Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава пятая. Безличная природа Аллаха
Аллаху нурус: " Аллах - это свет" (" Коран" 24. 35) Шри Чаитанйа Махапрабху согласился с учёным мусульманином, что " Коран" без сомнения утверждает безличность природы Абсолютной Истины (Ч.ч., Мадхйа-лила, 18.189). В начале своей речи Махапрабху признал, что " Священный Коран", безусловно, устанавливает теорию имперсонализма, что значит, что Верховная Абсолютная Истина не имеет формы и не является личностью. У Господа нет ни рук, ни ног, ни рта, ни ушей, ни глаз. Согласно этой концепции, дух это отрицание материи: то, что относится к материи, не может относиться к духу. Дух - это прямая противоположность материи. Материальный мир - это царство форм и личностных характеристик. И в противоположность ему, духовное царство - это пустое пространство, где не существует ни форм, ни личностей. Например, в 35-ом айате 24-ой суры " Священного Корана" говорится: " Аллаху нурус-самавати вал-ард" - " Аллах есть Свет земли и неба". Таким образом, " Коран" описывает безличие Аллаха. Во-первых, утверждается: " Аллаху нуру" (Аллах - это свет). И действительно Аллах - это изначальный духовный свет, пронизывающий всю вселенную. Все светящиеся объекты этой вселенной имеют своим началом этот духовный свет. Известный учёный и устаз (духовный наставник) Абдуллах Юсуф Али в своём комментарии (9, 1015) к стиху (24, 35) пишет: " Физический свет - есть не что иное, как отражение истинного Света из мира Реальности. И этот истинный Свет - Аллах". Солнце и Луна отражают этот истинный Свет. Изначальный духовный Свет пронизывает всё сущее, он вездесущ. Кроме того, в " Священном Коране" есть такое утверждение: " Инналлаха васи ун алим" - " Во власти Бога и восток и запад. Куда б ни повернулись вы, лик Господа везде - Ведь Всеобъемлющ и Всезнающ наш Владыка" (2, 115). Таким образом, Аллах-васи (Всеобъемлющ), что означает, что всё существует в Нём. Кроме того, Он - Алим - Всезнающ, что значит, что нет пределов Его познаниям, что они совершенны, абсолютны и вечны. Наше же знание ограниченно, несовершенно, относительно и временно. В суре " Аль-Бакарах", или " Корова", утверждается: " Аллаху ла илаха иллаллаху-аль-Хаййул Каййум. Ла та 'хузуху сина ту ууа ла наум…Хувал Алийул Азиим" - " Аллах - нет божества, кроме Него, живущего и самосущего извечно, - не склоняет Его ни сон, ни дремота,...в своём могуществе велик Он и (в высшей степени) возвышен" (2.255). Это Айат-ул-Курси, " Стих Трона". Атрибуты Аллаха не имеют ничего общего с качествами этого материального мира. Он живёт, но его жизнь вечна, она не ограничена временем и пространством. Его существование абсолютно и самодостаточно. Оно не зависит от других живых существ. В действительности Его жизнь - это источник и поддержка всех существующих форм жизни. Совершенная жизнь - это совершенная деятельность, в противоположность жизни несовершенной, которую можно наблюдать повсюду в этом мире. Такая жизнь подлежит не только уничтожению смертью, но также нуждается в отдыхе и сне. Однако Аллах не нуждается ни во сне, ни в отдыхе. Его деятельность, как и Его жизнь совершенна и самодостаточна. В той же суре " Аль-Бакарах", или " Корова", говорится: " Свободен Бог от всяких нужд и кроток" (2.263). Таким образом, Аллах - Гани (Абсолютен), что подразумевает свободу от всяческих желаний. Он Высшая Истина и Абсолютное Совершенство. Кроме того, в " Коране" утверждается: " Хува аль-аввалу валь-ахируваз-захируваль-батин" - " Начало и конец Он, Явь и тайна, и преисполнен знанья всякой вещи" (57.3). Это ещё одна ссылка на безличный аспект Аллаха. Он - " аль-аввал ва аль-акхир" - " Первый и Последний", а именно, Он и есть начало и конец всего сущего. Он также " аз-захир ва аль-батин" - " Внешний и Внутренний", т.е. Он присутствует как внутри всего сотворённого, так и вне его. Устаз Абдуллах Йусуф Али так комментирует этот стих (9, стр. 1687): " Существование Аллаха очевидно так же, как и существование его вездесущего присутствия и провидения. С другой стороны Аллах сокрыт так тщательно, что разуму просто не под силу познать Его сущность, и Его невозможно увидеть в этом мире. Приведённая ниже традиция в " Сахих Муслим" также важна для понимания данного стиха. Пророк (В.М.Н.) сказал: " Ты - Первый, что значит, что не было никого прежде Тебя; и Ты также - Последний, ничто не существует после Тебя; и Ты Всеобъемлющ, т.е. ничто не может существовать вне Тебя; и Ты - Тайна, Знаток всех тайн, поэтому, Ты - то, что не скрыто от Твоего взора". В суре " Ан-Ниса", или " Женщины", утверждается: " Инна Илааха кана Алийан Кабира" - " Поистине, Господь возвышен и велик! " (см. 4.34). Таким образом, Аллах - " Али" - Всевышний. Никто не равен Ему и не превосходит Его. Аллах это " Кабир" - Великий. Также в суре " Аль-Хашр", или " Собрание", можно найти такой айат. " Хуваллаа...Саламул…Азизул…Мутакабир" (59.23). Таким образом, Аллах - это " Салам", Мир. Этот атрибут " Салам" содержит в себе не столько идею мира, как противоположности конфликта, сколько идею Целого, которому противостоит незавершённость. Аллах - это " Азиз", Великолепный и " Мутакабир", Всесовершенный. Он находится выше всего творения. В суре " Аль-Анам", или " Скот", утверждается: " Ла тудри-кухул-абсару, ва хува йудрикул-абсар, ва хувал-Латифул Кхабир" (6.104). Итак, Аллах - " Латиф" - Тонкий. Он настолько тонок, что не доступен для нашего чувственного восприятия. Никто не может узреть Его, никто не способен понять Его. Аллах-это также: " Нур" - " Свет", " Васи" - " Всеобъемлющий", " Мутакабир" - " Всесовершенный", " Азиз" - " Великолепный", " Каййум" - " Вечный", " Али" - " Наивысший", " Кабир" - " Величайший" и " Латиф" - " Тонкий". Все эти имена описывают безличную форму Аллаха. Его имперсональный аспект - это сияющий духовный свет, непроявленный и недоступный для чувственного восприятия и интеллектуального понимания. У имперсонального аспекта Аллаха нет ног и рук, однако он способен передвигаться быстрее всего и принимать всё, что предлагают Ему с преданностью. Он - сияющий; Он лишен тела, недостижим, чист и самодостаточен. Он движется и Он неподвижен. Он в недоступной дали и в то же время очень близко. Он - внутри всего, Его могущество непостижимо. Постоянно пребывая в своей обители, Он, тем не менее, быстрее ума и способен обогнать любого бегуна. Он превосходит абсолютно всех. Он безграничен. Никто не способен описать трансцендентальную форму Аллаха, Абсолюта. Он не доступен для ума и речи.
|