Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как вычисляется индекс потребительских цен






Когда Бюро статистики труда определяет ИПЦ и темпы инфляции, оно использует
сведения о ценах на многие тысячи товаров и услуг. Чтобы лучше понять, как
вычисляются эти показатели, рассмотрим ситуацию в простейшей гипотетической
экономике, в которой потребители приобретают только два вида продукции — хот-
доги и гамбургеры. В табл. 23.1 приведена последовательность шагов, выполняе-
мых Бюро статистики, труда для определения ИПЦ и темпов инфляции.

1. Определение количественного состава потребительской корзины. Первым
шагом в вычислении ИПЦ должно быть определение товаров, пользующихся
наибольшим спросом у потребителей, и объемов их покупок. Так, если средний
потребитель приобретает хотдогов в энное количество раз больше, чем гамбур-
геров, это соотношение, которое Бюро статистики труда определяет путем спе-
циальных исследований, находит свое отражение и в составе потребительской
корзины. Пусть в нашем примере потребительская корзина состоит из 4 хотдо-
гов и 2 гамбургеров.

2. Выяснение цен на продукцию из потребительской корзины. Следующий шаг -
определение цены каждого вида товара в различные периоды времени. В табли-
це приведены данные о стоимости хотдогов и гамбургеров за три года.

3. Вычисление стоимости потребительской корзины. Третий этап определения
ИПЦ заключается в вычислении ежегодной стоимости потребительской корзи-
ны. Обратите внимание на то, что ее количественный состав в течение трех
наблюдаемых лет остается постоянным (4 хотдога и 2 гамбургера), а меняются
только цены на оказавшиеся в «корзинке» продукты.

4. Выбор базового года и вычисление ИПЦ. На четвертом этапе прежде всего
необходимо выбрать в качестве базисного тот год, относительно которого бу-


Глава 23. Измерение стоимости жизни


ШАГ 1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА С ЦЕЛЬЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТАВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ
4 хотдога и 2 гамбургера ШАГ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕН КАЖДОГО ВИДА ПРОДУКЦИИ В НАБЛЮДАЕМЫЕ ГОДЫ
ГОД ЦЕНА ХОТДОГА, В $ ЦЕНА ГАМБУРГЕРА, В $
2001 2002 2003 ШАГЗ. 1 2 2 3 3 4 ВЫЧИСЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ
год СТОИМОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ
2001 2002 2003 ШАГ 4. $ 1 за хотдог х 4 хотдага + $ 2 за гамбургер х 2 гамбургера = $ 8 $ 2 за хотдог х 4 хотдога + $ 3 за гамбургер х 2 гамбургера = $14. $ 3 за хотдог х 4 хотдога + $ 4 за гамбургер х 2 гамбургера = $ 20. ВЫБОР БАЗИСНОГО ГОДА (2001 г.) И ВЫЧИСЛЕНИЕ ИПЦ ЗА КАЖДЫЙ ГОД
ГОД ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН
2001 ($ 8/$8}х 100 = 100 2002 ($ 14 / $ 8 } х 100 = 175 2003 ($20 /$8)х 100 = 250 ШАГ 5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПОВ ИНФЛЯЦИИ
год ТЕМПЫ ИНФЛЯЦИИ
2002 2003 (175 - 100) / 100 х 100% = 75% (250 - 175) /175 х 100% = 43%

Таблица 23.1

ПРИМЕР
ВЫЧИСЛЕНИЯ
ИНДЕКСОВ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
ЦЕН И ТЕМПОВ
ИНФЛЯЦИИ
Таблица содержит
пример вычисления
ИПЦ и темпов инфля-
ции для гипотетиче-
ской экономики, в
которой потребители
приобретают только
два вида товаров —
хотдоги и гамбургеры.


 


дут производиться дальнейшие сравнения. Для вычисления ИПЦ следует рас-
считать частное стоимостей потребительских корзин рассматриваемого и базис-
ного годов и умножить его на 100. В нашем примере стоимость потребительской
корзины в базовом 2001 г. - $ 8, а ИПЦ - 100. ИПЦ в 2002 г. - 175, а в
2003 г. — 250, что указывает на соответствующий рост цен в рассматриваемый
период.

5. Определение темпов инфляции. Заключительный шаг — определение тем-
пов инфляции,
вычисляемых как процентное изменение ИПЦ за предше-
ствующий период. В нашем примере с 2001 по 2002 г. ИПЦ вырос на 75 %, а с
2002 по 2003 г. — на 43 %. Соответственно и темпы инфляции составили 75 %
в 2002 г. и 43 % в 2003 г.

Мы рассмотрели до предела (два товара) упрощенную модель реальной эконо-
мики, однако она достаточно верно отражает подход Бюро статистики труда к


Темпы инфляции

процентное изменение
ИПЦ относительно
предшествующего
периода.



Часть 8. Макроэкономические показатели


 


Индекс цен для
производителей

показатель, отражаю-
щий стоимость набора
товаров и услуг,
приобретаемых
фирмами.


вычислению индекса потребительских цен и темпов инфляции. Эта организация
ежемесячно собирает и обрабатывает информацию о ценах многих тысяч товаров
и услуг, а затем, используя вышеизложенную методику, рассчитывает темпы роста
стоимости потребительской корзины среднего американца. Ежемесячные данные
об индексе потребительских цен распространяются всеми средствами массовой
информации США.

Помимо общего ИПЦ Бюро рассчитывает и другие индексы цен, например для
отдельных регионов (Бостон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес) или по конкретным видам
товаров и услуг (продукты питания, одежда, источники энергии). Кроме индексов
потребительских цен производится расчет индекса цен для производителей, отра-
жающего стоимость среднего набора товаров и услуг, приобретаемых предприятиями.


 


Узелок на память

ЧЕМ НАПОЛНЕНА
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА?

При определении ИПЦ Бюро статистики труда старает-
ся учесть не только весь ассортимент приобретаемых то-
варов и услуг, но и частоту их покупки. На рис. 23.1
показан процентный вклад различных видов товаров и
услуг в общую сумму потребительских расходов сред-
него американца. Наибольшая ее доля — около 41 %
потребительского бюджета — принадлежит расходам на
оплату жилья. В них входят квартирная плата (28 %),
расходы на отопление и другие коммунальные услуги
(7 %), а также покупка мебели и мелкий ремонт (6 %).
Следующая по величине статья расходов — 17 % общей


суммы — стоимость приобретения продуктов и напит-
ков, причем около 10 % приходится на домашнее потреб-
ление, 6 % — на потребление вне дома и около 2 % — на
алкогольные напитки. Примерно столько же — около
17 % бюджета — расходы на оплату транспортных ус-
луг — стоимость эксплуатации личных автомобилей и
проезда в общественном транспорте. Далее следуют рас-
ходы на медицину — 7 %, приобретение одежды — 6 % и
развлечения — 4 %. Наконец, 8 % составляет оплата так
называемых прочих товаров и услуг. Сюда относятся
покупки, не являющиеся характерными для большин-
ства покупателей, например приобретение книг и школь-
но-письменных принадлежностей, которые хотя и могут
играть заметную роль в бюджете некоторых семей, для
среднего потребителя составляют лишь около 0, 25 % его
расходов.


 


оплата прочих товаров и услуг

развлечения

Рис. 23.1

СОДЕРЖИМОЕ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
КОРЗИНЫ ТОВАРОВ
И УСЛУГ

Диаграмма отражает
распределение
расходов типичного
потребителя на оплату
различных товаров и
услуг. Бюро статисти-
ки труда называет
процентный показа-
тель той или иной
группы расходов ее
«относительной
значимостью».
Источник:
Bureau of Labour
Statistics.


расходы приобретение

на медицину одежды


'лава 23. Измерение стоимости жизни



Поскольку стоимость этого набора сказывается на стоимости готовой продукции,
эеализуемой через розничную торговлю, полученные данные используются для пред-
сказания динамики индекса потребительских цен.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал