичность спроса по доходу
Кроме эластичности спроса по цене экономисты используют и другие виды показа- телей эластичности. Одни из самых интересных — эластичность спроса по дохо- ду, то есть зависимость объема спроса от изменения дохода потребителей. Эластичность по доходу рассчитывается как
эластичность спроса по доходу =
Как мы отмечали в гл. 4, большинство товаров относятся к категории нор- мальных товаров: увеличение дохода потребителей приводит к росту объема спроса на них. Так как объем спроса и доход изменяются в одном направлении, нормальные товары характеризуются положительной эластичностью по доходу. Некоторые товары, такие как поездки на автобусе, относятся к низшим това- рам: увеличение дохода потребителей ведет к уменьшению объема спроса на такие товары. Так как объем спроса и доход изменяются в разных направлениях, низшие товары характеризуются отрицательной эластичностью по доходу.
Эластичность по доходу различных нормальных товаров существенно различа- ется. Товары первой необходимости, такие как одежда и продукты питания, характе- ризуются низкой эластичностью по доходу, так как потребители, вне зависимости от размеров доходов, вынуждены приобретать хотя бы некоторые из них. Предметы рос- коши, такие как икра и меха, характеризуются большой эластичностью по доходу, по- тому что снижение доходов потребителей наталкивает их на мысль, что они могут обойтись и без несоразмерно дорогих товаров.
Глава S. Эластичность и ее применение
Узелок на память
ЭЛАСТИЧНОСТЬ, СОВОКУПНАЯ ВЫРУЧКА И КРИВАЯ СПРОСА
Далеко не всегда кривые спроса характеризуются по- тоянной эластичностью на всем своем протяжении. При- мер кривой спроса с переменной эластичностью — прямая на рис. 5.5. Линейная кривая спроса имеет по- гтоянный наклон. Вспомните, что наклон кривой опре- деляется как отношение изменения цены к изменению количества товара. В этом случае наклон кривой спро- : а — константа, так как каждое увеличение цены на один доллар приводит к уменьшению объема спроса на 2 еди- ницы.
Но постоянный наклон кривой спроса не означает, что константой будет являться и ее эластичность. Причина заключается в том, что наклон — это отношение измене- ния двух переменных, в то время как эластичность — сношение изменения переменных, выраженного в про- центах. Рассмотрим представленное в табл. 5.1. распи- : ание спроса, соответствующую кривую спроса на рис. 5.5 и расчеты эластичности спроса по цене. В точках низ- ких цен и высокого объема спроса, кривая спроса неэла- : тична. В точках высоких цен и небольшого объема спроса кривая спроса эластична.
| В табл. 5.1 представлена и совокупная выручка в каждой точке кривой спроса, которая иллюстрирует вза- имосвязь между совокупной выручкой и эластичностью. Когда цена равна $ 1, например, спрос неэластичен, а увеличение цены до $ 2 приводит к росту совокупной выручки. Когда цена товара равна $ 5, спрос эластичен, а рост цены до $ 6 приводит к снижению совокупной выручки. При цене от $ 3 до $ 4 эластичность спроса равна 1, а совокупная выручка одинакова при каждой цене.
О 2 4 6 8 10 12 14 Количество
ЦЕНА,
в$
| КОЛИЧЕ- СТВО
| СОВОКУПНАЯ
ВЫРУЧКА (ЦЕНА х КО- ЛИЧЕСТВО)
| ИЗМЕНЕ- НИЕ ЦЕНЫ, В %
| ИЗМЕНЕНИЕ
ОБЪЕМА СПРОСА, В %
| ЭЛАСТИЧ- НОСТЬ
| ХАРАКТЕРИСТИКА СПРОСА
|
|
|
|
|
| 0, 1
| Неэластичен
|
|
|
|
|
| 0, 3
| Неэластичен
|
|
|
|
|
| 0, 6
| Неэластичен
|
|
|
|
|
| 1, 0
| Единичная эластичность
|
|
|
|
|
| 1, 8
| Эластичен
|
|
|
|
|
| 3, 7
| Эластичен
|
|
|
|
|
| 13, 0
| Эластичен
|
|
|
|
|
|
|
| Рис. 5.5
ЛИНЕЙНАЯ КРИВАЯ СПРОСА Наклон кривой — константа, а элас- тичность спроса — нет.
Таблица 5.1
РАСЧЕТ
ЭЛАСТИЧНОСТИ ЛИНЕЙНОЙ КРИВОЙ СПРОСА Примечание: элас- тичность рассчита- на по методу сред- ней точки.
Эластичность предложения
Рассматривая факторы, определяющие предложение (гл. 4), мы отметили, что объем предложения увеличивается в тех случаях, когда растет цена товара, сни- жаются цены на ресурсы или улучшается технология. Чтобы перейти от каче- ственного к количественному анализу предложения, мы воспользуемся концепцией эластичности.
Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок
|