Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Достоинства Давида как царя и богодухновенного писателя 1 страница






Много было монархов на Востоке, сильных, могущественных, но в то же время в отношении этих монархов действовала закономерность, что их власть была достигнута силой оружия, хитростью, коварством, достигалась путем уничтожения противников, а то и предыдущего монарха, что имело место и в иудейской, и израильской истории.

Жизненный путь Давида совершенно иной.

1. Он достиг своей власти, вступил во власть не этим путем, а наоборот, путем праведности и не по своей воле, а по воле Божией. Т.е.он был определен на царство еще пророком Самуилом по указанию Божию. Наверное, это уникальный пример для истории Востока, когда человек уже знал, что будет царем, но не искал случая, повода устранения противника, предыдущего монарха. Более того, был всецело предан ему (Саулу) в течение всего периода, когда последний преследовал его. Дважды у Давида была возможность покончить с Саулом, но он этой возможностью не воспользовался, потому что боялся поднять руку на помазанника Божия. Жизнь среди врагов, среди филистимлян он предпочел войне со своим господином. Его власть достигнута не силой, а кротостью.

2. Еще один момент, отличающий его как царя – сам по себе он прекрасный воин, прекрасный солдат. Тем не менее, общая тенденция его политики – это миролюбие. Все его войны – не захватнические, а оборонительные, исходящие из тактики защиты государства. Сначала с филистимлянами – направлены на избавление от филистимлян. А т.к.они так просто успокаиваться не будут, то естественно он вторгается на их территорию и ставит оборонительные отряды. Аммонитяне, объединившись с сирийцами, сами напали на Давида. Т.е.все его войны – вынужденные. Сам он из захватнических целей никогда ни на кого не нападал.

3. И последний момент – власть не испортила царя Давида. Сумел через всю жизнь пронести простоту общения. Например, ему является пророк Нафан и обличает его о грехе. Кого-нибудь из других восточных монархов так было обличить невозможно. Или – хочет построить храм. Это же обычно для всех восточных монархов. Но Нафан ему говорит, что нельзя строить. Он воспринимает это серьезно и смиряется. До конца жизни оставался простым в общении человеком, с которым можно было общаться простым людям.

4. Что касается богодухновенности. С юности находился при дворе Саула как музыкант, гуслист. Был музыкальный талант. Пение, музыка были составной частью его жизни. В трудных для себя обстоятельствах любил излить душу перед Богом. В радостных обстоятельствах – умел воспевать и прославлять Бога. Эти записанные песни Давида и явились первыми псалмами, которые до сих пор являются основой христианского богослужения.

 

ПЕРВАЯ КНИГА ЕЗДРЫ

Евр.- Ездра, греч.- есть особенности в расположении. Вторая (неканоническая) может называться первой и наоборот. Лат.- тоже Первая Ездры. Но в лат.Библии четыре книги Ездры. Наша Неемии будет в лат.Библии 2-я Ездры. Наша 2-я Ездры будет 3-я Ездры, наша 3-я Ездры – 4-я Ездры.

Можно просто пользоваться учебником.

Основная тематика книги – возвращение иудеев из плена и реставрация, восстановление в основном религиозной жизни в Иудее. По содержанию можно разделить на две части:

1) 1-6 главы – описание первого возвращения из плена иудеев под предводительством Заравария;

2) 7-10 главы – второе возвращение под предводительством Ездры и труды Ездры по очищению нравственности народа.

Об авторе. 7, 1-5 – его родословная. Был первосвященнического рода, из потомков Елеазара. Один из его предков был Хелкия, который был священником при царе Иосии, нашедшем книгу закона. Ближайший его предок, который здесь указан – это Сирайя. 4 Цар.25, 18-21. - убитый царем Навуходоносором. 18 И взял начальник телохранителей Сераию первосвященника и Цефанию, священника второго, и трех, стоявших на страже у порога. 19 И из города взял одного евнуха, который был начальствующим над людьми военными, и пять человек, предстоявших лицу царя, которые находились в городе, и писца главного в войске, записывавшего в войско народ земли, и шестьдесят человек из народа земли, находившихся в городе. 20 И взял их Навузардан, начальник телохранителей, и отвел их к царю Вавилонскому в Ривлу. 21 И поразил их царь Вавилонский, и умертвил их в Ривле, в земле Емаф. И выселены Иудеи из земли своей.

Ездра благодаря своим талантам получил образование в Вавилоне и находился при царском дворце, а после падения Вавилона уже в правление Артаксеркса получил право возвращения в Иерусалим. Иудеи пользовались правами широкой автономии, что позволило Ездре обустраивать общественную жизнь, а уже потом, к концу жизни, после прибытия из Персии Неемии Ездра отошел от государственных дел и занялся делами чисто религиозными.

На что была направлена его деятельность: в первую очередь, строительство храма и обустройство богослужения, обучение народа Закону Божию, очищение нравственности (чистота религиозной жизни) – побуждал свой народ к расторжению браков с язычницами, иноплеменницами. Из предания мы знаем также – составление канона книг и восстановление Священного Писания.

На что делается акцент в его книге, кроме поименного перечисления. Особый акцент делается на религиозном факторе. 3, 1-3. собрался народ как один человек в Иерусалим... соорудили жертвенник Богу чтобы возносить всесожжения...и стали возносить всесожжения.

Т.е.здесь еще только-только вернулись из Вавилона, и первой заботой было восстановление жертвенника. Только стали собираться в города.

Дальше с 6 стиха, рассказывается о строительстве храма со всеми подробностями, в том числе и о происках врагов.

 

КНИГА НЕЕМИИ

Евр.и греч. - Неемии, лат. - 2-я Ездры.

Здесь само имя автора указывает на главный предмет книги – описание деятельности Неемии как вождя народа. Особенность этой книги в том, что она написана в основном от первого лица, как рассказ самого Неемии. Она и начинается словами: " Слова Неемии, сына...."

По содержанию – можно разделить на три части:

1) 1-7 главы – возвращение, приезд Неемии в Иерусалим и строительство городской стены. Акцент уже на государственное обустройство по сравнению с Ездрой.

2) 8-10 главы – описание публичного чтения Закона, обучение народа совместно Ездры и Неемии.

3) 11-13 главы – освящение городских стен и забота о религиозно-нравственной чистоте народа, расторжение браков с язычницами.

Язык книги полностью отличен от языка Первой книги Ездры – изложение от первого лица, нет перечисления как у Ездры.

Сам Неемия занимал почетную должность виночерпия при персидском дворе. Неемия – это его первое имя, означает " утешитель". Второе имя – 8, 9 – Тер Шафа, " вождь, правитель". Находясь в Персии, он глубоко переживал за плачевное состояние родной Иудеи. Хотя иудеи поселились в родной земле, но тем не менее находились в полностью беззащитном состоянии. Боясь отпадения или восстания, областеначальники не разрешали восстанавливать городские стены. Отсутствие городских стен, укреплений означает полную беззащитность перед какими-нибудь дикими ордами и просто отдельными вооруженными преступными группами. Это было тяжелым переживанием для Неемии – наложил на себя пост и несколько дней молился перед Богом. И Неемия получил от царя Артаксеркса широкие полномочия по восстановлению жизни Иудеи, восстановлению Иудеи как отдельной провинции Персидской империи. Его волновало больше всего восстановление городских стен, причем в тех условиях, когда была постоянная угроза от врагов. Т.е.строили стены с оружием в руках. Всегда были готовы встать на защиту при нападении врагов.

Совместно с Ездрой обучали народ Закону. Как и Ездра, Неемия озабочен браками с язычницами.

 

КНИГА ЕСФИРИ

Название книги дано по имени главного действующего лица, Есфири, которая в определенный момент по воле Божией стала царицей. Она происходила из колена Вениаминова, 2, 5-7. Имя Есфирь – персидское, означает " звезда". Еврейское имя – Гадасса, " мирта", такое душистое растение.

Книгу можно разделить на три части:

1-2 главы, история возвышения Есфири

3-7 главы, возвышение Амана и его замысел об истреблении иудеев

8-10 главы, возвышение Мардохея и спасение евреев

Одна из проблем – это время описываемых событий. До сих пор никакие летописи и археологические памятники не упоминают историю Есфирь. Тем не менее, книгу стоит рассматривать исторически. Судя по тому, что в Персии жило много иудеев, в это время империя находилась в своем расцвете. В еврейском тексте имя царя стоит " Агашмирош". Вероятно, что это не кто иной, как царь Ксеркс, тот, кто потерпел поражение от греков. Некоторые данные косвенно говорят об этом – устраивал пиры, старался завоевать симпатии народа, получить его поддержку (м.б., перед походом на греков). Но это только косвенно.

Об авторстве книги. 9, 20-22. И написал Мардохей... послал письма... - Видимо, автором книги Есфири следует считать Мардохея, одного из основных участников этих событий.

С чего начинается возвышение Есфири: царь устраивает пир по всей империи и захотел показать своим гостям красавицу жену, Астинь. Та отказалась прийти, за что лишилась царского достоинства. Соответственно, другая женщина должна была быть избрана на его место. После долгих выборов выбор пал на Есфирь. В это время ее дядя Мардохей раскрыл царю заговор придворных, таким образом спас жизнь царя, об этом была сделана запись и на этом все окончилось. В то время царь возвысил некоего Амана, так что все были обязаны перед ним падать ниц, чего не делал Мардохей. И Аман решил погубить не только его, а и весь его народ, о чем подготовил и подписал соответствующий указ. В этот момент, когда жизнь иудеев висела на волоске, Мардохей призывает Есфирь встать на защиту народа. Есфирь долго не решалась на это, т.к.она уже 30 дней не приглашалась к царю, а вход к царю без вызова обозначал смертную казнь. Тем не менее, Мардохей побуждает ее идти к царю, она нашла у царя милость и пригласила его к себе на пир. В тот же день Аман приготовил виселицу для Мардохея, намереваясь на следующий день повесить его. Но именно в эту ночь Господь отнял сон у царя, царь не мог заснуть и потребовал летописи, вспомнил о той заслуге, которую оказал ему Мардохей и за которую он не был вознагражден. Утром, когда к царю явился Аман, царь просил его о том, что сделать человеку, которого царь хочет особо отметить – подумал о себе, высшие почести, но тут же вынужден был исполнить это на Мардохее. В этот же день на пиру Есфирь открывает царю свою просьбу о спасении жизни ее и ее народа. Царь увидел себя обманутым, подставленным и велел казнить Амана на той виселице, которую тот приготовил для Мардохея. Мардохей был назначен на место Амана, и поскольку персидские указы не отменяются, то был издан новый указ с разрешением иудеям защитить себя и отомстить врагам. Так 14-15 число месяца... становится праздничным.

В этой книге ни разу не упоминается Имя Божие, и поэтому она долго не входила в канон. Тем не менее, сейчас она признана и входит в канон.

Есть неканонические места в книге. Начало 1 главы – в квадратных скобках целая вставка. Целый отдел идет без нумерации строк, описание сна Мардохея.

3 глава, аналогичная вставка после 13 стиха. Указ Амана об истреблении иудеев.

4 глава, после 17 стиха. Совместная молитва Мардохея и Есфири.

5 глава, с самого начала – описание того, как Есфирь самовольно пришла к царю. Подробности речи, диалога царя с царицей.

8 глава, с 12 стиха. Указ Мардохея.

10 глава, с 3 стиха. Истолкование сна Мардохея и сообщение о доставке этого послания в Александрию. Разумеется, это дописка, т.к.Александрии в это время не было.

Что касается остальных вставок, то и без них есть цельное стройное повествование. С этими вставками появляется иногда отсутствие этой цельности. Можно предполагать, что был не один рассказ об этих событиях, были разные рассказы и разные редакции. Любое событие обрастает всегда подробностями легендарного плана. В Септуагинте, видимо, была сделана попытка объединить все эти повествования в одной редакции на базе того материала, который был в то время в Александрии, создать более подробное повествование.

 

НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ

Об их достоинстве. Достоинство неканонических книг – это спорный вопрос, на который нет однозначного церковного определения. Также и нет единого правила, которое бы объявляло общий объем неканонических книг. Обычно делается ориентир на 85 апостольское правило.

85-е правило перечисляет все известные нам новозаветные книги, а также два послания и еще 8 неизвестных нам книг свмч Климента Римского. Перечисляет все канонические книги Ветхого Завета без Плача Иеремии. Нельзя делать вывод, что правило считает книгу Плача неканонической, т.к.эта книга считается приложением к книге Иеремии. Книга Иисуса Сирахова предназначается для чтения юным.

Ни в одном каноническом правиле не упоминается книга Неемии, но упоминаются две книги Ездры. Вполне очевидно, что в данном случае имеется в виду именно книга Неемии, а не вторая Ездры, тем более что в Вульгате она так сейчас и называется.

60-е правило Лаодикийского собора перечисляет все известные нам новозаветные книги, а также канонические книги Ветхого Завета, а также книгу Варуха и послание Иеремии.

33-е правило Карфагенского собора также перечисляет все известные нам новозаветные книги и канонические книги Ветхого Завета. Среди них – не три, а четыре книги Соломоновых, а также книги Товита и Иудифь.

Правило св.Афанасия Александрийского – упоминаются также все новозаветные книги, а также канонические книги Ветхого Завета без книги Есфирь. Упоминаются книга Варуха и Послание Иеремии.

5-е правило св.Григория Богослова упоминает известные нам новозаветные книги, кроме Апокалипсиса, а также ветхозаветные канонические книги без книги Есфирь.

6-е правило св.Амфилохия Иконийского перечисляет новозаветные книги, но ставит под сомнение каноничность 2 и 3 послания Иоанна, послания Иуды и Апокалипсиса. Перечисляет канонические ветхозаветные книги, ставит под сомнение книгу Есфирь.

В неканонических книгах есть назидательные моменты, но и – например, курение печени рыбы, у Соломона – описание невинных страданий и т.д. В значительной мере некоторые из этих книг претендуют на каноничность.

 

ВТОРАЯ КНИГА ЕЗДРЫ

Относительно авторства трудно что-либо сказать. Судя по греческому языку книги, она написана верующим правоверным иудеем, но, видимо, эллинистом; человеком, который, сохранив веру отцов, воспринял греческую культуру и изложил события ветхозаветной истории возможно для александрийских иудеев. Книга в значительной степени представляет собой компиляцию из 4 Царств, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, дополненных некоторыми внутренними преданиями. Книга начинается от правления царя Иосии и заканчивается трудами Ездры по научению народа Закону Божию.

По содержанию можно разделить:

1. Глава 1, от царя Иосии до Вавилонского плена.

2. Главы 2-7 – возвращение из плена и восстановление храма; благополучный период при царе Кире Персидском и Дарии.

3. Главы 8-9 – описание трудов священника Ездры.

Есть исторические неточности, повествования, которые не соответствуют 1 Ездры или историческим реалиям. Так, первое возвращение из плена возглавляет некий Салманассар, а не Зоровавель. Зоровавель же по этой книге находился при дворе царя Персидского. Самое большее, пожалуй, сомнение вызывает рассказ 3-4 глав книги – спор телохранителей о том, что всего сильнее. Важно посмотреть на то, какова форма этого спора. Ничего бы не было особенного, если бы завели спор между собой, или если бы сам царь задал бы придворным этот философский вопрос. Но они сами устраивают этот спор на государственном уровне, сами назначают себе награду от царя и более того – кладут свои ответы под изголовье царю. Уместно здесь вспомнить хотя бы книгу Есфирь – кто посмеет войти к царю без вызова, будет казнен, вход рассматривается как вызов государю, и уж тем более что-то класть ему спящему под голову. И более того, царь дает им еще большие награды. Все это скорее походит на некие философские диспуты при дворе греческих правителей, но не персидских царей. Т.о., эти главы вызывают наибольшие сомнения в подлинности книги.

 

КНИГА ТОВИТА

В греч.и русск.Библии – Товит, в лат. - Товии

Книга передает историю Товита и его сына Товии. Всего в книге 14 глав, можно разделить на три части.

1. Главы 1-3 – описание благочестия, добродетелей Товита, его жизненные испытания, также испытания его родственницы Сарры

2. Главы 4-11 – история Товии, т.е.его путешествие в Раги Мидийские, женитьба на Сарре, возвращение в Ниневию и исцеление отца (Товита) от слепоты.

3. Главы 12-14 – нравоучительный эпилог.

Об авторстве. Судя по содержанию, автором книги можно считать самого Товита. Об этом говорит 13, 1 – написал молитву. Значительная часть книги написана от первого лица, т.е.от лица самого Товита. Можно предположить, что первоначальный язык книги – арамейский; блаженный Иероним еще видел эту книгу на арамейском языке. Труднее всего сказать относительно времени составления книги. Товит умер в Ниневии в период ее расцвета, а Товия переселился в Ектабаны Мидийские (конец 14 главы) и перед смертью слышал о падении Ниневии, которую пленил Навуходоносор. Это те исходные данные, которые могут говорить о времени происхождения книги. Так что книга составлена в целом в период ассирийского и вавилонского плена.

В книге есть много легендарного типа подробностей, но тем не менее, она имеет определенное историческое и назидательное значение. Это единственный исторический источник, который проливает свет на положение израильских переселенцев в Ассирии. Назидательное значение книги – вера Товита, который был из знатного рода (об этом говорит перечисление его родословия до 3 колена), из северного Израильского царства, тем не менее, хранил закон и веру в Бога, ходил в Иерусалим на праздники. После переселения в Ниневию Господь даровал ему милость у Енемессара, и он занимал придворную должность. Это положение Товит использовал, чтобы оказать милость своим страждущим соплеменникам. Погребал трупы убитых царем, за что попал в немилость и был в изгнании до того, как двое сыновей Салманассара убили его (Салманассара). Это исторический факт. Воцарился Сахердан. При Сахердане Товит смог вернуться в Ниневию, но и тогда не оставлял милостыню. Так человек оказывал милость даже в тяжелых для себя обстоятельствах.

Далее – учение о родственных отношениях. Скажем, при женитьбе Товии на Сарре – относиться к свекрови как к родной матери. Конечно, очень много обычной человеческой житейской мудрости, особенно в 12 главе. Здесь же раскрывается значение благословения Божия.

Сомнительные места – ослеп от воробьиного помета, а от этого обычно не слепнут. Далее – об умерщвлении женихов. Вряд ли дух будет вмешиваться в эти отношения. Далее – о воскурении печени рыбы, явно противоречит всему. Не принесение на жертвеннике. Исцеление отца желчью этой рыбы – то же самое. Сам факт соотношения с законом – полностью противоположно закону Моисееву. Ангел в человеческом образе сопровождал – тоже сомнительно. Ангелы сопутствуют, но не в человеческом образе.

 

КНИГА ИУДИФЬ

Наименование – по имени главной героини повествования Иудифи, которая спасла свой родной город Ветилую от нашествия Олоферна, полководца Навуходоносора. Об авторстве и времени написания трудно что-то сказать. Возможно, первоначально была написана на арамейском языке, до нас не дошла.

Две части: 1-7 главы – описание побед Олоферна, и 8-16 главы – личный подвиг Иудифи.

Навуходоносор, царствовавший над Ассирией в Ниневиии, начал войну против персидского царя Арфаксада. В этой войне должны были участвовать все подвластные ему народы. Но народы Палестины и Египта отказались и не пошли на войну. После победы над Арфаксадом Навуходоносор решил покарать неповиновавшиеся народы. Послал своего полководца Олоферна, который опустошил многие земли и планировал наступление на Иудею. Ветилуя же лежала на пути к Иерусалиму. В это время народ иудейский еще только недавно вернулся из плена (4, 3), и в это время они молили Бога о помощи. Узнав о подготовке к сопротивлению, Олоферн пришел в ярость и намеревался покарать жителей Ветилуи. Он даже овладел источником города, лишил жителей воды. В это время верующая вдова Иудифь, необыкновенно красивая внешне, пришла в лагерь к Олоферну, была ему представлена и осталась в лагере. Фактически она сдалась Олоферну. На третий день она была приглашена на пир к Олоферну, и когда он пьяный заснул после пира, она отрубила ему голову и принесла в Ветилую. К Олоферну, конечно, никто не смел войти, потому что он был полководец, но и потому, что думали, что он спит с Иудифью. На следующее утро, когда вооруженные жители вышли на сражение, смерть Олоферна обнаружилась, и все войско в панике стало убегать, в значительной степени истреблено вышедшими на сражение. Досталась богатая добыча, Иудифь была прославлена как спасительница города.

Вопрос историчности – замечаем многие несуразности и неточности. Во-первых, Навуходоносор царствует над Ассирией в Ниневии. Оставляю без комментариев. Второе – народ вернулся из плена, т.е.действие происходит уже после плена, в персидскую эпоху. Третье – такой город как Ветилуя, наизвестен. Далее, имя Олоферн – персидское, так что с точки зрения наименований городов и фактов, эта книга является вымыслом.

Другое дело, что под этими именами могут скрываться идеализированные образы реально действовавших исторических персонажей. Под образом Ниневии может быть Антиохия, под образом Навуходоносора – Антиох Епифаний, который действительно предпринял успешный поход в Персию. Т.е.само повествование может относиться к эллинистической эпохе. Такое вот полуисторическое описание, которое прямо относится к истории маккавейских войн.

 

ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА

Под эллинизацией понимается проникновение и установление греческой культуры, религии и образа жизни на Востоке. Этот процесс обусловлен завоевательными походами царя Алесандра Македонского, который создал колоссальную империю от Балканского полуострова до Индии и Египта, всюду установил свою власть, но ей не успел воспользоваться, т.к.умер очень молодым. После его смерти (у него не было детей, был неженатым) полководцы поделили его империю между собой на три части. Но так или иначе, это засилие греческой культуры, религии и образа жизни продолжалось, на Востоке, в Греции и Египте строились греческие города, и так или иначе происходило столкновение культур. Такие столкновения происходили при любых завоеваниях и походах, но если религии Греции и Востока были сходны между собой (сжигание мяса – было не только в иудаизме, но и в других религиях – ханаанских и др.; устройство храма – также не отличается от храма Соломона), но где у язычников была маленькая комнатка или ниша в стене, где стоял идол, в Иерусалиме было пустое помещение без изображений. Т.е.был большой соблазн язычества, с культурной т.зрения этот момент выглядел несовершенно. Ненамного здесь отличались ассирийская и вавилонская культура. Здесь же произошло принципиально новое явление, т.к.произошло столкновение именно с греческой культурой и религией, которая принципиально отличалась от религий востока.

Религии Востока в значительной степени представляли собой натурализм, поклонение силам природы в той или иной форме, выражались по-разному, но суть была одна и та же. Было поклонение небесным светилам, не только в Египте и Ханаане. Люди жили в условиях жаркого климата, и думали о дожде, урожае и т.д. В то же время достоинство человека в восточных религиях было очень низким. Не случайно были и человеческие жертвоприношения.

Религия греков – это антропоцентризм, происходило наоборот, обожествление человека. Т.е.боги греков – это обыкновенные страстные люди. В каком-то смысле происходило обожествление страстей, обожествление человеческой силы, но в то же время было обожествление мужества, чести, геройства, достоинства. Можно именно по развитию греческой культуры сказать, что происходило обожествление самого тела человека. Культура греков стояла на принципиально ином уровне по сравнению с Востоком. Греки первыми научились изображать движение тела. Развитие личной культуры человека, физической культуры, телесное развитие. Школы с метанием диска, бега и т.д.были неотъемлемой частью воспитания детей. Обучение красноречию. Не случайно именно у греков происходит становление философии и философских школ.

Теперь после завоевания Александра Македонского происходит столкновение принципиально различных культур, мировоззрений, религий. Все-таки понятно, что религия греков стояла на более высоком уровне, чем религия востока, т.к.высоко было достоинство человека, критерий нравственности (честь, достоинство, мужество), обожествляется хотя бы реальная личность, а не безликие силы, планеты и животные. И религия греков могла плодотворно повлиять на людей древнего Востока. Но одно дело – это столкновение с разными народами древнего Востока, а другое – Богооткровенная религия иудеев, где было, конечно, обратное влияние. Ветхозаветная религия, понятно, стояла на принципиально ином уровне, чем прочие, в любых отношениях, как религиозном, так и нравственном. Т.е.то, что могло оказать благотворное влияние на язычников Востока, оказывало отрицательное влияние на евреев. Все-таки со времен вавилонского плена евреи спокойно жили под чужим владычеством, пользуясь широкими правами и автономией. Платят дань, находятся под полной защитой персов. Их никто не трогает, наоборот, о них даже заботятся, и они спокойно живут своей религиозной и национальной жизнью. То же самое было при правлении греков.

