![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель макроэкономического равновесия в открытой экономике
Модель IS-LM-BP - это модель, показывающая, как достигается одновременно внутреннее и внешнее равновесие. Графически эта модель строится в системе координат, где на оси абсцисс откладывается уровень национального дохода, а на оси ординат - процентная ставка. Оптимальное соотношение между этими величинами обеспечивает одновременно равновесие на трех рынках: товарном (IS), денежном ( LM ) и внешнем (BP) В модели присутствуют три кривые, каждая из которых отображает равновесие соответствующего вида рынка (рис. 9.6). Кривая IS в модели открытой экономики показывает равновесие на товарном рынке, учитывает состояние экспорта и импорта страны. Кривая LM в модели открытой экономики показывает ситуацию равенства спроса на деньги (L) и их предложения (M) при различных комбинациях уровня дохода (Y) и процентной ставки (r). Подобный анализ помогает Национальному (Центральному) банку регулировать денежную массу в соответствии с достигнутым уровнем национального дохода и желаемой величиной процентных ставок. Кривая BP в модели открытой экономики показывает различные комбинации уровня дохода и процентной ставки, при которых платежный баланс находится в равновесии, когда чистый экспорт страны уравновешивает счет капитальных активов платежного баланса. Принцип использования кривых IS, LM и BP такой же, как и при анализе макроэкономического регулирования в условиях фиксированного валютного курса (см. вопрос 9.2). Однако если при фиксированном валютном курсе восстановление равновесия посредством фискальной и монетарной экспансии достигалось при активном поддержании валютного курса со стороны Национального (Центрального) банка, то в модели 1S-LM-BP в качестве фактора восстановления внутреннего и внешнего равновесия выступает изменение самого валютного курса.
Аналогичным образом можно рассматривать противоположную ситуацию, когда при данном уровне дохода Y3 и соответствующей ему процентной ставке r3 расположенная над кривой BPточка С показывает зарождающееся положительное сальдо платежного баланса, следовательно, удорожание национальной валюты, что смещает кривую BP вверх в положение ВР2. Модель IS-LM-BP отображает двухэтапный процесс продвижения к обеспечению внутреннего и внешнего равновесия. На первом этапе используются рычаги экономической коррекции государства и Национального (Центрального) банка, а на втором - механизмы самоорганизации рыночной системы. Модель IS-LM-BP позволяет: показать, как каждый рычаг повлияет на состояние реального сектора, денежного рынка и платежного баланса; конкретно определить величины дохода, процента и валютного курса, соответствующих новому состоянию взаимного экономического равновесия; выявить эффективность направлений экономической политики при различных валютных режимах. 60. Эконом. интеграция – процесс эконом. взаимодейст-я стран, приводящий к сближению хоз. механизмов, принимающ. форму межгос. соглаш-й и соглас-но регулируем. Нац. или межгос. органами. Позитивн. последствия интеграции для нац. хоз-в: расшир-е масштабов рынка, кот. повыш. скорость оборота кап-ла благодаря эффекту увел-я предлож-я, что имеет особенно больш. знач-е для малых и средн. стран, нац. рынок кот. ограничен; развитие производствен. и непроизводствен. инфраструктуры стран-участниц, кот. снижает накладные расходы; увел-е миграционного оборота между странами, позволяющего урегулировать многие соц-экон.проблемы; ускорение темпов информационно-технологич. обмена, содействующего снижению себест-ти, повыш-ю кач-ва и конкурентоспос-сти экспортной продукции; возрастание авторитета и престижа члена интеграционного блока, что обеспечивает ему лучш. позиции в ходе разл. рода торгово-экон. переговоров. Негативн. последствия интеграции для нац. хоз-в: отток рес-ов из стран с более слабой эк-кой в пользу сильнейших партнеров – это может привести к появл-ю «застойных, отсталых зон» внутри группировки; возрастание роли ТНК и нац. монополий как рез-т слияний и заключения негласных картельных соглаш-й между компаниями, кот. ограничивают «здоровую» рын. конкуренцию; знач. издержки, связанных с функц-ем бюрократических институтов интеграционного блока, о чем свидетельствует опыт ЕС.В работах отечеств. и зарубеж. экономистов указы-ся, что совокупн. оценка полож. и отриц. моментов участия той или иной страны в интеграционных группир-ах достаточно сложна и неоднозначна. Однако вполне понятно, что больш. эконом. эффект от интеграции приобретают гос-ва с малым внутрен. рынком, бедными рес-ми и невыс. пбсолютн. долей в мир. ВВП. Выд. след. формы экономической интеграции: Преференциальная зона (объед-т все страны, во взаимной торговле кот. снижены или отменены таможен. пошлины на ввозим. товары), Зона свобод. торговли (означ. отмену торгов. огранич-й между странами-участницами (таможен. тарифов и количеств. огран-й)), Таможен. союз (межгос. формир-е, в рамках кот. действует соглаш-е об установлении общего внешн. тарифа, отмене огран-й на торговлю для членов союза и провед-и единой внешнеторг. политики в отнош-и третьих стран), Общий рынок (к 3-й форме добавляется свободн. Перемещен. капитала и труда, а также соглас-е между странами-участницами общ эконом. политики), Эконом. союз (межгос. соглаш-е между странами, разреш. свобод. обращение капитала, рабоч. силы, тов-ов и услуг, а также предполагающ. гармонизацию и унификацию соц., фискальн. и монетарн. политики), эконом. и валютн. союз: Характер-ся след. призн-ми: отмена таможен. пошлин в торговле между странами союза, форма коллективн. протекционизма от третьих стран, наличие соглаш-й о свободе передвиж-я др. фак-ов произ-ва, то есть капитала и раб. силы Нал-е соглаш-й о гармонизации фискальн. и монетарн. Пол-ки, нал-е наднац. органов управл-я и провед-е един. макроэкон. политики.
|