Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Достоинства Давида как царя и богодухновенного писателя 3 страница
9.27 – 10.до конца – четвертое видение Ездры. Под видом жены скорбящей, плачущей женщины Ездра созерцает бедственное состояние Сиона. Предсказывается восстановление Сиона в 10.54 ст. 11-12 гл. – пятое видение. Видение исходящего из моря 12-крылого орла, но он был уничтожен выбежавшим из леса львом. Орел – символ земных царств, 12 крыльев – символ 12 царств. Лев – это помазанник (12.31-32 и дал.) 13 гл. – шестое видение. Видение крепкого мужа с воинством небесным, перед которым все трепетало, и множество людей собралось, чтобы победить его. Он победил это множество безо всякого оружия, только огненным дыханием уст своих. (с 9 ст.и далее). После этого он призывает к себе другое множество, уже мирное. Соответственно, этот муж является Сыном Божиим (52 ст.). 14 гл. – седьмое видение. Предсказание смерти Ездры. Призыв к Ездре обустроить свой дом, обучить народ, делать дела праведности – утешить униженных… Ему повелевается восстановить Священное Писание, потому что закон сожжен при падении и захвате Иерусалима. Ездра вместе с писцами восстанавливает 94 книги, из которых 24 предназначены для всеобщего чтения, а еще 70 книг предназначены для мудрых. 15-16 гл. – эпилог, предсказываются будущие страдания грешников, падение Вавилона, Египта, Сирии и избавление избранников Божиих. В прологе и эпилоге пришествие Мессии – это уже совершившийся факт. Более того, здесь явно проступают евангельские фразы: 1.24-27 – взгляд, противоположный тому, который в основном тексте. Там иудеи выше других народов, а здесь – обещание Царства Божия другим народам. 30 ст. – собрал вас как курица птенцов своих под крылья. 32 – послал к вам пророков, а вы умертвили их. 33 – оставляется вам дом ваш пуст. С 38 ст. до конца 1 гл. – упоминается пророк Малахия, поэтому время происхождения книги – не ассирийское и вавилонское пленение, т.к.Захария и Малахия – это послепленные пророки. Время составления книги т.о. – не раньше конца 1 в.н.э., когда Иерусалим был уже разрушен римлянами. Очевидно, конец 1 в – время бедствий и нового пленения Израиля породил не только Апокалипсис Иоанна Богослова, но и целый ряд других апокалипсисов. Разрушение Иерусалима воспринималось как начало конца света.
ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ Обычно мы понимаем пророчество как предсказание о будущем. На самом деле это не так. Еврейское слово «нави» - не тот, кто предсказывает будущее, а кто передает чужую волю, волю другого человека. В ветхозаветном понимании – тот, кто передает волю Божию. В этом отношении по смысловой нагрузке еврейское слово «нави» отлично от греческого «профитис», которое ближе к нашему пониманию, имеет значение «предсказать». Так, в Ветхом Завете есть пророчества о прошлом. Пророчества о настоящем, напр.Деян – сребро твое да будет тебе в погибель… ибо вижу тебя исполненного всякой неправды… (Петр). Нельзя рассматривать пророчества и с противоположной т.зрения, как какой-то рок и неизбежность. Всегда они носят не безусловный характер, а изменяемы по воле Божией, т.к.воля Божия изменяема. Главное свойство пророчества – призыв к покаянию, к изменению жизни человека. Кроме того, пророк – это не всеведец. Не во всех случаях и не каждому пророку сразу открывалась истина, а открывались только те знания, которые были необходимы ему в данный момент. Например, когда Елисей сказал – Господь сокрыл от меня причину твоей скорби (по поводу смерти сына... –нки). Или Нафан – добавил от себя – положительно ответил о постройке храма Давиду, но потом получил откровение от Бога и возвещает волю Божию, а сначала говорил от себя.
ПРОРОКИ И ВРЕМЯ ИХ СЛУЖЕНИЯ Начало израильского профитизма относится к Моисею, т.к.он был первым пророком. Но надо рассматривать более широко, сколько существует человечество, столько существует и пророчество, Адам тоже пророчествовал. Можно также привести примеры, когда патриархи пророчествовали. Т.е.пророческое служение было и до Моисея. Служение Моисея особенно, и в лице Моисея пророчество было поставлено на высшую ступень земного достоинства. Моисей – это одновременно пророк, основатель священства, хотя и сам не священник, и правитель народа – в одном лице. Можно сказать, что он проводник теократии в Израиле. В конце жизни Моисей стал непререкаемым авторитетом. Эпоха после Моисея до Самуила условно называется беспророческой. Понятно, что нельзя понимать это буквально. Пророческое служение, конечно, существовало, хотя может и было не в чести. Так, в кн.Судей упоминается дело пророческое. А вот пророк Самуил сыграл уже особую роль в становлении израильского профитизма. Помимо того, что сам был пророком и вождем, судьей народа, примечательно то, что во-первых, именно пророк становится основателем израильской монархии, и то, что именно пророк, а не священник, помазывает на царство первых двух израильских царей. Кроме того, он основатель пророческих школ. Что представляют собой пророческие школы, трудно сказать. Ясно, что это не учебное заведение, что там не изучали науки. Это определенный круг, кружок людей, где передавалась традиция пророчества, умение пророчества во всех отношениях. Образ жизни, исполнение закона и др. Эти пророческие школы просуществовали до Вавилонского плена (в северном царстве – до Ассирийского плена). Например, вознесение Илии на небо – вышли сыны пророческие – знаешь ли, что господин твой сегодня будет взят? – И я знаю, молчите. Просуществовали до времен царя Манассии, т.к.говорится, что он залил улицы кровью пророков. Что касается последнего периода иудейской истории, предвавилонских времен, то наряду с возрождением государственной жизни, вырождаются пророческие школы. Тот же пророк Иеремия и Изекииль прямо обвиняют лжепророков, тех, кто пророчествуют за деньги. Самуил и Саул взаимно боялись друг друга, тем не менее Самуил был наставником Саула, часто диктовал ему политические шаги, часто обвинял в непослушании. Но с течением времени все больший авторитет приобретает государственная власть, а достоинство пророков постоянно понижается. Так, уже при Давиде – Нафан является придворным пророком царя Давида, он играл уже второстепенную роль, наверняка был на уровне лишь советника. Иногда был его обличителем, но не более того. А в последующие времена роль пророческого служения еще более понижается. Пророки уже играли свою роль, применяли свою деятельность просто в народной среде. Тот же самый Ахей Силомлянин предсказывает Иеровоаму царство, когда тот был еще простым гражданином Израиля (символическое действо с разрыванием одежд и помазывает его на царство), не произнося ему никаких обличительных речей. В дальшейшем уже, при последующих царях, многое зависело от веры самого царя, от того, какой был царь. Если царь верующий (благочестивый), то пророк был у него тоже в почете. Скажем, во время правлении царя Иезекии Исаия был его государственным советником. То же самое можно сказать и о пророке Иеремии во времена царя Иосии. Но когда у власти был неверующий царь, нечестивый, то пророческое служение было унижено. Очень часто пророки не только унижались, но и убивались за неблагоприятные пророчества. Больше всех страдал Иеремия, его жизнь представляет собой сплошное страдание и унижение. Парадокс, и в то же время закономерность – что израильский профитизм оказался в почете в вавилонском плену в лице Даниила – он оказался в положении придворного пророка Навуходоносора – объяснял ему значение его слов, указывал путь избавления от бедствий. Соответственно, в его лице и в лице Иезекииля пророческое служение продолжалось и в Вавилоне. Так же можно сказать, что пророческое служение продолжалось и в послепленные времена. Из послепленных пророков известны трое – Аггей, Захария и Малахия (печать пророков, последний из пророков). Выражение «печать пророков» вовсе не означает, что пророческое служение полностью прервалось. Оно означает лишь, что не было больше выдающихся пророков, государственного уровня, которые бы играли видную роль. Лк. – когда Христос был принесен в храм, то при храме была Анна пророчица – т.е.пророческое служение не прекращалось. В христианскую эпоху после 50-цы оно было обновлено. Тема новозаветного профитизма не входит в наши задачи.
ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ПРОРОЧЕСТВ. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПРОРОЧЕСТВ Здесь предпочтительно пользоваться термином «спасение», надо говорить о мессианском служении. Пришествие Мессии – главный предмет пророческой проповеди. В этом все пророки едины. Но Мессия у разных пророков предстает в разных лицах. То Его изображают Пастырем, другие пророки изображают Его Царем, третьи – Священником. В некоторых случаях говорится о спасении иудеев через Мессию, а иногда говорится о спасении язычников. Такое различие объясняется первую очередь психология слушателей, т.к.в разное время пророчества обращены к конкретным людям со своей психологией, своим мышлением, различным уровнем восприятия, отсюда следуют и различия в описании прихода Мессии.
УЧЕНИЕ ПРОРОКОВ Пророки учат, назидают. В пророческих книгах. Монотеизм, морализм и спасение. Названия говорят сами за себя. 1. Монотеизм. И в законоположительных, и в исторических книгах основная идея – это верность Богу. Отступление от Бога – это тяжелейший грех, потому что Бог есть Творец всего. Своим бытием мы обязаны Богу, и если мы отступаем от Бога, то лишаемся права на жизнь. В законоположительных книгах присутствует некоторое воззрение на Бога, Яхве как на Промыслителя, Правителя Израиля, который управляет Своим народом, дает ему закон, помогает народу в тяжелых обстоятельствах, дарует ему победу над врагами и землю обетованную, то в пророческих книгах Бог уже рассматривается как повелитель всех народов. Более того, в пророческих книгах особенно развит этот элемент, это поучение, и отступление от Бога лишает права на Его помощь, и любые внешние действия, внешние обряды ничего не стоят в случае отступления от Бога. 2. Морализм. Признание Иеговы Богом Израиля само по себе требует исполнения закона. Особенно не только религиозных предписаний, но и нравственных. Нарушение нравственных норм также отделяет от Бога. Особенно тяжелыми грехами считаются неправильный суд - оправдание виновного и обвинение невиновного, прелюбодеяние – физическое всегда отождествлялось с духовным – почему такие строгие нормы, является нарушением человеком правил жизни и лишает права на жизнь. И суд – это дело Божие, Бог – Судия всех. Судьи называются богами в том смысле, что исполнение суда, судебная функция здесь, на земле – это исполнение дела Божия. Поэтому судьи должны обладать абсолютной непредвзятостью. Неправильный суд – надругательство, насмешка над делом Божиим. У пророков, в пророческих книгах – неправедный суд – одно из самых тяжких обвинений. 3. Спасение. Понятие спасения по-разному воспринимается в Ветхом и Новом Завете. Здесь не ограничивается мессианизмом, т.к.Мессия должен прийти и устроить всё. Эти чаяния спасения больше всего отождествлялись с приходом Мессии. И в Новом Завете спасение обозначает спасение от вечных мук, т.е.означает вечную жизнь. В Ветхом Завете спасение означает спасение от бедствий жизни, от плена.
ЦЕЛИ ПРОРОЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ Цель пророческого служения трояка – религиозная, нравственная и политическая. Религиозная – понятно, поддерживать веру в единого Бога, побуждать народ к исполнению закона, поддерживать должный религиозный уровень народа, подкрепляя его надеждами на обетованного Мессию. Нравственная цель – обличение пороков Израиля. Напр., 8 гл.Иезекииля – показывает пороки с называнием конкретных лиц. Другие пророки не называли имен, но тоже обличали. Не только обличали, но и объясняли закон, предостерегали от греха, предупреждали о последствиях. Политическая цель – пророки не были чужды политической жизни Израиля. Очень часто они подсказывали царям правильные политические шаги в той или иной реальной исторической ситуации. Скажем, когда зло было уже неизбежным, старались свести его к минимуму. Это можно видеть в самые разные эпохи, начиная с Самуила и кончая Иезекиилем, который обещал сдаться… Конечно, деятельность пророков касалась и судьбы языческих царств – например, Даниил.
ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Здесь надо перечислить пророческие книги (16). К книге Иеремии есть приложения – книга Плача, Послание и книга Варуха. Эти все книги, те, что канонические, в еврейской Библии помещены в разделе поздних пророков. (Навин, Судии, Царств – это ранние пророки). Книга Даниила помещена в Писаниях. Когда говорим о пророческой книге с именем того или иного пророка, следует всегда помнить, что это название условно. Сам пророк в этой книге не написал, видимо, ни одного слова, чаще всего. Т.е.пророки не писали книг. Их задача была другая – они произносили речи, они обращались к живым конкретным людям, а если и записывали пророчество, то только в силу физической невозможности обратиться к своим слушателям. Например, Иеремия писал из тюрьмы, и Варух читал их перед царем Иоакимом. Иезекииль писал из плена тем иудеям, что были в самой Иудее. Здесь, т.о., в пророческих книгах мы видим записи речей пророков, крые были сделаны другими людьми.
ЗНАЧЕНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ КНИГ Здесь также есть три аспекта значения пророческих книг: апологетический, нравственный и исторический. 1. Апологетический аспект. Здесь надо отметить, что пророчества, даже в узком смысле, как предсказания будущих событий – это дело Божие. Только Бог может открыть это знание человеку. Точнее, знание будущих событий – это проявление Высшего разума, т.к.были пророки и среди язычников. Это проявление Высшего разума превосходит обычное человеческое понимание событий. И осуществление пророчества является подтверждением наличия этого Высшего разума. 2. Нравственное значение. Пророческие книги обращены к каждому из нас, воспитательное значение их очевидно. В этих книгах, помимо обличения беззаконий и греха, присутствуют еще примеры доблественного, самопожертвенного служения самих пророков. 3. Исторический аспект. В пророческих книгах есть исторические отделы, крые прямо говорят о соответствующих исторических событиях той времени и эпохи (36-39 Исаии – подробнее о нашествии Сенафиила на Иерусалим, чем в Пар.и Царств). Также описывается внутренняя обстановка в государствах или в плену соответствующей исторической эпохи. Можно видеть даже иногда картины жизненных обычаев и картины их соблюдения и нарушения.
ОТЛИЧИЯ ИСТИННЫХ ПРОРОКОВ ГОСПОДНИХ ОТ ЛОЖНЫХ ПРОРОКОВ И ОТ ЯЗЫЧЕСКИХ ПРОРИЦАТЕЛЕЙ 13 и 18 гл.Второзакония – четко изложены два критерия истинности и ложности пророков. 1) верность Богу. Соответственно, пророк, который призывает к отступлению от Бога, достоин только казни. Такие пророки посылаются для испытания верности Израиля Богу. 2) исполнение пророчества. Если пророк действительно послан Богом, то его пророчество должно осуществиться. Если же оно не осуществилось, то эти слова были не от Бога, и такой ложный пророк должен быть побит камнями. Лжепророки бывали разные – бывали люди, которые искренне заблуждались. Напр., 3 Цар.22 гл, о подготовке Ахава с Иосафатом на войну с Рамовом Галаадским. 400 пророков предсказывали победу, а один, Михей – поражение. Т.е.400 искренне заблуждались, было какое-то видение, и были искренне уверены. Или, вторая категория – откровенные шарлатаны, которые либо вовсе не имели дара пророчества, либо имели очень относительно этот дар. Но это уже те, о которых Михей говорит – кто им несет деньги, тому благоприятно пророчествуют, а кто им ничего не дает, тому предсказывают бедствия. И те, и другие встречаются на страницах пророческих книг. Истинное пророчество само по себе не является критерием истинности пророка. Примеры – Валаам, аэндорская волшебница и др.
О ПРОРОЧЕСКОМ ВДОХНОВЕНИИ И СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОРОКАМИ ОТКРОВЕНИЙ ОТ БОГА Всегда откровению предшествует призвание пророка как начальный момент служения. В Библии есть свидетельство о призвании отдельных пророков: Моисея, Самуила, Елисея, Исаии, Иеремии, Иезекииля (особо подробно), о своем призвании упоминает Амомс. Призвание на служение у всех пророков происходило в разных обстоятельствах и различным образом. Соответствующим образом каждому пророку подавались откровения свыше по мере необходимости, в соответствии со временем его служения. Способы получения откровений: 1) Вид е ние. По форме они различны. Наяву – как Моисею, Исаии, Иеремии, Иезекиилю. Через сновидения (хотя не часто) – как у Иакова, Иосифа, Даниила. 2) Слышание – призвание Самуила, Амос слышал Бога. 3) Общение с Богом лицом к лицу (Моисей)
СПОСОБЫ СООБЩЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ НАРОДУ 1. Пророки не писали книг, они проповедовали людям. Их задача была не оставить о себе память в веках, но чтобы исправить жизнь современников. Основной способ сообщения – устная речь. Этот способ объединяет всех пророков. 2. Письменным словом, конечно, пользовались. Пророки обращались письменно в тех случаях, когда не имели возможности устно обратиться к народу: Иеремия записывал и передавал свои пророчества через Варуха, когда сам находился в темнице. Позднее писал к переселенным в Вавилон. Пророк Иезекииль, бывший в плену, писал послания в Иерусалим. 3. Символические действия. Способ основан на воздействии впечатлением на слушателя. Использовались, когда устной проповеди не внимали. Свидительство у Исаии, Иеремии, особенно часто у Иезекииля.
БИБЛЕЙСКИЙ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ПРОРОКОВ В нашей Библии порядок идет по Вульгате (видимо, заимствован из Геннадиевской Библии). В еврейской Библии порядок иной: - книга Даниила и плач Иеремии относятся к Писаниям; - на первом месте пророк Иеремия, далее Иезекииль, Исаия, затем малые пророки. У Иеремии идут обличения и угрозы, у Иезекииля первая половины книги – угрозы, а вторая – утешительные пророчества, а у Исаии больше утешительных. В греческой Библии порядок обратный: сначала малые пророки, потом великие. В хронологическом порядке – выделим три периода пророков: 1. Допленные – Иона, Амос, Осия, Исаия, Михей, Софония, Наум 2. Периода плена – Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аввакум и Авдий 3. Послепленные – Аггей, Захария, Малахия. Время служения пророка Иоиля нам неизвестно (есть аргументы как за допленный период, так и аргументы за послепленный период).
КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ Сведения о пророке Исаии достаточно скудные. В надписании книги называется лишь имя его отца («сын Амосов»). Указывается время его служения и место (Иудея). Имена царей во время служения его: Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия. Это единственные достоверные сведения о Исаии. Остальные сведения относятся к области преданий. (что он был царского рода или просто знатного происхождения, скончался во времена царя Манассии, даже говорят о гибели его). Из перечисления имен царей видно, что основная часть служения пришлась на тяжелый период истории Иудеи. Исаия призван на служение пророка в год смерти царя Озии, крый был благочестивым человеком. Это можно сказать и о сыне его Иоафаме. Эти цари хранили верность Богу, хотя и были не без человеческих слабостей, за что наказывались. Само государство находилось в цветущем состоянии. Будучи малым по размерам, государство Иудея держало в подчинении окружающие народы, имело сильное войско. Экономическая ситуация также благополучна. Расцвет материального благополучия не обходился без религиозного охлаждения. Забывались обычные добродетели. Часты нравственные нарушения, в чем пророк обличает свой народ (первые главы). При Ахазе всюду насаждалось язычество. Последствия отступления сразу проявили себя. При первом столкновении с сиро-израильскими войсками разбито войско Ахаза, царя Иудейского. Царь спас Иудею и Иерусалим от разорения, жертвуя независимостью (он заключил союз с Ассирией на условиях вассальной зависимости). Начался упадок. Подъем государства при Езекии. Благодаря особой помощи Божией и по молитвам пророка Исаии, а также его советам этот царь отстоял независимость Иудеи в период наивысшего военного могущества Ассирии. Езекия всячески боролся с язычеством, крое уже пустило корни и прижилось в народе. Езекии удалось добиться лишь внешнего уничтожения язычества. Исаия лишь предсказывает время, когда идолы совсем исчезнут. При воцарении Манассии начался небывалый расцвет язычества. Исаия свидетельствует о небывалых чудесах Божиих: - поражение войска ассирийского под стенами Иерусалима; - возвращение тени от солнца на 10 ступеней; - предсказание смерти Езекии, а после покаяния и молитвы последнего – продление на 15 лет жизни.
Второисаия Концепция девтероисаии полагает, что книга написана преемником пророка Исаии, которого также звали Исаия, и который продолжил его служение и писание книги. Данные в пользу гипотезы: - 44, 26-28 – Храм находился в развалинах; - конкретные имена редко употребляются в пророческих книгах. Если называется конкретное имя (здесь царь Кир), значит, оно кому-то о чем-то должно говорить. За единство авторства - идейное единство книги и словоупотребление. Доказанность или недоказанность этой гипотезы никак не влияет на каноничность или способ изучения книги.
О стиле передачи откровений Основной стиль – устная речь. Но иногда Исаия применял символические действия. Откровения получал через видения, иногда к нему было обращено слово Божие.
О характере изложения в книге Язык Исаии красивый, литературный, даже поэтический. Пророк называет события и вещи своими именами. В книге нет описания загадочных видений. Очень много мессианских пророчество (поэтому «ветхозаветный евангелист»).
Разделение книги на части: 1. 1-39 гл. – обличительная часть, здесь – большинство обличительных пророчеств. 2. 40-55 гл. – утешительная часть, об освобождении из плена, о Рабе Господнем и Его искупительных страданиях. 3. 56-66 гл. – описание духовного мессианского царства.
Призвание Исаии к служению (6 гл.) 1-4 ст. Описание видения славы Божией. Краткое, но величественное. 5 ст. Бога никто не видел, апо.Иоанн говорит, что Исаия видел лишь славу Божию, а не Бога. Сознание недостоинства: видел Бога и остался жив. Это по милости Божией, т.к.он и народ за грехи достоин смерти. 6 ст. Символическое видение («Се прикоснуся устнам твоим…») 8 ст. В обновленном состоянии Исаия проявляет ревность по вере: сам вызывается на пророческое служение, связанное в то время с большими опасностями. 9-13 ст. Господь предсказывает Исаии, что его проповедь мало что изменит в жизни людей. Народ огрубел в грехе, лишь большие потрясения могут изменить людей к лучшему. Дается откровение об окончательном запустении земли, об уведении жителей в плен. Также об оставлении корня, святого семени, т.е.той незначительной части населения, которая хранит верность Богу. Через это св.семя будет восстановлена жизнь в Иудее.
ПРОРОЧЕСТВО О ВОЗВЫШЕНИИ ГОРЫ ГОСПОДНЕЙ (Ис.2 гл., 1-4) Буквально, дословно это пророчество повторяется у Михея, т.е.они были современниками. (Мих.4, 1-4). «Последние дни» - обычно имеет значение мессианских времен, иногда – эсхатологических времен. Напр., а апостольском послании Ин.Богослова – «последние дни». Не во временном значении последний. Своим воскресением Христос обновил природу человека, обновил мир. Соответственно уже ветхому миру уже предопределено таким образом обновление. Сотворит новое небо и новую землю. В этом смысле и называются времена последними. «Гора дома Господня». Храм был поставлен на горе Мориа. Но не надо думать, что языческие храмы ставились где попало – они тоже ставились на холмах, возвышенных местах. Т.е.эти тенденции присущи вообще для многих религиях, и для христианства в т.числе. Именно к этой горе дома Господня потекут все народы. По сути дела это обозначает принятие истинной веры другими народами. Соответственно эти народы будут искать пути Божие. «От Сиона выйдет закон и пророчество от дома Иерусалима». Это пророчество не м.относиться к Ветхому завету, т.к.закон был дан на Синае, а не в Иерусалиме. Т.е.речь идет о каком-то другом законе. «Будет судить народы, обличит …, перекуют мечи на орала…» - больше относится к эсхатологическим временам. В мессианском понимании (христианском) эти слова можно относить к внутреннему состоянию человека. Относительно дублирования, повторения пророчеств у Михея. Можно по-разному трактовать. Не будем забывать, что и во времена Исаии еще существовали пророческие школы, где рождались многие откровения, записанные в пророческих книгах. Так что может быть либо откровение пророческой школы, либо один пророк может просто повторять слова другого, т.к.они были современниками.
ПРОРОЧЕСТВО О РОЖДЕНИИ ЕММАНУИЛА ОТ ДЕВЫ (7 гл.) Вернемся к тем обстоятельствам, при которых было произнесено это пророчество. Оно дано царю Ахазу, язычнику. 7, 1-2. 1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать. 2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу. Сирия и Израиль создавали коалицию против нарастающего могущества Ассирии. Иудея к этой коалиции не присоединилась. Т.е.они замышляли завоевать Иудею и т.образом посадить в Иерусалиме на престоле своего человека, некоего сына Тавеилова, чтобы втянуть Иудею в свою коалицию. Такие государственные перевороты были частыми в северном царстве и они сопровождалось уничтожением всей царской династии, т.е. здесь весь род Давидов был бы уничтожен, и Ахаз в первую очередь. Так что ему было отчего волноваться. И Исаия успокаивает его, говорит, что эти задумки не осуществятся, т.к.из рода Давидова еще д.прийти Мессия. 7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; 8 ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; 9 и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены. 0 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: 11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. 12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Трудно сказать, что понимал под этим Ахаз – то ли боязнь получить откровение, то ли прикрытое благочестием неверие, то ли действительно лучшие порывы Ахаза. 13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? 14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. 13 ст. – тоже трудный для объяснения. 14 – Еммануил буквально означает «С нами Бог». М.сказать, что здесь имя не личное, а сущностное, показывающее суть Личности, открывающее тайну Боговоплощения. В отношении слова «Дева» - долгая полемика, какое слово было в оригинале – альма или битула. В Кумранских находках – битула. Битула означает девственность независимо от возраста. Слово альма еще подразумевает молодость. Например, Ревека, когда Елиазар за ней ездил, тоже называется альма. Еще есть ряд мест – сестра Моисея Мариам, когда по поручению дочери фараоновой, когда бегала за своей матерью – тоже альма. В любом случае – это спор на пустом месте. Немного разные оттенки слов, но смысл почти один и тот же. Одновременно с предсказанием о рождении Еммануила дается и предсказание бедствий в дому Ахаза. Ахаз все-таки не обратился к Богу и не положился на его всемогущество, а заключил союз с царем Сирийским, соответственно этим он и будет наказан.
ПРОРОЧЕСТВО О ВОЗВЫШЕНИИ ГАЛИЛЕИ ЯЗЫЧЕСКОЙ (9 гл.) 1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Почему Галилея называется языческой – многие города в этой земле были подарены Соломоном Тирскому, финикийскому царю Хирам. 3 Цар.9 - 10 По окончании двадцати лет, в которые Соломон построил два дома, - дом Господень и дом царский, -- 11 на что Хирам, царь Тирский, доставлял Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые и золото, по его желанию, - царь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской. 12 И вышел Хирам из Тира посмотреть города, которые дал ему Соломон, и они не понравились ему. 13 И сказал он: что это за города, которые ты, брат мой, дал мне? И назвал их землею Кавул, как называются они до сего дня. 14 И послал Хирам царю сто двадцать талантов золота. Т.е.хоть они и не понравились Хираму, все-таки он отдал за них деньги. Кавул – сухой, песчаный. Т.о., со времени Соломона здесь уже жили язычники. И надо сказать, что во времена пророка Исаии и послепленные времена авторитет Галилеи был достаточно низкий. Люди отличались суеверием, невежеством и т.д. 2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Тем не менее, именно этот народ д.увидеть великий свет. Бог и есть Истинный Свет.
|