Александр Македонский переселил много евреев в Египет, в самой Палестине были построены греческие города. Безусловно, греки оказывали свое большое влияние на евреев. Особенно, когда будем говорить о 2 Маккав.книге, которая, безусловно, написана человеком – хранителем закона, верующим, но все построено на греческой риторике, красивых оборотах, греческом стиле речи. В это же время происходит перевод 70. В свою очередь, ветхозаветная религия оказывает свое благоприятное влияние на греков.

Дальше жизнь в Палестине протекала бы спокойно, если бы не было попыток уничтожить ветхозаветную религию и обратить всех в греческий культ, в греческую веру. Именно эта попытка Антиоха Епифана и привела к восстанию Маккавеев, а там, где есть восстание за национальную религию, там и борьба за национальную свободу. Это восстание и многолетняя борьба привели фактически к полной самостоятельности иудеев, хотя и на очень короткое время.

Деятельность Антиоха Епифана по распространению греческой религии возникла не на пустом месте.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАККАВЕЙСКИХ КНИГАХ

Маккавейскими эти книги называются по названию главных героев этих событий, по династии Маккавеев, которые подняли борьбу за религиозную свободу. Если говорить еще уже и конкретнее, именем Маккавей (" молот") назывался один представитель этой династии, Иуда, который прославился своими необыкновенными военными подвигами и победами. От него это название перешло на всю династию и на наименование книг.

Это касается первых двух книг. Третья Маккавейская книга – это название условное.

И еще – в современной греческой Библии по Александрийскому кодексу печатаются 4 Маккавейские книги. В Вульгате только 2, а 3-я считается апокрифом.

 

ПЕРВАЯ МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА

Это книга описывает борьбу династии Маккавеев против ига Селевкидов, особенно против Антиоха Епифана. Она начинается с описания завоеваний Александра Македонского и заканчивается приходом к власти Иоанна Гиркана, сына Симона Маккавея.

По содержанию можно разделить на 4 части.

1 часть, 1-2 главы – языческая эллинизация Иудеи и восстание священника Маттафии.

2 часть, 3-9.22 – военные подвиги Иуды Маккавея

3 ч, 9.23 – 12 глава – военные подвиги Ионафана Маккавея

4 ч, 13-16 главы – правление Симона Маккавея и упоминание о приходе к власти Иоанна Гиркана

Хотя здесь всего 16 глав, объем книги достаточно большой, иногда в главе бывает до 90 стихов. Также здесь множество фактов и имен, что делает ее трудной для чтения.

Время происхождения – книга заканчивается повествованием о приходе к власти Иоанна Гиркана. Соответственно, именно в это время, примерно к 130 г.до РХ, и нужно относить происхождение книги.

Оригинальный язык – судя по стилю изложения, первоначально написана на еврейском языке и полностью правоверным иудеем, ревнителем закона, который всячески старается ее написать в стиле ветхозаветных книг, хотя автор и не лишен греческого влияния, но в то же время он стремится к беспристрастному изложению фактов и постоянно проводит основные религиозные идеи всех исторических книг. Т.е.для него всегда благополучие – это следствие праведности, и наоборот, бедствия, которые постигли иудеев – это наоборот, наказание за грехи. Кстати, еще один момент, который является общим с ветхозаветными книгами – то, что он не описывает сами человеческие грехи, а проводит идею. Нет задачи осуждения и описания кого-либо, а задача описать, как люди старались исправить это положение. Нестроения в самом иудейском обществе описывает 2 Маккав.книга. Автор в любом случае неизвестен, но это палестинский иудей, ревнитель закона.

 

ВТОРАЯ МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА

Мы привыкли к тому, что вторая – это продолжение первой книги, но здесь это не продоложение, а другое повествование, параллельное частично первому. Книга начинается с благополучного правления Димитрия Селевка и первосвященника Ании (то, о чем 1 Маккав.книга не повествует) и заканчивается последней победой Иуды Маккавея над Никанором.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал