![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
песнь (2 гл.)⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Иерусалим предстает в разрушенном виде. 1 Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего. 2 Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых: 3 в пылу гнева сломил все роги Израилевы, отвел десницу Свою от неприятеля и воспылал в Иакове, как палящий огонь, пожиравший все вокруг; 4 натянул лук Свой, как неприятель, направил десницу Свою, как враг, и убил все, вожделенное для глаз; на скинию дщери Сиона излил ярость Свою, как огонь. Тема Иерусалима – городские стены разрушены, как и все укрепительные сооружения, и не вспомнил о подножии ног Своих – т.е.храм и святыни также поруганы. 6 И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника. 7 Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день. Итак, стены храма разрушены и очевидно, что автор этой песни был свидетелем всех этих событий. До этого пророк хорошо помнил шумные праздники, крые были до этого в Иерусалиме. Ликование неприятелей, ворвавшихся в храм, вполне сравнимо с тем, что было ранее у евреев. 8 Господь определил разрушить стену дщери Сиона, протянул вервь, не отклонил руки Своей от разорения; истребил внешние укрепления, и стены вместе разрушены. 9 Ворота ее вдались в землю; Он разрушил и сокрушил запоры их; царь ее и князья ее - среди язычников; не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа. Ворота вдались в землю – очевидное авторское свидетельство. Не прояви себя Седекия таким непокорным, жизнь Иерусалима бы продолжалась, и все могло бы пойти по другому пути. Физическое разрушение – полбеды. Самое страшное – это все сопровождается духовным опустошением. Нет князей, нет духовного управления, оскудение духовное, пророки не сподобляются видений – помимо того, что святилище разрушено. У людей пропала радость жизни. Вся остальная часть – это то же самое продолжение описания состояния Иерусалима и причин бедствия. Например, 14 Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию. Конец этой песни печали – описание массового истребления людей: 21 Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча; Ты убивал их в день гнева Твоего, заколал без пощады. 22 Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои, и в день гнева Господня никто не спасся, никто не уцелел; тех, которые были мною вскормлены и вырощены, враг мой истребил".
3 песнь Представляет собой личный плач, личное сетование. Здесь пророк жалуется на личные стесненные обстоятельства. И здесь объясняются причины бедствий народа – неправедный суд, указываются пути избавления – обращение к Всевышнему. 4 песнь Написана, возможно, уже после разрушения Иерусалима. Описывается жалкое состояние города. Золото потускло, святилище разрушено, князья унижены, народ находится в бедственном состоянии. Также указывается причина гнева Божия – в данном случае это грехи лжепророков и священников. Народ ожидал помощи со стороны, но она не пришла, друзья изменили, и более того – сами бывшие союзники в борьбе с вавилонянами стали врагами. 4 гл. 21 Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься. 22 Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои. Впоследствии мы вернемся к этому месту, когда будем говорить о пророчестве об Идумее у пророка Авдия. 5 песнь. Здесь помимо сетования содержится и молитва за Израиль. Бедственное состояние находится уже на совершенно ином уровне. Уже враги чувствуют себя хозяинами на земле, а сами обитатели земли находятся в бесправном положении. 7 Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. В кн.же Иезекииля будет говориться об индивидуальной ответственности за грех. Структура песни: начало и конец – это обращение к Богу, середина – это описание бедственного состояния. Завершение песни – это молитва о милости Божией к Израилю.
ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ Книга неканоническая, более того – анализ книги показывает, что она никак не м.принадлежать Иеремии, потому что автор послания явно был хорошо знаком со всеми вавилонскими обычаями и культами. И на этом делается акцент. Такой стиль изложения полностью, совершенно отличен от стиля пророка Иеремии, крый никогда не вступал в полемику относительно ложности язычества. Он говорил лишь о необходимости праведности и поиска истины. Но самая главная причина, почему это послание не м.принадлежать Иеремии – т.к.оригинал послания Иеремии вавилонским переселенцам помещено в 29 главе его книги, и идеи там изложены совершенно иные. Оригинал греческий. В Вульгате же помещено в последней главе кн.Варуха. Краткий обзор послания. 3 Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром. Это полностью противоречит содержанию др.его послания и пророчеству о 70-летнем вавилонском плене. Затем идет полемика против язычества. Описывается ложность идолов. Идолов выделывает художник, их украшают золотом, серебром и дорогими украшениями, перед ним зажигают светильники, но ничем этим они воспользоваться не могут, все эти дорогие украшения не спасают их от ржавчины и моли, по ним ползают кошки и крысы, другие животные, они совершенно бессильны, ни на что не способны – дать что-либо человеку. Бывает так, что и сами языческие жрецы совершают злоупотребления в капищах, злоупотребляют жертвоприношениями и дарами идольскими, присваивают их себе. Соответственно, обычные животные – и те выше их. 72 Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он - далеко от позора.
КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА Тоже книга неканоническая, в еврейской Библии ее нет. О личности Варуха: 1 Слова книги, которые написал Варух, сын Нирии, сына Маасея, сына Седекии, сына Асадия, сына Хелкии, в Вавилоне, 2 в пятый год, в седьмой день месяца, в то время, когда Халдеи взяли Иерусалим и сожгли его огнем. Указывается родословие Варуха до 5-го колена. Это говорит о знатности пророка. Пророк занимал видное светское положение. Он был учеником пророка Иеремии, записывал пророчества Иеремии, когда последний находился в тюрьме и не мог лично обратиться со своим словом. Кроме того, Варух после разрушения Иерусалима был взят в плен и освобожден по просьбе Иеремии. Он так и оставался с прор.Иеремией до конца его жизни, был вместе с ним уведен в Египет. В книге м.выделить пролог, эпилог и 4 части. 3, 9-38: 9 Слушай, Израиль, заповеди жизни, внимайте, чтобы уразуметь мудрость. 10 Что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? Состарился ты в чужой земле, осквернился вместе с мертвыми, 11 причислен к находящимся в аде, 12 оставил источник премудрости. 13 Если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире вовеки. 14 Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир. 15 Кто нашел место ее, и кто взошел в сокровищницы ее? 16 Где князья народов и владевшие зверями земными, забавлявшиеся птицами небесными, 17 и собиравшие серебро и золото, на которые надеются люди, и стяжаниям которых нет конца? 18 Где те, которые занимались серебряными изделиями, и которых изделиям нет числа? 19 Они исчезли и сошли в ад, и вместо них восстали другие. 20 Позднейшие видели свет и жили на земле, но пути мудрости не познали; 21 не уразумели стезей ее, и не достигли ее сыновья их: они были далеко от пути ее. 22 Не было слышно о ней в Ханаане, и не было видно ее в Фемане. 23 Сыновья Агари искали земного знания, равно и купцы Мерры и Фемана, и баснословы и исследователи знания; но пути премудрости не познали и не заметили стезей ее. 24 О, Израиль! как велик дом Божий, и как пространно место владычества его! 25 Велик он и не имеет конца, высок и неизмерим. 26 Там были изначала славные исполины, весьма великие, искусные в войне. 27 Но не их избрал Бог, и не им открыл пути премудрости; 28 и они погибли оттого, что не имели мудрости, погибли от неразумия своего. 29 Кто взошел на небо, и взял ее, и снес с облаков? 30 Кто перешел моря и нашел ее, и кто принесет ее, лучшую чистого золота? 31 Нет никого, знающего путь ее, ни помышляющего о стезе ее. 32 Но Знающий все знает ее; Он открыл ее Своим разумом, Тот, Который сотворил землю на вечные времена и наполнил ее четвероногими скотами, 33 Который посылает свет, и он идет, призвал его, и он послушался Его с трепетом; 34 и звезды воссияли на стражах своих, и возвеселились. 35 Он призвал их, и они сказали: " вот мы", и воссияли радостью пред Творцом своим. 36 Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. 37 Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. 38 После того Он явился на земле и обращался между людьми. Свойства премудрости: 1 – непознаваемость. Ее не смогли познать мудрецы этого мира. Премудрость – это свойство Божие, Бог владеет ей. Он открыл ее рабу своему Израилю, и она является вечным законом жизни. Последняя фраза рассматривается как мессианское пророчество (38 ст.). В Рожд.сочельник эта паремия читается под именем Иеремии, и, видимо, ее рассматривают как составную часть кн.Иеремии. Книга изначально написана на еврейском, но до нас дошел только греч.текст.
КНИГА ИЕЗЕКИИЛЯ Пророк Иезекииль был современником Иеремии. Был не только священником, но и родственником Иеремии – из рода Ааронова. Был уведен в Вавилон вместе с царем Иехонией и там призван на пророческое служение. Его пророч.служение м.разделить на два периода – до и после разрушения Иерусалима. Его пророчества резко различаются по стилю. Первое пророчество – 1-30 главы книги. Здесь – обличительные пророчества, обличает идолопоклонство. Предсказывает и изображает разрушение Иерусалима, призывает к обращению к Богу и нравственному исправлению. Гл.31-48 - После разрушения Иерусалима его пророчества приобретают утешительный характер. Предсказывает возвращение к вере и возрождение Иудеи. Особенности его пророчеств: Сначала (до разрушения Иерусалима) Господь отнял у него дар речи, т.е.он стал немым. За исключением тех случаев, когда он д.был изречь пророчества. О конце жизни его ничего неизвестно, ясно, что умер в Вавилоне. Деление книги по содержанию: 1-3 гл. – призвание пророка, описание видения величественной славы Божией. 4-24 гл. – описание угроз, обличений и символических действий пророка, крые предсказывали разрушение Иерусалима. Совершенно явное описание языческого культа в Иерусалиме, вещи называются своими именами, особенно в 8 гл. Называются и действующие имена, крые, видимо, были хорошо известны не т.самому пророку, но и тем, кто жил с ним. 25-32 гл. – пророчество о соседних народах. 33-39 гл. – утешительные пророчества о возрождении Иудеи. 40-48 гл. – описание видения нового города и нового храма.
Призвание пророка Иезекииля. Призвание было в 5-й год правления царя Иоакима при реке Ховаре. Трудно передать величие этого видения, представить себе то, что видел пророк. Пророк пал ниц перед величием этого видения, но был поставлен на ноги. 2, 3-7. 3 И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. 4 И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: " так говорит Господь Бог! " 5 Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. 6 А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; 7 и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы. Дело пророка – увещать. 8 Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе. 9 И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток. 10 И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: " плач, и стон, и горе". 3 гл.1 И сказал мне: сын человеческий! съешь, что перед тобою, съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву. 2 Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток; 3 и сказал мне: сын человеческий! напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе; и я съел, и было в устах моих сладко, как мед. Это можно назвать тайносовершительным моментом посвящения Иезекииля в пророки. Пророк съедает свиток со словами «плач, стон и горе», а в устах становится сладко, как мед. Т.е.пророк, когда возвещает слова бедствия, это д.приносить ему радость. 4-9 ст.: 4 И Он сказал мне: сын человеческий! встань и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами; 5 ибо не к народу с речью невнятною и с непонятным языком ты посылаешься, но к дому Израилеву, 6 не к народам многим с невнятною речью и с непонятным языком, которых слов ты не разумел бы; да если бы Я послал тебя и к ним, то они послушались бы тебя; Итак, пророк д.возвещать Слово Божие тем, кто, как он заведомо знает, его не послушает, но это его не д.огорчать. Т.образом, они не слушают бога. Также о смысле пророческого служения: 17-21 ст. 17 сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. 18 Когда Я скажу беззаконнику: " смертью умрешь! ", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. 19 Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. 20 И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. 21 Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою. Т.о., дело пророка – увещать. Пророк не может отвечать за то, что его не слушают, а м.отвечать только за свою собственную пророческую деятельность. И если он увещал нарушителя закона, а тот не послушал его, то пророк не несет за это ответственности. Если же пророк не выполнил своей миссии, не увещал грешника, то он несет полную ответственность за его гибель. Воля Божия никому насильственно не навязывается, оно всем предлагается. То же самое будет повторено в 33 главе. 27 А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: " так говорит Господь Бог! " кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом. В этом особенность пророка Иезекииля – он не мог говорить, за исключением случаев, когда он получал пророчество, новое откровение Бога.
Символические действия прор.Иезекииля 4 гл. – изображение осады Иерусалима. 1 И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его перед собою, и начертай на нем город Иерусалим; 2 и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и насыпь вал вокруг него, и расположи стан против него, и расставь кругом против него стенобитные машины; 3 и возьми себе железную доску, и поставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лице твое, и он будет в осаде, и ты осаждай его. Это будет знамением дому Израилеву. 4 Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их. Видимо, народ не верил пророку, не верил, что Иерусалим м.быть разрушен, поэтому пророк применяет символические действия – изображает осаду Иерусалима. 5 И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева. Почему такие цифры – сказать трудно. 7 И обрати лице твое и обнаженную правую руку твою на осаду Иерусалима, и пророчествуй против него. Трудное место. Говорится, что пророк д.пророчествовать не в пользу Иерусалима, а против него. 9 Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоем; триста девяносто дней ты будешь есть их. Итак, всеми действиями пророк изображал осаду Иерусалима и голод внутри него.
Второе символич.действие – в 5 главе. 1 А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части. Объяснение этого символич.действия – здесь же, в 5 главе. Бритье волос – тоже символич.действие, крое означает судьбу Израиля.
Символическое действие в 12 главе. 1 И было ко мне слово Господне: Пророк символич.действием изображает предстоящее переселение, и особенно в первую очередь – знамение для начальствующего, т.е.для царя Седекии. Через пролом в стене халдеи ворвались в Иерусалим, через тайный ход царь Седекия покинул город, но он был застигнут, приведен к царю Вавилонскому и ослеплен.
И утешительное символич.действие – в 37 главе. 15 И было ко мне слово Господне: Т.е.это пророчество о восстановлении израильского царства, о восстановлении колен израильских и о прекращении вражды между ними.
УЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГРЕХ 14 гл. 12 И было ко мне слово Господне: Трудно сказать, почему упоминается Даниил, т.к.он был жив и был современником Иезекииля. Для живого человека всегда есть опасность согрешить. Эти 3 человека не имели власти перед Богом заступиться за свой народ. На эту же тему – в 18 гл. Тут это учение развито более обширно и носит в большей степени утешительный характер. 1 И было ко мне слово Господне: Основная мысль этой части – «праведник жив будет». 10 Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь, и делает что-нибудь из всего того, Т.е.грешник погибнет, и здесь нет связи между отцом и сыном.
14 Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им: Т.е.получается, что если у грешного отца праведный сын – сын не будет нести вины за беззакония отца. Но как это сочетается с 34 гл.Исхода (явление славы Божией Моисею, где Гдь называет Свое Имя и являет Свои свойства) прощает вину, но не оставляет без наказания до 3 и 4го рода. Противоречия, видимо, нет. Здесь в этом утешительном контексте пророк говорит о том, что спасение возможно для каждого – в ветхозаветном смысле. Оставляет надежду для каждого, независимо от того, какими были его предки. То, что говорит Гдь Моисею – скорее последствия греха. Иезекииль вовсе не хочет сказать, что последствия греха не будут распространяться на детей, а только то, что сын не понесет на себе вины. Вины нет, но последствия остаются. 21-23 ст. 21 И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Каждому открыто покаяние, т.е.если беззаконник встанет на путь праведности, то его беззаконие не припомнится. 24 И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет. И праведник тоже может согрешить, это противоположный случай. Соответственно, праведные дела его ему уже не припомнятся. «В чем застану, в том и сужу». 27 И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою. Все-таки акцент делается на обращении беззаконника, чтобы все были живы. 31-32. 31 Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Господь хочет не смерти, а жизни, покайтесь и живите.
ОБЯЗАННОСТИ ПАСТЫРЯ 33 гл.Иезек. Почти дублируется 3 гл.книги пророка. Обязанности пророка и пастыря в сущности совпадают. 33, 7 - 7 И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Вот почему еще раз эти обязанности повторяются. Теперь еще раз, после разрушения Иерусалима. Потому что внутренней организации иудейского общества уже не существует, руководители уничтожены, священства нет, все находятся в одинаковом положении пленников. И пророческое служение остается единственным организующим началом еврейского общества. 1 И было ко мне слово Господне: Здесь приведен всем понятный и доступный на востоке образ – дежурного часового, городского стража. И приведена всем понятная аналогия – если охранник города предостерег жителей об опасности, но кто-либо этому голосу не внял, тот сам несет ответственность за свою гибель. Наоборот, если он не предупредил жителей, то он несет ответственность за их гибель. 8 Когда Я скажу беззаконнику: " беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Итак, пророк является таким вот стражем. Он должен обличать грешного человека. Если пророк исполняет свои обязанности, а грешник не кается, то в таком случае пророк не несет за него ответственности, как и наоборот – если пророк не выполняет своей миссии, не борется с грехом, то он несет ответственность за гибель людей. И еще в этой главе интересный момент – повторяются те же тезисы, то и в 18 главе. 10 И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: " преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить? " Итак, человек создан не на погибель, а для жизни, и Гдь каждого зовет на этот путь жизни. Для каждого грешника открыт путь покаяния и жизни.
ОБЛИЧЕНИЕ НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЕЙ Сама тематика очень похожа на аналогич.пророчества Иеремии, разве что обличает немного другими словами. Здесь же есть предсказания о Мессии. 34 гл. 1 И было ко мне слово Господне: В чем вина пастырей у Иез.? В отлич.от Иеремии, где он говорит, что пастырь губит и разгоняет овец, здесь даже такого не сказано. Вина пастыря не в том, что он сам грешен, что сам ведет порочный образ жизни. Он сам м.быть и неплохой человек, даже праведный. А вина в том, что они не пасли стадо. «Пасли самих себя», были озабочены своим материальным положением. (Пастыри – совсем не обязательно священники). А об овцах, о стаде не заботились. Хотя они должны были сами искать этих овец, искать потерянную, возвращать угнанную. Соответственно, при таком типе правления овцы рассеиваются. 7 Посему, пастыри, выслушайте слово Господне. Итак, приговор, крый м.устрашить любого человека, находящегося у власти. У пастырей отнимется стадо. Дальше, 11-24 ст.- мессианское пророчество. 11 Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Можно охарактеризовать эти стихи так – то, что не выполнено пастырями израильскими, эта миссия принимается на Себя Богом. 17 Вас же, овцы Мои, - так говорит Господь Бог, - вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. Истинное пастырство, неотъемлемая часть его – это правильный суд. Здесь дается оригинальный образ – сильные животные быстрее пробираются к воде, выбирают лучшие участки пастбища. Естественно при этом, что они затаптывают пастбище ногами, копытами, так же как и мутят воду на водопое. Более слабым приходится пить мутную воду и жевать помятую траву. Сам Бог берет на Себя функции правосудия. 23 И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. Гдь будет высшим Пастырем, но будет пасти посредством единого пастыря Давида. Давид будет истинным пастырем. Соответственно, Гдь будет их Богом, а Давид будет их князем. Последующая часть 25-31 стихи – предсказывает заключение Нового Завета, завета мира, и время Давида будет временем мирным.
ПРОРОЧЕСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ Иез.37 гл. 1 Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, Пророчество имеет два смысла – исторический и эсхатологический. Поле, полное человеческих костей – это было напоминанием о том, сколько народа погибло во времена завоевания земли обетованной. По слову пророка кости стали сближаться, потом покрылись жилами, плотию, и затем в них вошел дух. 11 И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии - весь дом Израилев. Вот, они говорят: " иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня". В историч.смысле это пророчество о возвращении изгнанников из плена. Это один смысл. Др.смысл – не надо забывать, что в землю Изр.вернулись потомки переселенцев. А здесь в букв.смысле показывается оживление мертвых тел. И здесь пророчество носит эсхатологич.характер. Сначала происходит срастание костей и покрытие плотию, а потом уже мертвые тела оживают. Именно тогда, когда в них опять вдыхается дух. Т.е.здесь происходит тот же самый процесс, что и с первозданным человеком. «Вложу в вас Дух Мой, и оживете». Человек тогда становится живым, когда в него вводится Дух Божий. Как здесь не вспомнить, что сказано в апок. – творение нового неба и нового земли и преображение человеческих тел.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ НОВОГО ГОРОДА И ХРАМА Это пророчество тоже имеет эсхат.оттенок – по нескольким причинам. 1 – потому что многое из этого видения нереально, что не м.иметь места в реальной жизни. 2 – эти главы перекликаются с началом кн.Иезекииля. Там он тоже был перенесен в Иерусалим, видел совершающийся в нем грех, видел, как слава Божия покидала храм. В момент этого нового видения город и храм были разрушены. Храмов не существовало. Пророк же видел город и храм как уже существующие. Они приготовлены, но в городе пока еще никто не живет, и в храме еще ничего не совершается. И в этот город и храм вновь входит слава Божия. Теперь этот город д.стать городом праведности и местом служения Богу. 1 – 40-43 гл. – описание Храма. В целом храм очень напоминает, почти полностью – описание храма Соломона. 2 – 43-47 гл. – повторяются законы о богослужении, о жертвеннике, о священниках и левитах. В этой же части есть некрые эсхатологич.стихи. 3 – 47-48 гл. – распределение земли обетованной между коленами. Здесь есть интересный момент, в 47 гл. эта нереальная черта. 1 Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. Поток воды течет из святилища, и он так усиливается, что делает живой всю окружающую местность. Он явно стекает в Мертвое море, и там будет водиться рыба, благодаря этому потоку, и она будет изобиловать, а деревья будут приносить пищу. Дальше идет распределение земли между коленами, принципиально новое. По возвращении из плена земля не была т.образом распределена, т.е.здесь тоже пророчество имеет эсхатологич.смысл.
ВИДЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ВРАТ ХРАМА 44 гл. 1 И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. В данном случае можно толковать это место исходя из его богослужебного употребления. Привел обратно к воротам святилища – означает новое откровение. С этими воротами д.быть связано какое-то важное событие. И об этом событии прямо говорится: через эти ворота слава Божия прошла, и этими же воротами она придет в храм. Есть хлеб перед Господом - Параллельное место в Евангелии – Ин.4, 34 – 34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. После этого откровения пророк видит храм, наполняющийся славой Божией. Почему является паремией на Богородичные праздники – п.что в этих закрытых вратах усматривали девство Божией Матери. Это является прообразом приснодевства.
КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА 1 В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. Из этих стихов видим осн.биографич.данные о Данииле. Раньше других попал в Вавилонский плен, еще во времена царя Иоакима. С др.стороны, он не пережил ни нашествия 597 года при Иехонии, ни тем более разрушения Иерусалима. Здесь же узнаем, что он был если не из царского, то из княжеского рода, в Иудее занимал высокое положение в обществе. И что было в обычае у поработителей – они были взяты в Вавилон для освоения халдейского языка и наук с целью последующего служения при вавилонском дворе. Поэтому его книга ориентирована не на судьбу иудеев, а скорее наоборот – на судьбу халдеев, Вавилона, на будущее царство. Пророк Даниил занимал высокое положение при дворце сначала при вавилонских царях, а потом при персидских правителях. Он являет собой вместе с др.юношами пример веры и благочестия, проявленные в чужой стране. Его благочестие вполне сравнимо с пророком Моисеем. Он, как и Моисей, получил воспитание в чужой стране, языческой культуре, языческой среде, но никогда не переставал обращаться к Богу Израилеву. Неоднократно он истолковывал царю Навуходоносору его сны. В его книге есть христианское пророчество о 70-ти седминах. Нет никаких сведений, что он вернулся на родину. Вероятно, умер и был похоронен здесь же в Вавилоне, где прошла вся его жизнь. Авторство книги. Замечаний против авторства Даниила не было, а всегда были замечания против реальности тех событий, крые там описаны. Слова Христа, подтверждающие авторство Даниила – как увидите мерзость запустения на месте святом, как сказано у Даниила… Также в пользу его авторства – язык. Часть книги написана на арамейском языке, что выдает в авторе человека, крый жил в Вавилоне и был хорошо знаком с вавилонской культурой и языком. Состав книги. В еврейской Библии – состоит из 12 глав. В Септуагинте, а оттуда в славянской и русской Библии – из 14 глав. Последние 2 главы считаются неканоническими. Кроме того, в 3-ей главе содержится неканоническая вставка с 24-90 стихи. Это молитва Азарии и песнь трех отроков. Это место тоже считается неканоническим, явно христианского происхождения. Начало и конец книги написаны на еврейском языке. Середина книги (2-7 главы) – на арамейском языке. Т.е.все события, крые происходили во дворце царя вавилонского – речи магов и т.д. – записаны в оригинале. Перевод этой книги по Септуагинте в первые века христианства вышел из употребления, т.к.содержал много ошибок, и был введен в действие перевод Феодотиона.
ПРОРОЧЕСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ ДАНИИЛОМ СНОВИДЕНИЙ НАВУХОДОНОСОРА 2 гл. 1 Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него. Все более менее понятно, можно себе представить, чего стоит при дворце восточного деспота один ошибочный шаг. Ясно, что то, чего требовал Навуходоносор, не мог исполнить никто – истолковать сон, не зная его содержания. 13 Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их. Даниил прекрасно понимал, что среди прочих вавилонских мудрецов погибнет и он. Даниил пошел к своим товарищам. Здесь проявляется глубокая вера Даниила. Он верил в то, что Господь проявит к ним Свою милость. 19 И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного. Один из примеров того, когда дается истинное откровение от Бога по молитвам праведников. 26 Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его? В каком-то смысле ответ Даниила царю является проповедью об истинном Боге, проповедью веры. Он прямо говорит о том, что такие тайны непостижимы человеческой мудростью. Тайна такого уровня м.быть открыта только Самим Богом Небесным, крый является Всевидцем и открывает тайны. 29 ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. В первой части речи пророк Даниил показывает царю, что он знает содержание его сна. И как того и желал Навуходоносор, Даниил сразу же истолковывает значение сна. 37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, Здесь не найдете др.толкования, кроме последовательного описания 4х монархий. Золотая голова – символ Вавилонского царства, серебряная грудь – символ Персидского царства (персы были все-таки сдержанным народом и не так стремились к богатству и роскоши, и это царство отличалось большей прочностью и стабильностью – как серебро по сравн.с золотом). Медное царство – Македонское. Сам А.Македонский всю жизнь провел в военных походах и тем более стремился упрочить государство, и тем более его преемники стремились не к богатству и роскоши, а скорее к другому – культурному расцвету. И последнее – железо и глина – символ Римской империи. Слабые места Рим.империи – жестокое обращение с рабами, а они были пленными солдатами и хорошо владели оружием, отсюда – частые восстания. Другое – большая рассредоточенность империи, обширность, необходимость охраны, а при переселении народов она попала под удары.
|