К единым ценам
Анна Мэтьюз
В открытом море разгорелась битва — на тлась ценовая война. В бозе по- чр л картель судоходных компаний. Te- nt > ь они «вставляют» друг другу «пллки в винты», сбивая цены на ком- Mt)ческих линиях. Цены «наконец-то, н чинают отражать спрос и предло- жение», — считает Бад Лалонд, быв- ший профессор университета штата Огайо, специалист по транспортным перевозкам.
В XIX в., еще во времена Британ- ской империи ведущие судоходные ком- пании принимали участие в так на- зываемых конференциях по ценам, на которых они утверждали согласован- ные прейскуранты. Сегодня такие кон- ференции созываются не реже двух раз в неделю. Ответственные представи- тели более чем дюжины судоходных компаний, в том числе таких гигантов,
как Sea-Land Service, Inc., корпора- ции CSX или базирующейся в Токио компании Nippon Yusen Kaisha Line, устанавливают цены на перевозку ты- сяч различных категорий потребитель- ских товаров. Данная практика не про- тиворечит закону, так как в США разрешено заключение ценовых согла- шений океанскими судоходными компа- ниями. Хотя и не столь могуществен- ные, какими они были прежде, картели контролируют 60 % мировых океанских контейнерных грузовых перевозок.
Но индустрия коммерческого судо- ходства находится перед лицом потен- циальной катастрофы: перепроизводст- во судов ведет к разрушению картелей. В период бума грузовых перевозок не- сколько лет назад заказы ведущих ком- паний стимулировали оживление судо- строения и в течение ближайших трех лет на линии выйдут 653 новых кораб- ля...
«Мы имеем дело с классическим случаем " эффекта лемминга", — ут- верждает Джеймс Уинчестер, аналитик компании Lazard Freres & Company. — Все судоходные компании прыгнули в один золотой обруч, а теперь посыпа- лись вниз». Устойчивость картеля была подорвана группой ренегатов — само- стоятельно устанавливающими цены ази- атскими компаниями. Повышая каче- ство услуг и предлагая низкие цены, они «перебегают дорогу» картелям, вынуж- дая некоторых участников конференций «ломать единый строй» и снижать цены.
«Небольшой инцидент с ценами, и '..- бах — все трещит по швам», — гсэ. рит Теодор Принс, старший вице-пг^- зидент по обработке грузов компакн «К» Line America, непременного учк тника ценовых конференций.
Большинство розничных торговца в США обратили внимание на пере™*- ны. Для них транспортные расходы:; ■ ставляют от 5 до 10 % совокупных»:..- держек.... Значительно выграл, к пт> меру, электронный концерн Етегна Electric, затраты которого на отпр^? ку и получение товаров морем coctl*- ляют около S 10 млн. Именно сниже- ние цен внесет «основной вклад» в у:.- лия по сокращению издержек, заяЕ».; Роберт Уайт, менеджер транспорта: - отдела концерна.
Но судоходным компаниям — при- ставляющим отрасль с годовым обсо: - том в $ 80 млрд — не до смеха. Х: ~ большинство компаний сообщают о при- былях, им приходится прилагать зне-: > тельные усилия, чтобы как-то справить!; с излишком «производственных могдз: - стей». «Тихоокеанское соглашение о ~? билизации» — союз 15 ведущих cyz: ходных компаний — к примеру, объяг •_- о планах отправлять в море частично: -т- дозагруженные суда, для того чтобы сг: - собствовать повышению цен. Подобкъ.- попытки делались и прежде, однако: «:: эффект признан весьма ограниченные
Источник: «The Wall Street Journc October 29, 1996, p. A2.
предпочитает наращивать вооружения, так как мощный арсенал позволяет в лия—г на происходящие в мире события. Но при всем том каждое государство желае- жить в мире, свободном от опасности, исходящей от потенциального противника
На рис. 16.4 представлены различные результаты смертельно опасной игрк Если Советский Союз выбирает гонку вооружений, США считают необходимьг» принять вызов и не допустить превосходства соперника. Если СССР принимае- решение о сокращении численности армии, наращивание вооружений Соединенные Штатами позволяет им добиться абсолютного превосходства. Доминирующая стра- тегия для каждой страны — участие в гонке вооружений. Таким образом, каждс>; государство принимает решение продолжить наращивание военной мощи — не- удовлетворительный результат для обеих сторон, так как степень риска для обоих участников гонки постоянно повышается.
В эпоху «холодной войны» США и Советский Союз пытались решать пробле- му гонки вооружений путем переговоров и соглашений по контролю над вооруже- ниями. Проблемы, с которыми сталкивались две страны, напоминают те, с кот: - рыми сталкиваются олигополисты в попытках сохранить картель. Так же ка- олигополисты дискутируют об уровнях производства, Соединенные Штаты z СССР вели переговоры об объемах вооружений. И в точности так же как карте.-; сталкиваются с проблемой обеспечения соблюдения соглашения об уровне произ-
'лава 16. Олигополия
|