Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
При анализе лирического произведения используйте речевые шаблоны
К пункту 1: Стихотворение «___________» написано в __________ году. Судя по названию стихотворения речь пойдёт о __________________________ Стихотворение не имеет названия
К пункту 2: В стихотворении говорится о __________________________________________ В стихотворении автор описывает ___ Стихотворение пронизано __________________ (настроением, размышлениями, переживаниями)
К пункту 3: Стихотворение можно отнести к жанру _____________ лирики К пункту 4: Стихотворение можно разделить на ___ части, т.к. ________________________ Композиционно стихотворение делится на _____ части, потому что__________ В стихотворении можно выделить _________ части(ей), в 1-й говорится о ____, во второй – о _________ и т.д. Каждая строфа в стихотворении представляет из себя отдельную композиционно-смысловую часть, 1-я – (размышления, переживания поэта, лирического героя о _________, описание _________), 2-я - (размышления, переживания поэта, лирического героя о _________, описание _________) и т.д.
К пункту 5: Автор (поэт, фамилия поэта) создал лирического героя, который ________ (влюблен …, переживает …, видит …, чувствует …) Лирический герой этого стихотворения представляется мне ________ (сильным – слабым, счастливым – разочарованным, любящим – ненавидящим и т.п.)
К пункту 6: Понять главную мысль стихотворения помогают следующие образы: ______ Используя образы _____, поэт рисует
К пункту 7: Представить нарисованную картину помогают изобразительно-выразительные средства языка такие, как: Для выражения чувств поэта и его лирического героя использованы различные изобразительно-выразительные средства языка С помощью (эпитетов, метафор, сравнений, гипербол и т.п.) поэт дает нам возможность увидеть (услышать, почувствовать)
К пункту 8: Автор (поэт, фамилия поэта) хотел донести ______________________________ Идея стихотворения заключается в том, что ______________________________ Автор (поэт, фамилия поэта) хотел запечатлеть словами ___________________ Идея стихотворения выражена в следующих строках ______________________
К пункту 9: Стихотворение «_________» заставило задуматься о ___________, т.к. ______ Стихотворение «_________» вызвало _______________ настроение, потому что ______________________ В стихотворении «_________» много такого, что наводит на размышления о _, например: ____________________________ Стихотворение «_________», написанное ______ лет назад, трогает за душу, потому что _________________________
Комментарии к плану анализа лирического произведения Комментируя название произведения, необходимо объяснить метафорический смысл названия, его связь с жанром или жанровой традицией. Необходимо ответить, что не у всех стихотворений есть название. В том случае, если название есть, оно, как правило, несёт символический подтекст. Так, например, название стихотворения, написанного в жанре послания, указывает на адресата произведения; назначение оды – выразить восторженное приятие чего-либо, поэтому в название выносится объект воспевания; в названии философского стихотворения обычно присутствует основной поэтический образ. Соотнесите жанр произведения с его темой. Жанр позволяет автору определить тональность читательского восприятия (элегия – всегда «грустная песнь»; пародия – ироническое переосмысление известных тем или мотивов). Особо надо отметить те случаи, когда поэт напрямую соотносит свой текст с какой-либо жанровой традицией и указывает на это в названии (таковы, например, «Элегия» Н.А.Некрасова, «Ода революции» В.В.Маяковского, «Реквием» А.Ахматовой). Можно выявить место стихотворения в контексте творчества поэта. Определение принадлежности произведения тому или иному периоду позволяет обратить внимание на то, к какому идейно-тематическому циклу принадлежит стихотворение, как оно связано с периодизацией или эволюцией главных тем или основных мотивов лирики поэта, с его художественными исканиями. Для этого надо обратить внимание на дату и вспомнить ситуацию создания стихотворения, но это только в том случае, если эти сведения дают нам что-либо для понимания текста. Можно привести краткие сведения об адресатах стихотворения, если текст кому-то посвящён или мы имеем дело со стихотворением, созданным в жанре послания. Определите тему стихотворения и основной поэтический образ, что позволит связать это произведение с поэтической традицией эпохи, поможет постигнуть многообразие художественного мира. Здесь же необходимо рассмотреть, как соотносятся в тексте «внешнее» и «внутреннее», т.е. как соотносятся картины внешнего мира, наблюдаемые или фиксируемые автором, с чувствами, мыслями, впечатлениями его лирического героя. Помните, что лирический герой – это художественный «двойник» поэта, способствующий раскрытию в лирике авторского сознания, чувства, и он не во всём тождественен личности реального человека, являющегося автором стихотворения, поэмы или цикла стихотворений. Вместе с тем этому созданному «Я», которого мы называем лирическим героем, присуща особая искренность лирических переживаний; исповедь в данном случае преобладает над вымыслом. Рассматривая композицию стихотворения, постарайтесь понять, как развивается основной поэтический образ, какие поэтические элементы выступают в роли лирического зачина, кульминации стиха, с какой целью используются разнообразные композиционные приёмы (смысловой параллелизм, аллегория, рефрен, анафора, эпифора). Можно разделить текст на основные смысловые части и выявить лирическую логику, т.е. ход развития мысли, чувства, переживания. Обратите особое внимание на художественные средства выразительности (изобразительно-выразительные средства). Найдите тропы (метафора, эпитет, сравнение и т.д.), фонетические приёмы (ассонанс, аллитерация), синтаксические фигуры (смысловое тире, приём умолчания, риторический вопрос и т.д.) и сделайте вывод о том, какие поэтические приёмы и каким образом создают уникальную содержательность стихотворения и ориентируют читателя на особое эмоциональное восприятие. При анализе лирического произведения попытайтесь ответить на следующие вопросы
Имеет ли стихотворение название? Что в нём отражено? Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чём смысл посвящения? Когда написано стихотворение? Как это помогает войти в художественный мир стихотворения? О чём стихотворение? Что составляет его содержание? Какие картины нарисованы? К какому жанру лирики можно отнести это стихотворение? Какие мотивы возникают?
Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой? Как звучит начало стихотворения? Как движется поэтическая мысль от начала к финалу стихотворения? В какой момент возникает кульминация? Как передаётся движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации?
Каков лирический герой стихотворения? Что он видит и что чувствует в связи с этим? Каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит?
Какие образы, помимо лирического героя, помогают представить нарисованную поэтом картину? Понять главную мысль стихотворения, его идею?
Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств? Какими художественными средствами нарисованы основные образы стихотворения? С помощью каких изобразительно-выразительных средств показано состояние лирического героя? Какие художественные средства использует автор для того, чтобы передать движение поэтической мысли? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?
Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический конфликт своё разрешение? Есть ли в стихотворении строки, с помощью которых можно определить идею произведения?
Как воспринимается стихотворение? Какие чувства и мысли вызывает? Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чём традиционность и в чём новаторство авторской манеры? Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом?
|