![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Перечень курсов обучения работников, открытых JUSE к концу 1992 г.
Таким образом, внутрифирменное обучение персонала имеет сложный, дифференцированный характер. Если раньше система обучения затрагивала лишь рабочих, младший и средний управленческий персонал, а содержание занятий не выходило за рамки применения передовых технических средств контроля качества, то сейчас картина изменилась. Современная система обучения имеет комплексный характер и затрагивает все структуры организации, начиная от высших руководителей и кончая работниками субподрядных предприятий. Наряду с обучением применению средств контроля качества, планированию экспериментов и основам системы сертификации, все больше вопросов в учебных программах уделяется философским и психологическим проблемам управления качеством, эффективности принимаемых решений для высших менеджеров и директоров предприятий и организаций, а также современным методам проектирования продукции и услуг.
Это связано с тенденцией сокращения влияния технических средств контроля качества готовой продукции и влияния контроля и регулирования технологических процессов (рис. 1.5.14). Одновременно с этим возрастает вклад в обеспечение качества на этапе проектирования продукции и разработки технологического процесса ее изготовления. По аналогии с влиянием различного рода контроля на конечный уровень качества продукции можно представить изменение уровня внутрифирменного обучения управлению качеством (рис. 1.5.15).
1.5.4. Корпоративная культура
Одно время на Киевском вокзале в Москве висел плакат, излагающий знаменитое высказывание Сервантеса с важным, по мнению работников вокзала, дополнением: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость... и культура».
Мы начали с этого изумительного уточнения работников Киевского вокзала в связи с большим сомнением в TQM, что культура, в TQM числе корпоративная, стоит дешево. Это, по-видимому, не так, но сколько бы она ни стоила, она всегда себя оправдывает. Развитие TQM привело к осознанию роли корпоративной культуры в бизнесе. Ориентация компаний на качество привела к необходимости вовлекать персонал в процессы управления и обеспечения качества. В свою очередь, современные методы вовлечения персонала в процессы управления и улучшения качества на основе самомотивации, в TQM числе через отождествление работниками своих целей и целей компании, невозможны без гуманизации менеджмента. Надежды на автоматы и роботы, если они кого-то и питали, рассеялись. Человек, персонал – основа любой компании, это стало понятно почти всем. Компании стали осознавать себя как социальные сообщества, существование которых, как любого общества, нуждается в проявлении видения, миссии, целей, стратегии, руководящих принципов и ценностей, в TQM числе этических. Чтобы осознанно отождествить свои цели с целями компании, работники должны не только их знать, но и признавать справедливыми, т. е. отвечающими их представлениям о принципах и ценностях, определяющих производственные отношения. В то же время жесткость конкуренции заставляет компании сплачиваться, они, как любой живой организм, борются за выживание, за которым сразу следует поиск настоящего и будущего благосостояния. Этим и определяется то, что компания постоянно и с беспокойством задает себе вопрос о своем завтрашнем дне. Желание обеспечить себе лучшее будущее и определить верный путь для его достижения заставляет руководство предприятия обдумывать, определять и формализовать стратегии, стараясь как можно точнее предусмотреть поведение всех переменных игры (рост рынка, стратегии конкурентов, отношение с профсоюзами, достижения в области технологий и др.) на долгосрочный период. Любая компания нуждается в определенной структуре, включающей деловую философию, руководящие принципы, корпоративные ценности и уверенности и целеустремленность. Компания должна осознать миссию и видение, обеспечивающие ясное понимание вещей, которые необходимо достичь в течение длительного периода функционирования. Деловая философия движет предприятие к намеченной цели и формирует лидеров в соответствии с их действиями. Она отражает коллективное видение потенциального развития предприятия, а не субъективную дальновидность индивидуальных целей обычного лидера, и развивается во времени, базируясь на внутренних корпоративных ценностях. Корпоративные ценности, уверенности и руководящие принципы составляют базис деловой деятельности компании, определяют социальную ответственность и реакцию на изменения окружающей обстановки. Они действуют как направляющая сила. Целеустремленность предприятия – его развитие на основе миссии, внутренних целей, уверенности, четкого видения пути осуществления своей роли. Миссия переводит понятия деловой философии в осознанные цели, продвигающие организацию вперед и оптимизирующие ее деятельность. Стратегия является подчиненным средством, стратегический анализ проводится после, а не во время процесса выработки миссии. Все перечисленные выше факторы, начиная с видения деловой философии и кончая целеустремленностью предприятия, формируют основы внутренней корпоративной культуры. Культура организации может быть определена как распространение уверенности в правильном выполнении работниками любой конкретной деятельности, их поведении и обращении друг с другом и руководством. Во многом культуру организации определяет стиль менеджмента. Здесь интересно еще раз вернуться к основным чертам менеджмента, сформированным К. Мацусита, создателем Matsushita Danki, и получившим распространение в Японии [149]. Первое – это активность в ознакомлении с состоянием дел во всех подразделениях фирмы, с функционированием всех ее служб. Детальнейшее ознакомление с документацией, встречи и телефонные переговоры постоянно позволяли Мацусита «держать палец на пульсе событий». Ненасытная потребность президента в информации надежно страховала менеджеров от превращения в кабинетных работников, побуждала их к личному присутствию в «горячих точках» производства. Вот сформулированная им линия поведения менеджера: «Когда у тебя в подчинении 100 человек – ты должен всегда быть среди них, когда 1000 – можешь занять место в центре, если же ты руководишь 10 000 – будь на некотором удалении, но там, откуда всех видно». Вторая черта его стиля – настойчивое стремление к Тому, чтобы работники фирмы совершенствовали свое профессиональное мастерство. Как свидетельствует один из сотрудников Мацусита, все общение с менеджерами он подчинял цели «развития выдающихся способностей у ординарных людей». Преследуя эту цель, он руководствовался принципами японской народной педагогики, провозглашающей, что «усидчивость и интенсивная работа над собой всегда ведут к успеху». Третьей чертой стиля К. Мацуситы следует признать энергичное поощрение инициативы. Без инициативы, считал он, нельзя в современных условиях руководить производством. От тех, кто всегда ждал подсказки или инструкции, Мацусита старался избавляться. Наконец, четвертая черта – всемерное поощрение дискуссий среди менеджеров на предмет поиска лучшего из возможных решений. При этом Мацусита следил, чтобы дискуссии не нарушали нормы японской семейной этики: «Муж и жена спорят не для того, чтобы разойтись, а для того, чтобы найти как можно больше точек сближения».
Создается впечатление, что К. Мацусита внедрил в своей фирме специфическую философию воспитания духовных ценностей работников, которая распространилась, в сущности, на всю страну. Во многом это объясняется тем, что по содержанию подобная философия тесно связана с традиционными религиозными и идеологическими системами. Известно, что японская национальная религия пропитана националистическим духом. В ней заложены идеи, побуждающие японцев к осознанию своей причастности к общенациональным интересам. Исторически японцу внушали мысль о TQM, что в своей жизнедеятельности он должен прежде всего заботиться о «наполнении национального сосуда». В связи с этим он привык рассматривать «общенациональные», т. е. государственные, устремления как свои собственные. К. Мацусита умело воспользовался этим мировоззрением своих соотечественников и в разработанной им воспитательной системе сделал акцент на пропаганде прямой связи между процветанием фирмы и процветанием каждого работника и японской нации в целом. Эта идея нашла отражение в фирменном гимне, который каждый день утром поет примерно 200 тыс. работников [149]: Объединим наши силы и разум, Сделаем все во имя процветания производства. Пусть наши товары текут к народам всего мира, Пусть текут они беспрерывно и вечно, Как вода из нескончаемого фонтана. Расти, индустрия, расти, расти! Да здравствуют гармония и честность! Да здравствует «Мацусита денки»!
При реализации концепции Всеобщего качества (TQM) происходит глубокое изменение культуры, сопровождающееся определенными изменениями, представленными в табл. 1.5.4. Таблица составлена на основании зарубежных исследований [30, 176–181, 192]. Автор переработал и дополнил ее. В новом виде она приведена в гл. 2.3 (табл. 2.3.1). Далее мы вернемся к вопросу корпоративной культуры, рассматривая пути реформ российских компаний. Пока они только начинают подступать к осознанию того, что есть корпоративная культура. В заключение приведем иллюстрацию, показывающую принцип современного управления персоналом, применяемый в японских компаниях (рис. 1.5.16). Основа рисунка взята из работы [149], автор несколько переработал представленную там схему, отразив более полно идеи данной главы. Схема достаточно понятная, однако сделаем к ней несколько пояснений. Базисом (сваями) схемы современного управления персоналом в японских компаниях является реальное уважение к любому работнику компании, т. е. признание его уважаемым членом команды независимо от должности. Таблица 1.5.4
|