Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Ответ на первый вопросследует начать с анализа причин отхода от политики военного коммунизма и перехода к новой экономической политике






Ответ на первый вопрос следует начать с анализа причин отхода от политики военного коммунизма и перехода к новой экономической политике. Раскрывая сущность НЭПа, необходимо охарактеризовать содержание мероприятий НЭПа в экономике, внутренней и внешней политике, культуре. При этом следует подчеркнуть, что допускалась многоукладность в экономике и отход от жестких мер «военного коммунизма». Но партия большевиков сохранила за собой ключевые позиции и идеологический контроль. Показывая отношение к НЭПу в советском обществе, необходимо уделить внимание неоднозначному отношению к данной политике в самой партии. В заключение следует остановиться на итогах НЭПа. Важно охарактеризовать не только позитивные результаты, но и показать противоречия новой политики в экономике, особенно в кризисах хлебозаготовок. Объясняя причины отхода от НЭПа, рекомендуется учитывать внутрипартийную борьбу в ВКП(б).

Ответ на второй вопрос следует начать с объяснения предпосылок образования СССР (исторических, политических, внешнеполитических). Далее следует раскрыть два плана образования СССР: план «автономизации» Сталина и план союзного договора Ленина.


Необходимо сравнить основы двух планов, и отметить, чей план победил. Уточняя, когда был создан Советский Союз, раскройте сущность Декларации и Договора об образовании СССР. При этом отметьте, что в Договоре, хотя и сохранялось право свободного выхода из состава Союза, но механизм этого права не описывался. Охарактеризуйте принятую в 1924 г. первую Конституцию СССР. Раскройте принципы построения СССР. В заключение, отмечая значение образования СССР, следует отметить, что суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Подчеркните, что к концу 1930-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Ответ на третий вопрос следует начать с того, что за годы гражданской войны произошло укрепление РКП(б), слияние ее функций с функциями госаппарата. Объясняя, какие функции выполняли Политбюро, Оргбюро, Секретариат, дайте краткую политическую характеристику членам руководства партией. При этом обратите внимание на политическое завещание Ленина «Письмо к съезду», и напомните, о чем предупреждал Ленин. Далее, раскройте причины и основные этапы внутрипартийной борьбы в верхах большевистской партии в 1920-е годы. В заключение, подводя итоги, объясните причины победы Сталина.

ТЕМА 10 Сталинская модернизация России (1928-1940 гг.)

1. Форсированная индустриализация в СССР. Результаты и социальные последствия индустриального рывка 30-х гг.

2. Насильственная коллективизация в СССР и ее последствия. Кризис сталинской аграрной политики.

3. Формирование тоталитарной системы в СССР к середине 30-х гг. Массовый террор в СССР (1934-1938 гг.). Политические процессы 30-х гг., их последствия для страны.

Дополнительная литература

Борисов Ю.С. Эти трудные 20-е - 30-е годы. Страницы истории советского общества: Факты. Проблемы. Люди. - М.: Политиздат, 1989. - С. 121-156.

Лельчук В., Ильин А., Кошелева Л. Индустриализация СССР: стратегия и практика. - В кн.: Урок дает история. - М.: Политиздат, 1989. - С. 183-232.

Данилов В., Ильин А., Тепцов Н. Коллективизация: как это было. - В кн.: Урок дает история. - М.: Политиздат, 1989. - С. 138-183.

Кондрашин В.В. Голод 1932-1933 гг. в деревнях Поволжья // Вопросы истории. -

1991. -№б.-С.176-182.

Сувениров О.Ф. Военная коллегия Верховного суда СССР (1937-1939 гг.) // Вопросы истории. - 1995. - № 4, С. 137-146.

Архивные материалы о числе заключенных в конце 30-х годов // Вопросы истории. -1991. -№ 1.-С. 157-164.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал