Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. Ответ на первый вопроснужно начать с небольшого рассказа о том, какие группы в высшем руководстве страны были представлены к моменту смерти Сталина
Ответ на первый вопрос нужно начать с небольшого рассказа о том, какие группы в высшем руководстве страны были представлены к моменту смерти Сталина, и какая из них получила ключевые посты. Далее следует объяснить необходимость всестороннего реформирования советского общества после смерти Сталина. Сравнивая подходы Г.М.Маленкова, Л.П.Берия и Н.С.Хрущева к реформированию советской экономической и политической системы, отмечая черты сходства и различия их планов, следует кратко остановиться на их политических биографиях. Объясните причины напряженной борьбы за власть после смерти Сталина и раскройте основные этапы этой борьбы в 1953-1958 гг. В заключении объясните, почему борьба за власть завершилась закреплением полновластия Хрущева. В ответе на второй вопрос объясните сущность понятия «оттепель». Почему период с 1954 по 1964 гг. историки называют десятилетием «оттепели»? Следует показать роль XX съезда КПСС как отправной точки реформирования общества, и оценить деятельность Н.С.Хрущева в развенчании культа личности Сталина. Далее, оценивая кампанию критики Сталина, развернувшуюся после XX съезда КПСС, следует отметить, почему в этой критике существовали пределы и кем они были определены. Почему процесс десталинизации был половинчатым. Раскрывая суть реформ, рекомендуется рассматривать их не с хронологической точки зрения, а распределив по основным направлениям жизни общества. Следует отдельно остановиться на реформах в социально-экономической области, внутренней и внешней политики, духовной сферы. Подчеркивая конкретные данные, свидетельствующие о больших успехах отечественной науки и техники важно заметить, что главным источником этих достижений был трудовой героизм советских людей. В заключение необходимо подвести итоги реформ, раскрыть их противоречивость и ограниченность, показать отношение общества к преобразованиям. Ответ на третий вопрос следует начать с рассмотрения состояния международного положения СССР к моменту смерти Сталина, и анализа возможных альтернатив развития внешней политики нового советского руководства. Далее следует отметить изменения в теоретических основах советской внешней политики в 50-е годы, и показать (на конкретных примерах) изменение международного климата в этот период. Необходимо раскрыть сущность политики мирного сосуществования государств с различным общественным строем; обратить внимание на новый характер отношений между СССР и странами социализма, а также с развивающимися странами. В заключение необходимо дать общую оценку советской внешней политики постсталинского десятилетия. ТЕМА 14 СССР в середине 1960-х - первой половине! 980-х годов. 1. Внутренняя политика партийно-государственного руководства во главе с Л.И.Брежневым. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества. 2. Характеристика социально-экономического развития СССР середины 60-х -середины 80-х гг. Изменения в социальной структуре Советского общества в 60-80-е гг. и их влияние на состояние общества. 3. Диссидентское и правозащитное движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. А.Сахаров. Дополнительная литература Брежнев Л.И.: Материалы к биографии. // Сост. Аксютин Ю.В. - М.: 1991. Брежнев Л.И. Крушение «оттепели». - В кн.: Бурлацкий Ф. Новое мышление. - М.: Политиздат, 1989, с. 299 - 324. Разуваева Н.Н. Противоречия и трудности социально-экономического развития СССР в 1961 - 1985 гг. В кн.: Страницы истории советского общества. -М.: 1989. Боффа Д. История Советского Союза. Т.2. -М.: 1990.
|