Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 21. Управление командой проекта
Команда проекта – группа сотрудников непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчинение руководителю, основной элемент структуры проекта. Участники проекта – более широкая категория, чем команда проекта. Четыре метода формирования команды: 1) Целеполагающий метод – основан на целях и позволяет членам команды лучше ориентироваться в выборе и реализации общих целей реализации проекта 2) Межличностный подход, сфокусирован на улучшении межличностных отношений в команде и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность деятельности команды. Цель: увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки; увеличение внутрикомандных коммуникаций. 3) Ролевой подход – проведение дискуссии и переговоров среди членов команды отнесение их ролей. 4) Проблемно-ориентированный подход (через решение проблем), предполагает организацию заранее спланированных серий встреч с членами команды. Включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем, а затем достижение главной командной задачи. Команда проекта – управленческая структура, в которой входят специалисты, являющиеся, по сути, менеджерами по своим направлениям деятельности. Менеджер проекта должен: - Быстро и эффективно организовать начало работы - Координировать и контролировать ход работ - Распределять работы по проекту - Осуществлять взаимодействие с внешними участниками - Следить за изменениями, контролировать отклонения - Осуществлять коммуникации
Проект совместной деятельности делится на типы: 1) Совместно-взаимодействующий тип, ориентирован на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на нормы и ценности группы. Самым тяжким наказанием является изгнание из группы. 2) Совместно-последовательный тип деятельности – характерна высокая технологическая дисциплинированность, следование инструкциям, положениям, другим нормативным документам. 3) Совместно-индивидуальный тип – взаимодействие между участниками минимально, у каждого свой объем работы и представление труда в оговоренном виде в определенном месте. 4) Совместно-творческий тип, каждый участник является равноправным создателем нового. Основной ценностью становится достижение нового знания, уважение прав каждого, создание условий для индивидуального и совместного развития. В команде имеет место интегральная характеристика – это организационная культура команды. В ее состав входят: - Осознание своего места в команде - Ценности и нормы поведения - Обычай деловой практики - Коммуникационная система и культура общения - Критерии и правила полномочий, статуса и власти - Правила неформальных отношений - Сложившиеся в команде привычки и традиции - Трудовая и деловая этика Принятие решений в проекте представляет собой последовательность ряда этапов: 1) Постановка задачи 2) Выявление ограничений и обоснование критериев для принятия решения 3) Выявление альтернатив 4) Сравнение и оценка альтернатив 5) Выбор наилучшего решения 6) Реализация решения 7) Контроль, исполнение.
В состав требований к управленческим решениям входят: - Эффективность - Экономичность - Своевременность - Обоснованность - Реалистичность Общий отечественный и зарубежный опыт имеет основные задачи системы управления персоналом: 1) Определение общей стратегии формирования команды проекта 2) Планирование обеспечения проекта человеческими ресурсами 3) Привлечение, отбор и оценка персонала 4) Повышение квалификации и переподготовка персонала 5) Система продвижения по службе 6) Эффективное исполнение организации работ, рабочих мест, условий труда, социальных условий. 7) Управление з/п и затратами на персонал К менеджеру по персоналу предъявляются требования по 11 областям компетентности, объединенные в 3 группы: 1. Личная порядочность 1.1. Этичность, уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость 1.2. Добросовестность, высокие требования к результатам работы 1.3. Рассудительность, способность принимать разумные и реальные решения 2. Целеустремленность и продуктивность 2.1. Результативность 2.2. Настойчивость 2.3. Преданность организации 2.4. Уверенность в себе, готовность решать неординарные задачи 3. Навыки командной работы 3.1. Командная ориентация, понимание необходимой совмесной деятельности и умение работать с другими 3.2. Контактность 3.3. Коммуникабельность, умение использовать устную и письменную речь, стилистику и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и взаимопонимание. 3.4. Умение слушать Специфика команды как человеческого ресурса: 1) Часто приоритет отдается психологическим факторам мотивации и стимулирования 2) Люди наделены сознанием, мышлением и интеллектом, и поэтому их реакция на управление активная и эмоционально осмысленная. 3) Человеческие ресурсы способны к постоянному развитию 4) Процессы взаимодействия человеческих ресурсов являются двухсторонними. Эффективность применения человеческого ресурса при не правильном использовании падает быстрее, чем в случае с другими видами ресурсов. Вложение в человеческие ресурсы дает больший эффект, чем в другие виды ресурсов.
Стратегии формирования команды проекта включают в себя совокупность целей, объединение в направлениях: 1) Подбор специалиста 2) Адаптация 3) Кадровый мониторинг 4) Обучение и развитие 5) Мотивация и стимулирование 6) Обеспечение взаимодействия После разработки стратегии осуществляется кадровое планирование. Затем осуществляется привлечение, отбор и оценка персона. При подборе используются внешние и внутренние источники перемещения; лизинг персонала. Основные цели оценки персонала подразделяются на: - Административные, для формирования кадрового резерва, для персональных перемещений - Информационные, служат чаще всего, чтобы люди знали об уровне собственной работы - Мотивационные Из методик оценки наиболее популярными остаются: - Тесты на профессиональную пригодность - Общие тесты способностей - Биографические тесты - Личностные тесты - Интервью - Рекомендации Работа по обучению и развитию персонала осуществляется двумя путями: 1) Через повышение профессиональной квалификации, уровня персонала. 2) Обеспечение активного участия в реализации проекта
Рекомендуемая форма обучения: курсы, семинары, стажировка, игры, тренинги Обучение через передачу технологий управления проектом.
Психологические аспекты управления персоналом. Идеология команды формируется из совокупных идей и взглядов, отражающих конечные цели в управлении проектом. Психология команды выражается в совокупности социально-психологических особенностей, проявляемых в процессе функционирования команды. Мотивация – процесс стимулирования человека или группы людей по достижению цели. Разработка системы мотивирования – важный резерв повышения эффективности управления. Формирование атмосферы в команде не исключает конфликтов, следовательно, менеджеры должны понимать, что без противоречий не может быть продвижения вперед. Он должен распознать категорию конфликта и выбрать способ управления, позволяющий не только разрешить конфликт, но и обеспечить реализацию проекта.
|