Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель макроэкономического равновесия в открытой экономике
Модель IS-LM-BP - это модель, показывающая, как достигается одновременно внутреннее и внешнее равновесие. Графически эта модель строится в системе координат, где на оси абсцисс откладывается уровень национального дохода, а на оси ординат - процентная ставка. Оптимальное соотношение между этими величинами обеспечивает одновременно равновесие на трех рынках: товарном (IS), денежном ( LM ) и внешнем (BP) В модели присутствуют три кривые, каждая из которых отображает равновесие соответствующего вида рынка (рис. 9.6). Кривая IS в модели открытой экономики показывает равновесие на товарном рынке, учитывает состояние экспорта и импорта страны. Кривая LM в модели открытой экономики показывает ситуацию равенства спроса на деньги (L) и их предложения (M) при различных комбинациях уровня дохода (Y) и процентной ставки (r). Подобный анализ помогает Национальному (Центральному) банку регулировать денежную массу в соответствии с достигнутым уровнем национального дохода и желаемой величиной процентных ставок. Кривая BP в модели открытой экономики показывает различные комбинации уровня дохода и процентной ставки, при которых платежный баланс находится в равновесии, когда чистый экспорт страны уравновешивает счет капитальных активов платежного баланса. Принцип использования кривых IS, LM и BP такой же, как и при анализе макроэкономического регулирования в условиях фиксированного валютного курса (см. вопрос 9.2). Однако если при фиксированном валютном курсе восстановление равновесия посредством фискальной и монетарной экспансии достигалось при активном поддержании валютного курса со стороны Национального (Центрального) банка, то в модели 1S-LM-BP в качестве фактора восстановления внутреннего и внешнего равновесия выступает изменение самого валютного курса. Предположим, что по каким-то причинам нарушается внешнее равновесие (рис. 9.6). Это нарушение обозначено точкой В, расположенной ниже кривой платежного баланса BP, что указывает на его дефицит. Но поскольку обменный курс плавающий, как только экономика начинает испытывать давление этого дефицита, национальная валюта тут же обесценивается. Точка В соответствует новому уровню национального дохода У2 и новой процентной ставке r2. Точку В называют точкой зарождения дефицита, который рассматривается как сигнал к обесценению валюты, которое показано смещением кривой BPв положение BP2 Аналогичным образом можно рассматривать противоположную ситуацию, когда при данном уровне дохода Y3 и соответствующей ему процентной ставке r3 расположенная над кривой BPточка С показывает зарождающееся положительное сальдо платежного баланса, следовательно, удорожание национальной валюты, что смещает кривую BP вверх в положение ВР2. Модель IS-LM-BP отображает двухэтапный процесс продвижения к обеспечению внутреннего и внешнего равновесия. На первом этапе используются рычаги экономической коррекции государства и Национального (Центрального) банка, а на втором - механизмы самоорганизации рыночной системы. Модель IS-LM-BP позволяет: показать, как каждый рычаг повлияет на состояние реального сектора, денежного рынка и платежного баланса; конкретно определить величины дохода, процента и валютного курса, соответствующих новому состоянию взаимного экономического равновесия; выявить эффективность направлений экономической политики при различных валютных режимах. 60. Эконом. интеграция – процесс эконом. взаимодейст-я стран, приводящий к сближению хоз. механизмов, принимающ. форму межгос. соглаш-й и соглас-но регулируем. Нац. или межгос. органами. Позитивн. последствия интеграции для нац. хоз-в: расшир-е масштабов рынка, кот. повыш. скорость оборота кап-ла благодаря эффекту увел-я предлож-я, что имеет особенно больш. знач-е для малых и средн. стран, нац. рынок кот. ограничен; развитие производствен. и непроизводствен. инфраструктуры стран-участниц, кот. снижает накладные расходы; увел-е миграционного оборота между странами, позволяющего урегулировать многие соц-экон.проблемы; ускорение темпов информационно-технологич. обмена, содействующего снижению себест-ти, повыш-ю кач-ва и конкурентоспос-сти экспортной продукции; возрастание авторитета и престижа члена интеграционного блока, что обеспечивает ему лучш. позиции в ходе разл. рода торгово-экон. переговоров. Негативн. последствия интеграции для нац. хоз-в: отток рес-ов из стран с более слабой эк-кой в пользу сильнейших партнеров – это может привести к появл-ю «застойных, отсталых зон» внутри группировки; возрастание роли ТНК и нац. монополий как рез-т слияний и заключения негласных картельных соглаш-й между компаниями, кот. ограничивают «здоровую» рын. конкуренцию; знач. издержки, связанных с функц-ем бюрократических институтов интеграционного блока, о чем свидетельствует опыт ЕС.В работах отечеств. и зарубеж. экономистов указы-ся, что совокупн. оценка полож. и отриц. моментов участия той или иной страны в интеграционных группир-ах достаточно сложна и неоднозначна. Однако вполне понятно, что больш. эконом. эффект от интеграции приобретают гос-ва с малым внутрен. рынком, бедными рес-ми и невыс. пбсолютн. долей в мир. ВВП. Выд. след. формы экономической интеграции: Преференциальная зона (объед-т все страны, во взаимной торговле кот. снижены или отменены таможен. пошлины на ввозим. товары), Зона свобод. торговли (означ. отмену торгов. огранич-й между странами-участницами (таможен. тарифов и количеств. огран-й)), Таможен. союз (межгос. формир-е, в рамках кот. действует соглаш-е об установлении общего внешн. тарифа, отмене огран-й на торговлю для членов союза и провед-и единой внешнеторг. политики в отнош-и третьих стран), Общий рынок (к 3-й форме добавляется свободн. Перемещен. капитала и труда, а также соглас-е между странами-участницами общ эконом. политики), Эконом. союз (межгос. соглаш-е между странами, разреш. свобод. обращение капитала, рабоч. силы, тов-ов и услуг, а также предполагающ. гармонизацию и унификацию соц., фискальн. и монетарн. политики), эконом. и валютн. союз: Характер-ся след. призн-ми: отмена таможен. пошлин в торговле между странами союза, форма коллективн. протекционизма от третьих стран, наличие соглаш-й о свободе передвиж-я др. фак-ов произ-ва, то есть капитала и раб. силы Нал-е соглаш-й о гармонизации фискальн. и монетарн. Пол-ки, нал-е наднац. органов управл-я и провед-е един. макроэкон. политики.
|