Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эластичность спроса по доходу






Кроме эластичности спроса по цене экономисты используют и другие виды показа-
телей эластичности. Одни из самых интересных — эластичность спроса по дохо-
ду, то есть зависимость объема спроса от изменения дохода потребителей.
Эластичность по доходу рассчитывается как

эластичность спроса по доходу =

Как мы отмечали в гл. 4, большинство товаров относятся к категории нор-
мальных товаров:
увеличение дохода потребителей приводит к росту объема
спроса на них. Так как объем спроса и доход изменяются в одном направлении,
нормальные товары характеризуются положительной эластичностью по доходу.
Некоторые товары, такие как поездки на автобусе, относятся к низшим това-
рам:
увеличение дохода потребителей ведет к уменьшению объема спроса на такие
товары. Так как объем спроса и доход изменяются в разных направлениях, низшие
товары характеризуются отрицательной эластичностью по доходу.

Эластичность по доходу различных нормальных товаров существенно различа-
ется. Товары первой необходимости, такие как одежда и продукты питания, характе-
ризуются низкой эластичностью по доходу, так как потребители, вне зависимости от
размеров доходов, вынуждены приобретать хотя бы некоторые из них. Предметы рос-
коши, такие как икра и меха, характеризуются большой эластичностью по доходу, по-
тому что снижение доходов потребителей наталкивает их на мысль, что они могут
обойтись и без несоразмерно дорогих товаров.


Глава S. Эластичность и ее применение



 


Узелок на память

ЭЛАСТИЧНОСТЬ, СОВОКУПНАЯ ВЫРУЧКА
И КРИВАЯ СПРОСА

Далеко не всегда кривые спроса характеризуются по-
тоянной эластичностью на всем своем протяжении. При-
мер кривой спроса с переменной эластичностью —
прямая на рис. 5.5. Линейная кривая спроса имеет по-
гтоянный наклон. Вспомните, что наклон кривой опре-
деляется как отношение изменения цены к изменению
количества товара. В этом случае наклон кривой спро-
: а — константа, так как каждое увеличение цены на один
доллар приводит к уменьшению объема спроса на 2 еди-
ницы.

Но постоянный наклон кривой спроса не означает, что
константой будет являться и ее эластичность. Причина
заключается в том, что наклон — это отношение измене-
ния
двух переменных, в то время как эластичность —
сношение изменения переменных, выраженного в про-
центах.
Рассмотрим представленное в табл. 5.1. распи-
: ание спроса, соответствующую кривую спроса на рис.
5.5 и расчеты эластичности спроса по цене. В точках низ-
ких цен и высокого объема спроса, кривая спроса неэла-
: тична. В точках высоких цен и небольшого объема спроса
кривая спроса эластична.


 


Цена

Эластичность больше 1

Эластичность меньше 1

В табл. 5.1 представлена и совокупная выручка в
каждой точке кривой спроса, которая иллюстрирует вза-
имосвязь между совокупной выручкой и эластичностью.
Когда цена равна $ 1, например, спрос неэластичен, а
увеличение цены до $ 2 приводит к росту совокупной
выручки. Когда цена товара равна $ 5, спрос эластичен,
а рост цены до $ 6 приводит к снижению совокупной
выручки. При цене от $ 3 до $ 4 эластичность спроса
равна 1, а совокупная выручка одинакова при каждой
цене.


О 2 4 6 8 10 12 14 Количество


ЦЕНА, в$ КОЛИЧЕ- СТВО СОВОКУПНАЯ ВЫРУЧКА (ЦЕНА х КО- ЛИЧЕСТВО) ИЗМЕНЕ- НИЕ ЦЕНЫ, В % ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА СПРОСА, В % ЭЛАСТИЧ- НОСТЬ ХАРАКТЕРИСТИКА СПРОСА
          0, 1 Неэластичен
          0, 3 Неэластичен
          0, 6 Неэластичен
          1, 0 Единичная эластичность
          1, 8 Эластичен
          3, 7 Эластичен
          13, 0 Эластичен
             

Рис. 5.5

ЛИНЕЙНАЯ
КРИВАЯ СПРОСА
Наклон кривой —
константа, а элас-
тичность спроса —
нет.

Таблица 5.1

РАСЧЕТ

ЭЛАСТИЧНОСТИ
ЛИНЕЙНОЙ
КРИВОЙ СПРОСА
Примечание: элас-
тичность рассчита-
на по методу сред-
ней точки.


Эластичность предложения

Рассматривая факторы, определяющие предложение (гл. 4), мы отметили, что
объем предложения увеличивается в тех случаях, когда растет цена товара, сни-
жаются цены на ресурсы или улучшается технология. Чтобы перейти от каче-
ственного к количественному анализу предложения, мы воспользуемся концепцией
эластичности.



Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок


 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал