Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Немецкий романтизм
Почему начинаем с немецкого романтизма? Ведь Великая революция произошла во Франции? Немцы – первые теоретики романтизма. Германия эпохи романтизма была самой отсталой страной Европы. Как часть она входила в состав «Священной Римской Империи», представляла собой «лоскутное одеяло» (около 300 карликовых государств - города-княжества, города-герцогства). Только в период оккупации Наполеона Германия вошла в состав так называемого «Нового Союза» (1814). Тем не менее, именно в Германии произошло феноменальное явление: не имея возможности совершить революцию политическую, немцы совершили революцию духовную» (эстетическую). Это явление можно объяснить двумя обстоятельствами: 1. Национальными особенностями – немцы всегда не столько сами совершали революции, сколько осмысляли результаты тех революций, которые делали их соседи (например, французы); 2. В этот период в Германии творило большое количество великих философов и поэтов. Французский романтик Жермен де Сталь назвала немецких романтиков «нацией Поэтов и Мыслителей (Философов)». Первыми романтиками были участники кружка писателей и философов, преимущественно преподавателей Иенского университета, сложившегося вокруг братьев Шлегелей. Шлегели: старший, Фридрих был философом и историком литературы, младший, Август Вильгельм, знатоком античности. В кружок также входили писатели Новалис, Людвиг Тик и др. Эстетические воззрения первых романтиков во многом были основаны на идеях немецких философов-идеалистов - Иоганна Фихте и его ученика Фридриха Шеллинга. В основу их эстетических воззрений были положены идеи немецких философов-идеалистов о главенстве духовного над материальным, что выражалось в следующем. В центр Вселенной они поместили не Бога, а высокую духовную личность - гениального индивида - Поэта (Художника в широком смысле этого слова). Эта личность представала у Фихте как «Я», а окружающий его мир – как «НЕ-Я». Тем самым романтики вознесли «Я», то есть духовное над материальным. Вторая важная идея немецких романтиков касалась общности Человекаи Природы. Фридрих Шеллинг, немецкий философ-идеалист, создал романтический миф о «золотом веке». По этому мифу история человечества делится на 3 периода. - «золотой век», когда люди, растения и животные пребывали в полном единстве с Природой и разговаривали на одном языке – «праязыке»; - затем наступил «век одичания человека» вследствие его разъединения с природой; - возвращение к «золотому веку», вернуться к которому нам поможет Поэт.
Поэт (Художник) является первым романтическим типом: - он призван к высокому служению; - он обладает особыми способами познания мира – мистическим прозрением, интуицией, фантазией и воображением, «пророческими снами»; - он абсолютно свободен в своем творчестве, имеет право на «поэтический произвол», творит в своем творчестве «чарующий хаос».
|