Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из стихотворений каждого из периодов мы выписали цветообразы.
1914 -1915 гг. «Скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес», «синь сосёт глаза», «зеленые лехи», «черная выть», «синяя гать», «серым веретьем стоят шалаши», «красный костер окравил таганы», «белые веки луны», «в пятнах зари», «оловом светится лужная голь».
1920 -1921 гг. «Золотистое племя», «телесного воска свеча», «тропа голубого поля», «черная горсть», «красногривый жеребенок», «синие чащи», «стадо рыжее», «молоко берез», «черная жуть», «голубая степь», «снежная выбель», «рыхлая выбель», «черная гибель», «желтый труп», «яд белесый», «осеннее олово», «в черной жути», «ржавая мреть».
1924 - 1925 гг. «Дом с голубыми ставнями», «серенький ситец небес», «седые журавли», «розовая водь», «нивы, златящиеся во мгле», жидкая лунность», «несказанное, синее, нежное», «золотая сорвиголова», «золотая бревенчатая изба», «синий май», «черемуха в белой накидке», голубая прохлада».
Цвета и оттенки, используемые Есениным
Таким образом, данная таблица, хотя и базируется всего на 6 – 7 стихотворениях из каждого периода, позволяет сделать серьезные выводы. Цвета I периода - «чистые», незамутнённые, сочные: синий, золотой, солнечный, красный, белый, серый. Ведущий цвет - синий, цвет неба. Серый цвет - не для неба, для земли: «серая стежка», «серым веретьем» стоят шалаши. Даже черный цвет, единожды используемый («черная гать»), не нарушает умиротворенного гармоничного пейзажа «родимой стороны». Во II периоде главенствует черный цвет, он, как и образный строй второго периода, тоже связан с мотивом смерти: «черная гибель», «черная жуть», «черная горсть» - «не живые» ладони. Синий цвет «спускается» на землю: «синие чащи», 2 раза используется голубой цвет: «тропа голубого поля», «голубая степь». Белого цвета нет, зато 2 раза использовано слово «выбель», негативно окрашенное. Трансформируется и гамма золотисто-желтых оттенков: вместо «позолоты» ржавый и рыжий цвета, причем — «ржавая мреть», родственная со «смертью». Определение обреченного на гибель жеребенка – «красногривый» – единственное упоминание красного цвета. Отсутствует зеленый цвет, потому что в стихотворениях II периода нет даже упоминания о лесе (обратите внимание на то, что лес, обеспечивающий гармоничное существование человека, был неизменной частью каждого пейзажа в стихотворениях I периода). Заметьте, что в стихотворениях II периода серый определяет уже не землю, а даль – «осеннее олово». В стихотворениях III периода возвращается золотой цвет, но, как правило, он связан с воспоминаниями о светлом прошлом, и белый. Черный свет исчезает, но серый цвет «поднимается» и характеризует высь, небо – «серенький ситец небес». Голубой и синий используется, но они теряют связь с небом: «дом с голубыми ставнями», «несказанное, синее, нежное», «голубая прохлада» и т.п. Примечательно, что в стихотворениях III периода нет красного и кровавого цветов, упоминают лишь розовый – как блеск зари. Таким образом, если I период характеризуется яркими, сочными цветообозначениями, если в стихотворениях II периода преобладает черный, то в 1924-1925 годах поэт использует пастельные – неяркие, приглушенные тона, вместо солнечного цвета появляется «неуютная жидкая лунность».
Задание пятое (ВЫВОД) Теперь вы готовы ответить на вопрос, который был задан в самом начале нашей работы: «Каково было мироощущение поэта в 1924-1925 годы? Как оно отразилось в образе лирического героя?» Попробуйте ответить на эти вопросы, используя свои наблюдения (Таблицы №№1, 2, 3) Обратите внимание на то, что мироощущение поэта находит отражение и в системе поэтических образов, и в использовании цвета, и в своеобразии типа текста.
|