Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совокупная выручка и ценовая эластичность спроса






Анализируя изменения рыночного спроса или предложения, нам необходимо рассмот-
реть воздействие такой переменной, как совокупная выручка, — денежной суммы,
уплаченной покупателями и полученной продавцами товара. На любом рынке сово-
купная выручка равна PxQ: цене товара, умноженной на количество проданного
товара. Графически совокупная выручка (рис. 5.2) представлена прямоугольником
под кривой спроса, высота которого равна P, а длина — Q. Площадь прямоугольни-
ка, рассчитываемая как PxQ, равна совокупной выручке, полученной на этом рыв-
ке. Если Р = $4, аО = 100, совокупная выручка равна $ 4 х100, или $ 400.

Как изменяется совокупная выручка при движении вдоль кривой спроса? От-
вет зависит от эластичности спроса по цене. Если спрос неэластичен (см. рис. 5.3).
увеличение цены приведет к увеличению совокупной выручки. Увеличение цены с
$ 1 до $ 3 приводит к уменьшению объема спроса со 100 до 80 единиц, а совокуп-
ная выручка возрастает со $ 100 до $ 240. Рост цены ведет к возрастанию произ-
ведения P и Q, поскольку уменьшение Q относительно меньше, чем увеличениеP.

Если спрос эластичен, мы получаем противоположный результат: увеличение
цены приводит к уменьшению совокупной выручки. Например, если цена на товар
выросла с $ 4 до $ 5, объем спроса уменьшается с 50 до 20 единиц, а совокупная
выручка сокращается с $ 200 до $ 100. Так как спрос эластичен, уменьшение объе-
ма спроса настолько велико, что перекрывает увеличение цены. То есть увеличение
цены ведет к уменьшению произведения PhQ, потому что уменьшение Q относи-
тельно больше, чем увеличение P.

Хотя примеры, приведенные на рис. 5.3 и 5.4, являются скорее крайними случа-
ями, они иллюстрируют общее правило:

• Когда эластичность спроса по цене меньше 1, увеличение цены приводит к росту
совокупной выручки, а уменьшение цены приводит к сокращению совокупной
выручки

• Когда ценовая эластичность спроса больше 1, увеличение цены приводит к сокра-
щению совокупной выручки, а уменьшение цены — к возрастанию совокупно!
выручки

• В особых случаях, когда ценовая эластичность спроса равна 1, изменение цены
не влияет на совокупную выручку.



Цена

Количество

Рис. 5.2

СОВОКУПНАЯ
ВЫРУЧКА
Общая сумма,
уплаченная
покупателями
и полученная
в качестве дохода
продавцами, равна
площади прямоуголь-
ника под кривой
спроса, PxQ.
В нашем случае при
цене товара $ 4 объем
спроса равен 100,
а совокупная
выручка — $ 400.


Глава 5. Эластичность и ее применение



 


Цена

$1


Цена

$3


 



100 Количество



80 Количество


Рис. 5.3

ИЗМЕНЕНИЕ СОВОКУПНОЙ ВЫРУЧКИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕНЫ: НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС
При неэластичной кривой спроса увеличение цены приводит к уменьшению объема спроса, относительно
меньшему, чем увеличение цены. Следовательно, совокупная выручка (результирующая цены и количества
товара) увеличивается. В нашем случае увеличение цены с $ 1 до $ 3 приводит к уменьшению объема спроса
со 100 до 80 единиц, а совокупная выручка возрастает со $ 100 до $ 240.


Цена

$4


Цена

$5


 




Количество




Количество


Рис. 5.4

ИЗМЕНЕНИЕ СОВОКУПНОЙ ВЫРУЧКИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕНЫ: ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС

Увеличение цены на эластичной кривой спроса приводит к уменьшению объема спроса, относительно большему,

чем изменение цены. Следовательно, совокупная выручка (результирующая цены и количества товара)

уменьшается. В нашем случае увеличение цены с $ 4 до $ 5 приводит к уменьшению объема спроса с 50

до 20 единиц, а общий доход сокращается с $200 до $ 100.



Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал