Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Достоинства Давида как царя и богодухновенного писателя 4 страница
6 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Речь идет не об обычном младенце, а о некоем сверхобычном, который дан, послан людям. Перечисление свойств Младенца и Сына. Говорится о Божественности этого Человека, который установит мир во многих смыслах – внутренний мир человека, мир человека с Богом, который дает вечность. 7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. Этот Младенец, Сын будет обладать всей полнотой власти, владычества. Престол Давида, крый в то время пошатнулся в религиозно-нравственном отношении, Он подкрепит праведным судом.
ПРОРОЧЕСТВО ОБ ОТРАСЛИ ОТ КОРЕНЕ ИЕССЕОВА (11 гл.) 1 И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; Слово «отрасль» - «хотеб» - прут, легко гнущаяся ветвь. «Корень» - «еза» - пень, срубленный ствол. «Ветвь» - «низек». По сути дела пророчество обозначает следующее. Род Давида как царственный род потеряет свое значение. Он будет сравним с этим срубленным деревом, спиленным стволом, пнем. И когда это произойдет, и должна вырасти от корня Иессеова, потому что Иессей был простым жителем Вифлеема. Именно от его корня должна еще произрасти ветвь. 2 и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; 3 и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Здесь перечисление семи даров Св.Духа. Дух премудрости. Премудрость – «хохма» - обозначает не обычную человеческую мудрость, а премудрость – это свойство Божие. Соответственно, разум, «вина» – это скорее проявление премудрости. Умение учить путям Божиим, умение проникать в Божественные тайны и умение применять эту Божественную мудрость в практической жизни. Дух совета. Умение давать практические, спасительные советы другим людям. Дух крепости. Обозначение силы, власти, которая дается от Духа Божия. Дух ведения, «даат» - взаимопроникновение человека и Бога, приобретение человеком свойств Божиих, и наоборот – Богом человеческих свойств. Дух благочестия. Способность посвятить всю свою жизнь Богу. Страхом Божиим исполнится – не животный страх перед Богом, а сыновнее чувство к Отцу. Благоговение перед Богом, желание исполнять Его волю. Предвзятый суд – один из самых тяжелых, серьезных пороков на Востоке. Ему противопоставляется непредвзятый суд: 4 Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. Единственным Его оружием будет Слово. 5 И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Два руководящих начала в Его деятельности. Препоясание означает подготовку к работе, к какой-то деятельности, а пояс – напоминание того, за что человек взялся. 6 Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. 7 И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. 8 И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. 9 Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. Слова Павла – «и о волах печется Бог», но здесь говорится не о животных, а о людях. Животные предстают как образы разных людей. 10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, - и покой его будет слава. Т.е.к Нему обратятся язычники, и Он станет знаменем для народа.
ПРОРОЧЕСТВО О ПУСТЫНИ ЖАЖДУЩЕЙ (35 гл.) Каждое пророчество можно понимать в историческом (типологическом), мессианском и эсхатологическом смысле. Здесь по крайней мере явно присутствуют исторический и мессианский смысл. В историческом смысле это пророчество обозначает возвращение из плена и возобновление жизни в земле обетованной. В мессианском смысле – под пустыней и сухой землей нужно понимать языческий мир, а также состояние человеческих душ, которые расцветут, процветут через явление славы Божией. 1 Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. 3 Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4 скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5 Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6 Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки. Все эти знамения сопровождались и явились с пришествием в мир Сына Божия. 7 И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. 8 И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. 9 Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него; его не найдется там, а будут ходить искупленные. Житель пустыни, юга – знает цену воде. Для него она является символом самой жизни, животворящей силой. В Св.Писании вода часто предстает образом благодати. Соответственно, в те времена будет указан прямой путь в Царство Божие. Говорится о большой дороге.
ПРОРОЧЕСТВО О ГЛАСЕ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ (40 гл.) Пророчество аналогичного содержания. Также можно понимать в двух смыслах: в историческом смысле – как возвращение из плена, в мессианском смысле – уже нужно ссылаться на Евангелие – это пророчество о Иоанне Крестителе. Первые два стиха – пожалуй, присутствует больше исторический смысл. Далее - 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это. Глас вопиющего – означает как бы слова вестника, который заранее непосредственно перед приходом царя возвещал его пришествие. Это было в обычае у многих народов, практически у всех – перед царем шел знаменосец, о прибытии царя сообщалось заранее. В данном случае голос возвещается в пустыне – в историческом смысле здесь возвращение народа из плена представляется как шествие Самого Бога, по аналогии с возвращением из плена Египетского. Т.е.ко времени шествия Бога нужно прокладывание дорог – т.е.срезание холмов, засыпание впадин, т.е.максимальное выравнивание поверхности земли. И когда дорога будет проделана, явится спасение Божие. В мессианском смысле – перед пришествием Мессии должен прийти вестник, возвещающий Его пришествие. Соответственно, пустыня также означает пустыню человеческих душ. В мессианском смысле приготовление пути Господу обозначает покаяние и исправление жизненных путей. Холмы, горы и впадины – означают греховность человеческой природы. Холм – гордость, возвышение, дол – грехопадение. Все это должно выровняться перед Богом. И когда эти греховные неровности будут сглажены, и явится спасение Божие.
ПЕСНИ ИСАИИ О РАБЕ ГОСПОДНЕМ «Раб», например, лат.сервус - можно также перевести «слуга», в значении служения Богу. Еврейское слово «ивет» тем более не означает рабского бесправного состояния, а скорее наоборот – этим словом обозначаются те люди, с крыми установлены особо близкие, тесные отношения. Т.е.перевод также допустим «отрок Господень», «слуга Господень» - т.е.человек, крый находится в близком отношении к Богу. В этих песнях раба Господня содержится учение о кротком человеке, проповедующем закон, веру, добровольно и невинно страдающем и прославленным Богом, и установившем Свое Царство на земле.
Первая песнь Раба Господня (42, 1-9) 1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; Значение слова Отрок – только что говорили. Держать за руку – следует понимать как передача особой помощи, особое руководство. Избранный Мой – человек, на котором лежит особая миссия, для которого возможно особое служение Богу. Он, конечно, отличается особой праведностью. К этой праведности благоволит душа Бога. Положу дух Мой на Него – избранник будет обладать особыми харизматическими дарами. Возвестит народам суд: суд – «мешна» - означает религиозное учение, закон. 2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; Этими словами подчеркивается и кротость Раба Господня, и то, что Его проповедь не будет отличаться внешним эффектом, т.е.не в этом будет заключаться сила Его проповеди. 3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; 4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Трость надломленная – 4 Царств, 18 гл.: 21 Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него. Т.е.военное могущество Египта было в то время подорвано. Означается нечто ослабленное, подорванное, что потеряло свою силу. Оба эти выражения – трость надломленная и лен курящийся – означают в сущности одно и то же – человека с крайне слабой верой. (См., например, Ин Златоуста). Т.е.Он не сделает такого, чтобы человек со слабой верой совсем бы потерял веру, Он не угасит и такую слабую веру. Суд по истине – т.е.основным оружием Его будет истина, основным критерием. Острова – Он пронесет, выполнит Свою миссию до конца. Славян.перевод (септуагинта) – «языцы уповати имут», т.е.народ. 6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, 7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы. Итак, призвание Раба Господня – в праведность (правда). Также второй раз повторяется «держать за руку» - давать особую помощь, особое руководство действиями. Завет для народа, свет для язычников – для язычников, находящихся во грехе, Раб Господень д.быть светом, а для народа д.быть заветом. Глаза слепых – многократные высказывания Христа о слепоте духовной, о сидящих в темнице – слова Христа о рабстве греху.
Вторая песнь Раба Господня (49, 1-7) Тематика та же самая, но песнь идет от первого лица и от имени Самого Раба Господня. 1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; Для еврейского языка и поэзии характерны такие повторы. Призвание Раба Господня было еще от чрева Матери. 2 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; Уста как острый меч – слова апостола, что слово Божие живо и действенно и острее меча обоюдоострого. Тенью руки покрывал – избавлял от бедствий, возможных опасностей во время служения. То же самое означает выражение «в колчане Своем хранил». Сделал стрелой изощренной – когда стрела изготавливается, чтобы точно поразить цель. Т.е.сила Раба Господня – также и в точном исполнении служения. 3 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. Точное объяснение дать нельзя, т.к.для этого надо разбирать значение имени Израиль. То, что не удалось полностью олицетворить в ветхозаветном Израиле – правду Божию… - то исполняет Раб Господень, т.е.Он д.стать олицетворением всего Израиля, истинного Израиля, его праведностью, славой. 4 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего. Такая особая помощь Божия вовсе не означает какого-то фантастического успеха проповеди и всеобщего принятия Раба Господня. Так что временами по человечески Рабу Господню может казаться, что он напрасно трудится, но его награда – не от людей, а от Бога, так же как и право проповеди дано ему Богом. 5 И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя. 6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. 7 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя. Еще раз проводится та же мысль – что этот человек не будет обладать светской властью, Он будет поносимым всеми, но итог Его будет славен. Он будет не только средоточием израильских колен, но и светом для народов, и через Него спасение д.разойтись до концов земли, дойти во все страны.
Третья песнь Раба Господня (50, 4-9) Повествование ведется тоже от первого лица, основной акцент делается на невинных страданиях. 4 Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Язык мудрых – именно в этом сила проповеди. Подкреплять изнемогающего – т.е.слово – единственное оружие Раба Господня. 5 Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. 6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. Открыл Мне ухо – т.е.что-то было открыто тяжелое по человечески, невыполнимое, невыносимое для него – и не отступил назад, т.е.принял тяжелую миссию, края возложена на него Богом. Предал себя на добровольные страдания. 7 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. 8 Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне. И в страданиях Бог не оставляет Своего Раба. Его страдания невинны, никто не может обвинить Его («Кто из вас обличит Меня о грехе?»). 9 Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их. Раб Господень обладает особой помощью Божией, и Его обвинить никто не может, а если кто обвиняет напрасно, то тому человеку предсказывается его участь.
Четвертая песнь Раба Господня (52.13 – 53.12) Эта песнь состоит из трех отделов: вступление (52.13-15), основная часть (53.1-9), заключение (53.10-12). Это наиболее яркий пророческий отдел, описывающий невинные страдания и конечное торжество Раба Господня. Здесь в одном месте содержится более яркое пророчество, чем во всех остальных вместе взятых мессианских пророчествах Ветхого Завета. 13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. 14 Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих! 15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. 13 ст. – эта фраза провозглашает собой всю суть последующей речи. В религиозном учении всегда имеет значение не прошлое, а настоящее и будущее, конечная цель. То, о чем дальше говорится – страдания и лишения – это следующий этап, через крый надо пройти, и этот этап имеет второстепенное, вторичное значение. 14 ст. Многие изумлялись – т.е.сама степень страданий, степень унижения вызывала изумление даже у тех, кто смотрел на него. 15 ст. – народы приведет в изумление. Слова ап.Павла о проповеди Христа распятого – иудеям безумие, эллинам соблазн. Всегда человек пользуется той властью, какую имеет на земле. В данном случае Раб Господень, имеющий власть, находился в крайнем униженном положении. Такого учения еще никто не слышал. Основная часть: гл.53 1 [Господи! ] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Повсюду в Евангелии мы встречаем неверие в Иисуса Христа как Мессию. И сами чудеса Он совершал не как самоцель, а именно как подтверждение истинности Своей проповеди. Его ожидали как царя, и действительно, в этом месте есть некое видимое противоречие с 9 гл.Ис. – начальство бысть на раме Его – а здесь об униженной личности. Кому открылась… – пути воли Божией человеку не дано знать полностью. 2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. 3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. У Раба Господня не было к-либо знатного положения в обществе. В чем выражалось светское величие – понятно (дорогие дома, поля, соответствующие одежды и манеры держаться…) Ничего этого у Мессии не было. Более того, в этом отношении Он встречал презрение. «От Галилеи м.ли что добро быти?» 4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Страдания Его были добровольны, Он Сам взял их на Себя. Обычное человеческое мнение – что наказание – это следствие греха. 5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. На самом деле Его страдания – не выражение гнева Божия, а принятие наших грехов и страдания за них. Ранами исцелились – Его страдания были спасительными для нас. 6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Каждый человек под грехом, но каждый заблуждался по своему. Одни не зная закона, другие – наоборот, зная и нарушая его. На Него Господь возложил грехи всех нас, и Он понес наши грехи. Т.о.: 1) страдания не всегда являются наказанием Божиим, 2) тем более страдания Раба Господня – совершенно добровольны и спасительны для людей. 7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Истязания принял на себя добровольно и терпеливо переносил страдания. Сравнение с покорностью агнца. Не открывал уст – не было отвержений, проклятий и т.д. «Укоряем, против не укоряше, стражда не прещаше» (Павел) 8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Над Ним никто не мог совершить праведный суд. Род Его кто изъяснит – знали Христа по человечеству, но не знали по Божеству, не знали тайны Его непорочного зачатия. Отторгнут…, претерпел казнь – но не за Свой грех, а за преступления народа. 9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. О погребении Христовом. С момента смерти начинается и прославление невинного Страдальца. 10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. Господь попустил мучения Своему Рабу, но эти страдания имели далеко идущие плоды. Через эти страдания и через Него, Его Личность будет исполняться воля Господня. 11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. «Да сбудется, яже писана суть в законе и пророцех и псалмех о Мне». Он оправдывает многих через то, что люди познают Его. 12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. К злодеям причтен был – цитируется в Евангелии.
ПРОРОЧЕСТВО О ПОМАЗАННИКЕ ГОСПОДНЕМ И ЕГО ЦЕРКВИ (61, 1-10) Повествование также ведется от первого лица и здесь, пожалуй, делается акцент на водворении Царства Божия на земле. 1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, 2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих Сами по себе первые слова указывают на постоянное пребывание Духа Божия на Его Рабе. Помазал – надо помнить, кто проходил помазание в Ветхом Завете – священники либо цари. Это указывает на высокое призвание Помазанника Господня. Благовествовать нищим – параллельное место «Блаженни нищие духом». Исцелять сокруш.сердцем – примеров такого рода в Евангелии много. Пленным освобождение… - о рабстве греху и о темнице греха. Соответственно, на это была направлена проповедь о Царствии Божием с призывом к покаянию. Проповедовать лето Господне благоприятно – за образец надо взять юбилейный год, возвещать начало этого года. День мщения – здесь м.говорить об эсхатологическом моменте 2-го пришествия. Утешить всех сетующих – все Евангелие проникнуто этим духом, как в мессианском, так и в эсхатологическом смысле. Так, день этот д.быть днем радости, «ибо приблизилось время ваше». Господь в синагоге прерывает чтение на словах «проповедати лето Господне приятно», а об эсхатологии далее не читает – видимо потому, что эти откровения говорились уже в узком кругу Его учеников. 3 возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. Одежда – в смысле благодатных даров. «Одеждею нетления одея мя». Помазание маслом означает всегда праздник. Тот же обычай был и у языческих народов – во дни олимпиады в Др.Греции и атлеты, и зрители намазывались маслом. Противопоставление духу скорби – славная одежда. Сильные правдой – праведные – те, кто принял проповедь Раба Господня, и они будут сильны своей праведностью. 4 И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов. Тут есть и исторический смысл, он вполне очевиден. В духовном, мессианском смысле – здесь надо понимать языческий народ – пустыни вековые, т.е.где никогда не было понятия о Боге и не было никаких духовных плодов. 5 И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. 6 А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. 7 За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них. Исторический смысл прослеживается, но нельзя сказать, что оно исполнилось полностью в историческом смысле после Вавилонского плена. Все-таки вдвое не получили земли, и иноземцы не приходили к ним пасти стада. Наоборот, послепленный период характерен либо зависимым положением – жизнь под чьим-то владычеством, либо тяжелой борьбой за религиозную самостоятельность. 8 Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; 9 и будет известно между народами семя их, и потомство их - среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. Здесь еще раз воспоминается любовь Божия к закону, ненависть к насилию и установление вечного завета. 10 Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. Те, кто благословенны Господом, пребывают в Боге, а пребывание в Боге – это радость, которая сравнима с радостью жениха и невесты.
КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ Пророк Иеремия происходил из священнического рода, жил в небольшом городке Анафофе (на север от Иерусалима), как священник он был хорошо знаком с законом, хорошо знал, что должно быть при храме и что там на самом деле было. Как священник принадлежал к высшим слоям общества. Начинал свое служение при царе Иосии, в 13-й год его царствования, и до последнего, 11-го года царя Седекии (Иерем.1, 2-3). Пророчествовал при всех последних царях. Время служения его – это время кризиса Иудеи. Кризис был и во всех отношениях – и внешнеполитическом, и во внутриполитическом, и в религиозном, и нравственном. Так, Иудея – маленькое государство, оно потеряло свое былое военное могущество и стало ареной борьбы между Египтом и северными державами. Внутриполитически – Иудею постоянно будоражили различные внутренние партии – проегипетская, просирийская. И те, и другие стремились использовать Египет и Ассирию лишь как прикрытие и как союзников, поддерживали национальную независимость. Отсюда и происходили восстания, крые разоряли государство и вызывали нашествия. В религиозном отношении – тоже разные партии – проязыческая, и др. Нравственные отношения между людьми – тоже кризис. Иеремия был свидетелем всего этого. Последних царей мало волновали религиозные дела, а только свое положение и свой престиж. Манассия – залил Иерусалим кровью праведников. Иосия – уничтожил язычество и запретил, и т.д. Но и самые решительные действия Манассии не могли уничтожить веру, а действия Иосии – уничтожить язычество. С политической точки зрения – потрясения, связанные с переменами религии, расшатывали основы государства, создавали нестабильность политическую и религиозную. Помощь Божия Иосии все-таки подавалась. Происходит упадок Ассирии, и Иосия расширяет границы государства далеко на север. Это был пожалуй последний, хотя и кратковременный подъем Иудеи как самостоятельного независимого государства, и после него начинается стремительный упадок. Иеремия ясно видел происходящее, делал все, чтобы максимально обезопасить, спасти государство и народ. Он указывал пути выхода из кризиса, но его голос оставался неуслышанным. Он говорил о необходимости религиозного и морального исправления, наставления на путь истинный, исполнения закона между людьми. Предсказывал те бедствия, крые постигнут Иерусалим. Также подсказывал Седекии правильные политические решения. Прямо говорил, что Навуходоносор – это орудие гнева Божия, и призывал к покорности Вавилон. Ряд царей, отличавшихся большой политической недальновидностью – в первую очередь Иоаким. Ясно сознавал, что впереди его ждет война, нашествие вавилонского царя. Цари обычно тратили свое время на постройку крепостей, укрепление городов, стен, обеспечение города водой (что делал Езекия в Иерусалиме), создание запасов продовольствия. Иоаким же это время использовал для постройки собственного дворца. Это дало свои плоды. После того как Навуходоносор разбил египетскую армию ему ничего не стоило взять Иерусалим и все, что было в нем разграбить, увести часть людей и забрать богатство. Затем Иоаким, видимо, надеясь на Египет, отказался платить дань Навуходоносору, чем вызвал новое нашествие и смерть – он погиб. Что касается Иехонии, то он был более дальнозорким, чем Иоаким, царствовал всего три месяца. Не оказал Навуходоносору вооруженного сопротивления. Вышел ему навстречу из города, был уведен в плен и позднее – содержался в Вавилоне в почете. Наконец, чисто марионеточный царь Седекия – его царствование также было трагичным для Иудеи. Видимо, сам по себе он был человеком неплохим – был целый ряд положительных моментов, это видно из кн.Иеремии – он спрашивал совета, выполнил просьбу Иеремии – облегчил его участь в темнице, но в то же время был человеком слабовольным, если не сказать - совсем безвольным. Находился под сильным влиянием внутренних партий. Именно под влиянием этих партий он принимает роковые для себя и для страны решения – отложиться, отделиться от Вавилона (в период наибольшего военного могущества Вавилона), о вооруженном сопротивлении Вавилону в Иерусалиме. С охотой слушал Иеремию, но просил его, чтобы тот никому не передавал никому их разговоров. Итог правления был самым плачевным – Иерусалим постигла крайняя степень бедствия. На месте цветущего города стали развалины, а страной стал управлять вавилонский наместник, в стране осталось ничтожно малое количество населения. Иеремии предлагался выбор – жить там, где он хочет. Военачальник Навуходоносора Навузардан предлагал Иеремии идти в Вавилон и почетное содержание там. Но Иеремия остался на родных и дорогих ему развалинах продолжать свое пророческое служение.
|