Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изобразительно-выразительные средства
Изобразительно-выразительные средства (ИВС) или художественные средства выразительности – это слова, словесные обороты, синтаксические конструкции, стилистические (риторические) фигуры, которые использует поэт для создания образов, картин, для выражения чувств лирического героя.
ИВС обычно делят на 2 группы: поэтическая лексика и поэтический синтаксис.
Поэтическая лексика
| определение
| примеры
| | особые группы слов
| | Синонимы –
слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу (позволяют точнее выразить мысль, избегая повторов)
| Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит…
Колокольчики мои,
Цветики степные!
| | Антонимы –
слова, противоположные по значению. Они помогают лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления.
| Белей лишь блеск, чернее тень
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой…
| | Архаизмы –
устаревшие слова и выражения, придающие речи торжественность.
| Угас, как светоч, дивный гений…
И в светлой гриднице, в кругу князей, бояр
| | Неологизмы –
новообразованные слова и выражения языка, отражающие новые понятия, явления или усиливающие выразительность речи.
| Будет буря – мы поспорим
И помужествуем с ней…
О, рассмейтесь, смехачи!
Стоял Январь, не то Февраль,
Какой-то чёртовый Зимарь…
| | тропы
| | Эпитет –
художественное определение.
| Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана…
В пустыне чахлой и скупой…
Вся комната янтарным блеском
Озарена…
| | Сранение –
сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
| Глаза, как небо, голубые
Я жил, как деды, по старинке.
Посмотрит – рублём одарит.
Река, как зеркало…
| | Аллегория (иносказание) –
изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные примеры и образы.
|
| | Ирония –
скрытая насмешка.
| Забил снаряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью…
| | Литота –
художественное преуменьшение.
| Мальчик с пальчик
Мужичок с ноготок
| | Гипербола –
художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление.
| В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках…
| | Олицетворение –
изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
| Робко месяц смотрит в очи,
Изумлён, что день не минул…
Осторожно ветер
Из калитки вышел…
| | Овеществление –
уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.
| Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей
| | Метафора –
скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
| Деревья в зимнем серебре
Ель рукавом мне тропинку завесила
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес
| | Метонимия –
сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий.
| Стальной оратор дремлет в кобуре
Вёл мечи на пир обильный
Все флаги в гости к нам
|
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
| определение
| примеры
| | Риторические вопросы,
обращения, восклицания
усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа.
| Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в стране родной?
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Ах! Уймись ты, буря!
| | Повтор (рефрен) –
неоднократное повторение одних и тех же слов и выражений.
| Не верь, не верь поэту, дева!
О тебе, о тебе, о тебе!
Ничего, ничего о себе…
О, весна без конца и без краю,
Без конца и без края мечта…
| | Анафора –
единоначатие (разновидность повтора).
| Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством…
| | Эпифора –
единство концовок
(разновидность повтора).
| Струится нетихнущий дождь,
Томительный дождь…
| | Градация –
своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости
(разновидность повтора).
| Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле…
| | Антитеза –
Противопоставление.
| Чёрный вечер, белый снег.
Ветер. Ветер.
Познай, где свет, - поймёшь, где тьма…
| | Пропуск
отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма.
| Мы сёла – в пепел! Града – в прах!
В мечи – серпы и плуги!
| | Сопоставление противоположностей
| Я царь, я раб, я червь, я бог…
| | Оксюморон –
приём преднамеренного сочетания семантически противоположных слов, в результате чего возникает новое смысловое содержание.
| …полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
Горячий снег
Живой труп
| | Инвектива –
резкое обвинение (в противоположность панегирику – восхвалению).
| А вы, надменные потомки…
Ты право, пьяное чудовище!
| | Бессоюзие –
намеренный пропуск слов.
| Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри…
| | Многосоюзие –
увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее.
| И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…
| | Параллелизм –
однородное синтаксическое построение предложений.
| Твой ум глубок, что море,
Твой дух высок, что горы
| | Инверсия –
нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы
| Сквозь прошлого перипетии…
В беспорядке диком теней…
| | | | |
|