Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - это действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания умеренных темпов экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности цен и внешнеэкономического равновесия. Макроэкономическая политика государства нацелена на обеспечение двойного равновесия – внутреннего (определяемого, как правило, как обеспечение совокупного выпуска на уровне полной занятости ресурсов, т.е. на уровне потенциального ВВП) и внешнего (понимаемого как обеспечение равновесия платежного баланса). Макроэкономическая политика государства рассчитана на долговременную и краткосрочную перспективу. Отсюда выделяют стратегическую и корректирующую макроэкономическую политику. Стратегическая политика предусматривает достижение долговременных экономических целей: поддержание высоких темпов экономического роста и низкой инфляции, структурная перестройка экономики, экспансия на внешние рынки, обеспечение полной занятости и социальной стабильности и др. Вместе с тем, для достижения долгосрочных целей государство должно постоянно корректировать несовершенства рынка, т.е. проводить корректирующую политику. Такая корректировка рыночных механизмов носит, как правило, кратковременный характер и нацелена на стабилизационный результат Для достижения макроэкономических целей государство применяет определенные инструменты1, основными из которых являются бюджетно-налоговая (фискальная) и денежно- кредитная (монетарная) политика. Изменяя тот или иной вид политики, государство может влиять на внутреннее и внешнее макроэкономическое равновесие. Фискальная политика - это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики - влияния на чистый экспорт товаров и услуг. К важнейшим задачам фискальной политики относятся: усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне. Инструмент политики - это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. Под монетарной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Основными целями ' монетарной политики являются: устойчивые темпы роста национального производства; стабильные цены; высокий уровень занятости населения; равновесие платежного баланса. Осуществляет монетарную политику Национальный (Центральный) банк страны. Эффективность монетарной политики зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами монетарной политики являются: изменение учетной ставки; изменение нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке ценных бумаг. Основное различие в воздействии фискальной и монетарной политики на макроэкономическое равновесие состоит в разном влиянии их на ставку процента, валютный курс и платежный баланс. Последний в открытой экономике является главным объектом макроэкономического регулирования. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты и притоку капитала в страну. Пассивный - порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты и оттоку капитала из страны. Потоки капитала, в свою очередь, оказывают влияние на валютные курсы, а соответственно, на внутренний спрос, экспорт и инвестиции. Именно поэтому в современных правительственных программах цели государственного регулирования экономики формируются в виде многоугольников. Рассмотрим фискальную и монетарную политику при режимах фиксированного и плавающего валютного курса (вопросы 9.2 и 9.3). 57.Макроэкономическое равновесие при фиксированном валютном курсе. Рассмотрим воздействие на макроэкономическое равновесие стимулирующей фискальной и монетарной политики при фиксированных валютных курсах. Фискальная политика. На рис. 9.1 исходное равновесие находится на пересечении кривых IS0 и LM0 в точке А. Горизонтальная линия BP= 0 означает внешнее равновесие, свидетельствующее о том, что платежный баланс находится в равновесии (равен нулю). При совершенной мобильности капитала внутренняя и внешняя (иностранная) ставки процента должны быть равны (r = r*), иначе будут происходить чистые оттоки капитала. Поэтому любая точка, не находящаяся на кривой ВР = 0 не может соответствовать ситуации, когда платежный баланс находится в равновесии, поскольку r не равна r*. Рост государственных расходов, финансируемый путем займов, сдвинет кривую IS от IS0 до IS 1, так как совокупный спрос во внутренней экономике увеличится в результате большего бюджетного дефицита. Ставка процента растет как результат более высокого дохода, и экономика двинется в точку В. Внутренняя ставка процента поднимется до r1. Это повлечет приток капитала, поскольку r1 больше, чем r*. Спрос на национальную валюту (например, белорусские рубли) повысятся, поскольку иностранцы постараются купить больше белорусских финансовых активов. При данном валютном курсе Национальный банк должен обеспечить дополнительное количество белорусских рублей и покупать иностранную валюту. Воздействие состоит в том, чтобы увеличить предложение белорусских денег и снизить ставку процента. На рис. 9.1 это показано в виде сдвига кривой LM от LM0 до LM1. Экономика будет снова в равновесии в точке С. Что же определяет величину притока капитала и рост дохода от Y0 до Y 1? Приток капитала будет продолжаться до тех пор, пока внутренняя ставка процента будет выше, чем r*. Но приток капитала сам по себе оказывает понижающее воздействие на ставку процента, так как он увеличивает предложение белорусских денег. Когда ставка процента снова равна r*, приток капитала прекращается. Поскольку финансовые активы являются совершенными субститутами во всем мире, инвесторы будут согласны хранить свой капитал в Республике Беларусь, ибо они получат ту же самую ставку процента, которую могли бы получать в любой другой стране мира. Инвесторы не будут изымать свой капитал, когда белорусская ставка процента снова упадет до r*. Чистый эффект состоит в том, что доход увеличивается до Y1при не изменившейся ставке процента. Фискальная экспансия в этом случае означает и монетарную экспансию. В терминах платежного баланса будет иметь место торговый дефицит и излишек счета движения капитала. Но так как равновесие снова находится на линии BP= 0, платежный баланс будет снова сбалансирован. Фискальная политика является достаточно эффективной в открытой экономике с фиксированными валютными курсами. Монетарная политика. Рост предложения денег сдвигает кривую LM от LM0 до LM1 в результате чего снижается ставка процента (точка В на рис. 9.2). Это ведет к оттоку капитала, поскольку внутренняя ставка процента теперь ниже, чем мировая ставка процента. Национальный банк должен покупать белорусские рубли и сокращать свои резервы иностранной валюты, чтобы поддержать фиксированный валютный курс. Предложение денег изменится, так как белорусские рубли, купленные Национальным банком больше не будут находиться в обращении во внутренней экономике. Кривая LM1 сдвинется обратно до LM0. Заметим, что поскольку предложение денег эндогенно, Национальный банк не может изменить предложение денег независимо от других стран при режиме фиксированного валютного курса. Увеличения выпуска денег не происходит, поскольку нет увеличения реального совокупного спроса. Фактический рост предложения белорусских рублей компенсируется оттоком капитала (потерей резервов), что увеличивает предложение денег и, как следствие, темп инфляции в других странах. При фиксированных валютных курсах, таким образом, происходит экспорт инфляции. Страны с фиксированными валютными курсами теряют монетарную независимость. Монетарная политика является совершенно неэффективной в открытой экономике с фиксированными обменными курсами.
|